Школа на стыке пяти долин…

Дата:

На исходе 2017 года одна из старейших школ Горного Алтая, Беш-Озекская, отмечает 90-летие со дня открытия. Она начала свою работу в далекие времена становления советской власти, как говорят, на окраине империи, в маленьком селе на берегу р. Песчаной (Беш – на алт. яз.).

Это событие, наверное, можно приравнять разве что к полету Гагарина в космос или к появлению первого мобильного телефона, чтобы нынешнее молодое поколение могло представить себе его значение.
В те годы это село было самой отдаленной, глухой деревенькой, где заканчивались все пути-дороги, в нем проживали несколько семей кержаков-старообрядцев и семьи алтайцев – чабанов и животноводов.
Конечно же, открытие школы и появление первого учителя вызвали неоднозначную реакцию у первых поселенцев села, которое тогда называлось Бешпельтир, так как стояло на стыке пяти долин, в месте слияния пяти речек, самой большой из которых была река Песчаная. Считалось, что можно хорошо прожить, если быть трудолюбивым и ежедневно больше сил прилагать для выполнения работ по хозяйству и не тратить попусту время «на эту самую школу».
Предлагаю вспомнить прекрасное произведение Чингиза Айтматова «Первый учитель» и не менее прекрасный фильм режиссера Андрея Кончаловского, снятый по этому произведению, где почти один в один описано и показано, как начинали свою просветительскую деятельность в самых глухих уголках тогдашнего СССР первые учителя, которые порой жертвовали даже собственной жизнью во имя реализации идеи о ликвидации общей безграмотности.
Возможно, в моей родной деревеньке события происходили не столь радикальным образом, но общего также было немало.
Тем не менее, несмотря на отсутствие техники, селяне сами построили первое здание школы, в те годы оно было самым просторным и крепким строением в деревне.
Уже намного позже, в послевоенные годы, возле школы на берегу Песчаной были построены дома для первых учителей, баня, которая топилась по-черному, долгие годы полсела мылись в этой бане, потому что не имели своих.
Школа была центром жизни села, все более-менее значимые события начинались именно со школы, даже чтобы решить какие-то вопросы личного характера, люди шли прежде всего в школу, ведь учитель был самым грамотным человеком и мог помочь в разрешении большинства возникавших ситуаций.
Мои воспоминания о родной школе, где начиналась моя школьная жизнь, начинаются с далеких 1954 – 1955 годов, когда мои родители вновь вернулись в с. Бешпельтир (Беш-Озек), куда отец Николай Матвеевич Тыдыков был направлен на работу в качестве и директора школы и учителя. Школа была начальной и других учителей в ней не было.
По тем временам мой отец был единственным человеком в нашем селе, имевшим среднее педагогическое образование.
Из-за недостатка кадров учителей периодически перебрасывали из одного населенного пункта в другой. Например, прежде чем основательно «осесть» в Беш-Озеке, мой папа учительствовал в своем родном селе Камай, в Верх-Черге и Каярлыке Онгудайского района и был первым учителем у наших знаменитых писателей Б.У. Укачина, А.О. Адарова, в Кумжуле у него начинали учиться М.В. Карамаев и Л.В. Кокышев.
Но все-таки Беш-Озекской школе он отдал большую часть своей педагогической жизни, так как трудовую деятельность начал в ней и после войны с 1947 года до ухода на заслуженный отдых проработал здесь.
Я хорошо помню, как один из старожилов села ныне покойный Байрам Шемдышев, проезжая мимо моего папы, всегда спешивался со своего коня, садился с ним рядом у калитки и пожимал ему руку, приговаривая: «А ла Б – букваларга уреткен уредучим», что переводится как «Мой учитель, который первым научил меня различать буквы «А» и «Б».
А с нашим известным писателем Б.У. Укачиным вплоть до его ухода из жизни я жила в одном доме в Горно-Алтайске. Так вот, когда мой отец приезжал в город, Борис Укачинович никогда не проходил мимо него без того, чтобы не обнять и не благодарить бесконечно за первые в жизни уроки.
Жаль, что я тогда была достаточно молода и не придавала их встречам и разговорам того внимания, какое было необходимо, и не осталось никаких документальных записей, кроме воспоминаний. Только сейчас мне стало понятно, что нужно было фиксировать все эти моменты, ведь это была история…
Среди наших учеников в Беш-Озекской школе были Виталий Туякович Какпаков, в последующем ставший доктором биологических наук, академиком естественных наук РАН, Константин Дьоргончинович Шилыков – первый ага-jайзан алтайского народа, Эжер Яковлевич Яимов и Улужай Сергеевич Садыков, наши известные журналисты, многие из старожилов Беш-Озека, учительницы сестры Валентина Михайловна и Августа Михайловна Чичиновы, которые затем заменили моего отца в школе. Среди его учеников были Арбай Чоднаков, прославленный в районе тракторист, Иван Васильевич Тонгужанов, врач-ветеринар, выпускник Омского института ветеринарии, и другие старожилы села, многие из которых уже, к сожалению, ушли из жизни. Однако с большинством из бывших учеников отца мы общаемся практически в течение всей жизни.
Я хорошо помню старое здание школы, построенное из лиственницы, с просторными классами, с нашей любимой печкой-голландкой, которую мы облепляли, прибежав после наших шумных и веселых игр, устраиваемых на льду Песчаной на морозном воздухе. В каждом классе занимались ребята разного возраста. Например, учитель одновременно вел урок у 1-го и 3-го, а в соседнем кабинете – у 2-го и 4-го классов. Почему-то девочек было больше, чем мальчиков. Имелась в школе своя библиотека, из которой я «не вылезала». Очень быстро управившись со школьной библиотекой, я получила разрешение перейти в число читателей сельской («взрослой») библиотеки, избачом в которой тогда был Александр Анчин, кстати, тоже бывший ученик моего папы. Мое первое знакомство с произведениями Эмиля Золя, Теодора Драйзера и даже Ги де Мопассана произошло именно с легкой руки нашего сельского избача, и уже в интернате Шебалинской средней школы Ксения Васильевна Карамаева объяснила мне, что в 5 – 6 классе рано читать Альберто Моравиа, когда увидела, чем это я так увлеченно занята, в то время как остальные девочки в комнате либо учат уроки, либо развлекаются. Да, очень много воспоминаний, связанных со школой, с первыми нашими учителями!..
Конечно же, в сороковые – пятидесятые годы в школе были ученики-переростки, так как в годы войны занятий в школе не было.
Вот что вспоминал о своем обучении в Беш-Озеке вместе с этими самыми переростками мой старший сводный по папе брат Василий Николаевич: ребята зачастую не выполняли домашние задания, да и некогда было этим дома заниматься. Ведь у всех помимо учебы было множество обязанностей – скотину кормить, пасти, загоны чистить, корма заготавливать и т.д. А учитель должен был все равно приучить их к выполнению школьных обязанностей. Так вот, методы папы сейчас мало кто из учителей понял бы и принял. За неоднократное невыполнение заданий и пропуск уроков он… сажал ученика в подпол школы на определенное только им самим время. А чтобы не обидно было как наказанному ученику, так и его родителям, туда же отправлял и своего старшего сына, хотя у него с учебой всегда был полный порядок. Много лет спустя брат также почти одновременно с Виталием Туяковичем уехал в Москву и успешно окончил столичный вуз, затем долгие годы работал в Горно-Алтайске. Никто не обижался на своего учителя, годы спустя многие со смехом и шутками вспоминали о своей «подпольной» жизни, те же Б. Шемдышев и А. Чоднаков.
Школа всегда была центром жизни села. Вспоминается, как тогда организовывалось проведение выборов. Все село готовилось к этому событию, школу белили, чистили, украшали, весь день по радио играла музыка, ведь в те годы не было магнитофонов и прочих гаджетов.
Люди соперничали, кто первым проголосует, и к 6 часам утра в школе была уже очередь. Я это хорошо помню, потому что наш дом до сих пор стоит через дорогу от школы, а мои родители всегда были в числе организаторов, так как оба работали в ней.
Сестры Чичиновы продолжили просветительскую работу после ухода папы на пенсию и долгие годы преподавали. Наше поколение училось именно у них в начальной школе.
Росло село, увеличивалось его население, у школы также повысился статус, она стала сначала 8-летней, затем средней общеобразовательной. Прибавилось педагогов в коллектив, в который вернулись работать многие из учеников школы, например З.И. Яковлева, Л.И. Баженова (Тартыкова), Т.Н. Тудина и многие другие. Для обучения детей чабанов и животноводов даже был организован интернат, в котором до ухода на пенсию работала моя мама Эртечи Саламчиновна.
Она и печи топила, и белье детишкам стирала, и няней им была. Все проверяющие из района изумлялись, в каком состоянии было постельное белье у ребят при отсутствии стиральных машин и прочих приспособлений. А мама замачивала и стирала всё в своей бане, потом полоскала в проруби на реке, естественно, простынки были белоснежными… Те детки сейчас взрослые дяди и тети, даже бабушки и дедушки.
Поздравляя родную школу с юбилеем, я делюсь воспоминаниями в ракурсе событий, связанных с моей семьей. Кто-то, возможно, напишет о новой красивой школе, о том, кто сейчас растит новое поколение бешозекцев. Кстати, долгие годы в этой школе работали мой младший брат Григорий Николаевич и его жена Ираида Алексеевна. Брат, несмотря на то, что в свое время окончил Иркутский пушно-меховой техникум, продолжил дело нашего отца, окончил затем ГАГУ и до сих пор учительствует. А его жена вела в школе самый серьезный предмет – физику, и ее ученики обучались и обучаются в серьезных технических вузах, о чем я тоже говорю с гордостью. Значит, учитель отдавал всего себя своему делу.
С юбилеем, родная школа, ровесница моей мамы! Я горжусь своим селом, его людьми, его историей!

Л.Н. Тыдыкова
почетный гражданин РА,
почетный работник Гидрометслужбы России

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пограничники из Республики Алтай выиграли Чемпионат СФО по самбо

В Кемерово с 14 по 16 апреля состоялся Чемпионат...

Москва, Новосибирск и Кемерово: кто катается на лыжах в Горном Алтае — аналитика МТС Travel

В этом сезоне на седьмом месте по количеству поездок...

Сельчанин осуждён за незаконное изготовление боеприпасов к огнестрельному оружию

Житель села Анос Чемальского района осуждён за незаконное изготовление...

Руководство «Единой России» в Республике Алтай примет участие в предварительном голосовании

Приём заявок для участия в процедуре продолжается до 25...