дома » Статьи » На стыке трех границ

На стыке трех границ

Второй год в Кош-Агаче на базе общеобразовательной школы им. Лидии Тюковой действует кадетский корпус, возглавляет который офицер-воспитатель Кайрат Казазович Какиев. 14 октября прошлого года присягу приняли 26 ребят, нынче кадетов в высокогорном районе уже 64, в том числе и девочки.
Что произошло за это время в корпусе, как учатся и чем занимаются ребята – эти и другие вопросы мы задали человеку, который буквально с нуля организовал детей и родителей, нашел поддержку в самых разных кругах и по праву может считаться отцом этих 64 мальчишек и девчонок.

— Кайрат Казазович, как пришла идея в столь непростых условиях на большом удалении от города создать кадетский корпус?
— Мы находимся на стыке трех границ, считаю, здесь в принципе должна быть кадетская школа, дети должны быть воспитаны правильно. Когда пришли к такому пониманию, на уровне администрации района, школы, районо в 2016-м приняли решение о создании кадетского класса. В июне прошлого года начали принимать заявления от родителей, и 1 сентября в кадетский класс пришли 26 детей. Нам сначала выделили отдельный класс, ребятам в общеобразовательную программу добавили кадетский компонент, куда входят огневая, строевая подготовка, история вооруженных сил, изучение устава и прочее.
Детей начали набирать с пятого класса – 10 – 11-летних. В прошлом году были одни мальчики. В этом году в виде эксперимента мы взяли еще и девочек, организовали три класса и заняли уже целый этаж.
Нынче у нас один шестой и два вновь набранных пятых класса. Однако в уставе прописано, что детей мы будем принимать в любой класс, и в седьмой, и в девятый. Сделано это для того, чтобы ребята из семей военнослужащих, прибывших по месту службы, или гражданских, сменивших место жительства, смогли продолжить обучение, если до этого учились именно в кадетском классе.
— Количество детей увеличилось более чем вдвое. Говорит ли это о том, что возрос авторитет кадетского корпуса среди населения?
— Безусловно! И преимущества понимают не только родители, но и сами дети. В прошлом году мы ездили по всему району, рассказывали о классе, эта работа принесла свои плоды. Плюс мы прекрасно понимаем положение дел местных жителей, поэтому стараемся, чтобы обучение в кадетском корпусе не легло тяжелым финансовым бременем на семью. Например, в райцентре открыли две точки — одну с атрибутикой, чтобы детям не ездить в Горно-Алтайск, вторую – по пошиву формы. В общем, еще и создали рабочие места, и родителям дали возможность подготовить ребенка к обучению за реальные деньги.
— Как выстроен процесс обучения детей, которые приезжают из отдаленных сел? Им предоставляется интернат?
— Интерната пока нет, но в классах все равно учатся дети со всего района – живут у родственников. Дело в том, что удаленных деревень у нас много, желающих оттуда тоже достаточно. Люди звонят из Курая, Джазатора, говорят о желании отдать нам детей, но нет возможности, жить негде. Бывает и так, что ребятишки, даже пожив немножко у родственников, скучают, возвращаются к родителям. Если появится возможность и мы создадим интернат, учеников станет в разы больше, да и с родителей многие проблемы снимутся. Например, у нас есть ребята из Ортолыка, чтобы попасть в школу к восьми утра, они встают в половине шестого, родители их возят.
— А есть реальная возможность при кадетском корпусе открыть интернат?
— Этот вопрос я поднимал несколько раз. И среди коммерсантов его озвучивал, и депутатам говорил, что интернат обязательно нужен. Помимо решения наших насущных проблем с его помощью можно же снизить и безработицу – создать рабочие места, и много.
Возможность такая, по сути, есть. Не могу сказать, что это очень дорогостоящий проект, просто надо кому-то за него взяться. Идей много, и софинансирование обдумывали, и использование пустующих зданий, повторюсь: просто надо взяться и сделать.
— С самого открытия вы получили название «самый высокогорный кадетский класс». В чем еще ваша уникальность?
— Кроме того что мы действительно самый высокогорный кадетский класс, еще напрямую взаимодействуем с пограничниками. Они всегда идут навстречу, проводят уроки, приглашают к себе на экскурсии, помогают. Поэтому неудивительно, что наша направленность исключительно пограничная. Таких кадетских классов в России всего два, в Республике Алтай мы единственные.
— Какие преимущества дает ребятам обучение в кадетском классе?
— Нашим детям будет открыта дорога в военные училища. Сейчас мы добиваемся аккредитации, чтобы наши зачетки, где указаны дисциплины, количество часов, отметки, учитывались при поступлении в военное училище или университет и у ребят на руках был бы уже официальный документ.
— По замечаниям многих, кадеты существенно отличаются от своих сверстников поведением, взглядами на жизнь, ответственностью. Это действительно так?
— Действительно, наши дети очень дисциплинированны. Они заходят в школу, сразу выключают телефоны и до конца учебного процесса ими не пользуются. Родители об этом знают. Спускаемся на первый этаж – там дети сидят на переменах, уткнувшись в телефоны, играют, на учебу времени нет. У наших детей большая нагрузка. Если у кого-то из кадетов «проседает» общеобразовательный предмет, договариваемся с учителями, организовываем дополнительные занятия. Предметники занимаются с ними с удовольствием, говорят: «К вашим кадетам идем – душой отдыхаем. Умные, подготовленные, ответственные дети». Они по-настоящему живут и свое место видят в мире реальном, а не виртуальном.
— Каковы условия поступления в кадетский корпус?
— Чтобы поступить в кадетский класс, одного заявления недостаточно. Ребенок должен сдать экзамены: математику, русский язык и физическую подготовку. Кто не прошел, может попробовать на следующий год. Вот и все условия.
— Есть дети, которые не справляются с нагрузкой, переходят в обычный класс?
— Текучка небольшая есть, но это связано не с детьми, а скорее с родителями. Некоторые семьи узжают из района, некоторые родители отказываются из-за отсутствия средств. Хоть я и сказал, что стараемся найти подешевле форму и атрибутику, определенные деньги на экипировку все же нужны.
Очень здорово помогают активные родители и неравнодушные жители: договариваются со знакомыми, родственниками, кто-то что-то шьет, изготавливает, производит – и все это в помощь кадетам. В общем, все друг другу помогаем! Кто словом, кто делом.
— Так в чем же секрет воспитания кадетов?
— Я детей воспитываю так. Приходят, говорю: «Мамины пирожки закончились, у вас началась полувоенная жизнь. После окончания 11 класса вас никто жалеть не будет». Мы их приучаем к самостоятельности. В шестом классе девочек решили научить делать мужскую работу, мальчиков — готовить, шить. Эксперимент, считаю, удался. Многие мальчики сейчас могут пришить пуговицу, шевроны. Девочек будем учить пилить, строгать, забивать гвозди. Если они умеют автомат собрать-разобрать, почему должны бояться молотка и отвертки?

За окнами школы давно стемнело, опустели классы и коридоры, а офицер-воспитатель Кайрат Какиев все рассказывал о своих детях, делился планами, мечтал. Говорил так горячо, что становилось понятно: столько в душе, на сердце, и вечера не хватит поведать обо всем, что волнует, что хочется сделать. Энтузиаст, новатор, патриот – этого человека в районе называют по-разному. Поговаривают даже, что он совершил своего рода революцию: договорился с районной администрацией, чтобы изыскали деньги, и за кадетский компонент люди получают зарплату, что в принципе не предусмотрено. Деньги небольшие, но они и не главное. Как говорит сам Какиев, здесь собрались единомышленники, пенсионеры по выслуге лет, им не зарплата важна, а результат. Какой? Дети, которые вырастут защитниками Родины.
— Считаю, у нас все получается потому, что нравится. Нашел я себя в этой работе. Ведь правда к детям идем не за зарплату. Тем более двадцать последних лет дали о себе знать, пример тому – Украина. Я много ездил, видел, как подростки там относятся к старикам, к жизни, к истории. Теперь пожинаем плоды. Даже если бы не кадетский класс, я все равно бы что-то тут организовал, возможно спортивной направленности. Считаю, что мы способны из ребят вырастить нормальных людей — не наркоманов, не алкоголиков. Это и будет нашим главным достижением!

Наталья АНТЮФЬЕВА

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: