дома » Статьи » Школа социальной адаптации

Школа социальной адаптации

Проект под таким названием региональной общественной организации «Благо – дарю» получил финансовую поддержку конкурса президентских грантов в 2017 году. Всего на реализацию проекта из федерального бюджета должно поступить около пятисот тысяч рублей.  О том, на что пойдут деньги, о целях проекта и его ожидаемом результате рассказала руководитель организации Эльга ТАДЫРОВА.

— Это ваш первый опыт участия в конкурсе президентских грантов?
— Да, в конкурсе такого высокого уровня мы приняли участие в первый раз, хотя несколько лет назад выиграли грант у регионального Министерства труда, социального развития и занятости населения. Тогда около ста тысяч рублей мы направили на внедрение инновационной технологии «мульттерапия» в Республиканском реабилитационном центре для детей с ОВЗ.
— Как пришла идея создать Школу социальной адаптации?
— В настоящее время в нашем регионе вопросами комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ успешно занимается единственное учреждение — Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Востребованность его услуг стабильно высока, в год курсы реабилитации проходят более тысячи детей.
Спектр предоставляемых услуг достаточно широк, внедряются инновационные технологии социальной работы. Однако, несмотря на накопленный положительный опыт по реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, всю эффективность коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, решающим образом определяет механизм социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.
— То есть для решения многих проблем необходимы дополнительные, в том числе финансовые, затраты?
— Конечно. Именно для того, чтобы решать возникающие проблемы, в 2014 году была создана наша общественная организация «Благо – дарю». В состав ее учредителей входим мы – сотрудники Республиканского реабилитационного центра для детей с ОВЗ, а также мама ребенка с инвалидностью.
— Расскажите о целях проекта «Школа социальной адаптации».
— Это создание оптимальных условий для социально-бытовой и средовой адаптации детей-инвалидов и их родителей.
Важно обучить не только ребенка-инвалида пользоваться предметами домашнего обихода, владеть различными действиями с ними, но и их родителей навыкам ухода за такими детьми.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что особую потребность в получении помощи и рекомендаций в части приспособления к бытовым условиям, выполнения обыденных функций по самообслуживанию испытывают родители, воспитывающие маломобильных детей, и семьи, проживающие в отдаленных селах республики. Именно у них ограничен доступ к предоставляемым социальным услугам и они наиболее нуждаются в социальной поддержке.
Как правило, это неполные, малообеспеченные семьи, зачастую испытывающие финансовые затруднения и не всегда имеющие возможность доехать до единственного реабилитационного центра и в течение курса реабилитации проживать вместе с ребенком в гостинице.
— Какие мероприятия будут проведены в рамках проекта?
— Предполагается оснащение (доукомплектование) кабинета социально-бытовой и средовой ориентировки в помещении, предоставляемом партнером проекта РРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Он представляет собой модель жилого помещения, которая будет оборудована вспомогательными техническими средствами реабилитации, доступными для инвалидов, приспособлениями для обучения правилам пользования техническими средствами реабилитации и бытовым навыкам в соответствии со спецификой имеющихся заболеваний. Для работы в данном направлении будут использованы специальные программы для детей и родителей по формированию навыков самообслуживания, образцов-моделей поведения в быту и общественных местах, навыков пользования техническими средствами реабилитации.
Проект предполагает три этапа.
— Он уже реализуется?
— В настоящее время идет работа над первым этапом проекта (разработка локальных актов, программ, необходимых для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми). До апреля мы должны закупить оборудование, оснастить помещение, начать работу и показать первые результаты. Участие в мероприятиях примут специалисты реабилитационного центра: педагог по социально-бытовой ориентации, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник.
Суть реализации данного проекта заключается в организации доступности и получении детьми-инвалидами и их родителями жизненно необходимых знаний и навыков социально-бытовой адаптации в условиях оборудованной модели жилого помещения, так называемого «жилого модуля». Он содержит зоны прихожей, кухни, место для пользования техническими средствами реабилитации. В первую очередь предполагается обучение бытовым навыкам на тренировочном стенде с помощью размещенных на нем управляющих устройств: это дверные ручки, кнопки, цоколи для электроламп, выключатели, розетки, шнуровки, молнии, а также мясорубка, телефонный аппарат и т.д. Занятия по восстановлению бытовых навыков проводятся индивидуально или в небольших группах с участием родителей. Весь «жилой модуль» должен быть действующим и соответствующе оборудованным, в нем будут проводиться информирование и консультирование по техническим средствам реабилитации.
Средства гранта будут направлены на укомплектование «прихожей» и зоны для пользования техническими средствами. «Кухню» оснастим за счет собственных средств.
При разработке программ занятий акцент будет сделан не только на социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов, но и на оказание помощи родителям в вопросах организации присмотра и ухода за детьми, формирование навыков самообслуживания у детей через проведение совместных занятий, психологических тренингов.
— Планируется ли участие волонтеров?
— Да, мы уже сотрудничали с горно-алтайскими колледжами: педагогическим, политехническим, культуры, медицинским.
Кроме того, по проекту предполагается обучение волонтеров технологиям взаимодействия с «особым» ребенком. Их помощь будет необходима маломобильным участникам проекта. Волонтеры будут оказывать помощь в организации занятий, мастер-классов, дней открытых дверей.
В июне — июле планируется организация двух реабилитационных смен «Мать и дитя», которые предполагают круглосуточное пребывание детей-инвалидов в сопровождении родителей в течение 14 календарных дней. Организация совместного проживания в период реабилитационного курса способствует в первую очередь укреплению детско-родительских отношений, во-вторых — расширению адаптивных возможностей семьи, формированию и закреплению коммуникативных, социальных навыков. Каждая смена будет завершаться конкурсно-познавательным мероприятием с привлечением родителей к его подготовке и проведению.
— Срок реализации всех проектов, представленных в 2017 году на конкурс президентских грантов, рассчитан на один год. По истечении срока ваш проект завершится?
— Нет. Школа социальной адаптации будет продолжать свою деятельность и после. Наличие опытных специалистов позволит более эффективно работать по данному направлению. Волонтеры будут помогать в оказании социально-бытовых услуг детям-инвалидам, проводить совместные праздники, участвовать в работе реабилитационных смен.
Приобретенное в рамках проекта оборудование будет использоваться и в дальнейшей деятельности реабилитационного центра. Смены «Мать и дитя» планируется проводить ежегодно.

Беседовала
Галина Ясакова

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: