дома » Статьи » Телемедицина: ожидания и возможности

Телемедицина: ожидания и возможности

97,5% пациентов готовы получать медицинские документы в электронном виде – такие данные представила директор Института экономики здравоохранения (Высшая школа экономики) Лариса Попович на первом Международном медицинском инвестиционном форуме, прошедшем 6 октября в Сеченовском университете (Москва). Результаты были получены в ходе совместного исследования ВШЭ и компании МТС по телемедицинским технологиям. Полученные данные сопоставлялись с результатами аналогичных опросов в зарубежных странах.

Опрос в России показал, что практически все пациенты считают удобным удаленное получение электронных рецептов, справок, а также результатов анализов и их расшифровок: 96,8% готовы получать электронные рецепты; 97,5% — готовы получать результаты анализов и другие медицинские документы в электронном виде. 93,2% опрошенных считают полезным получение напоминаний о необходимых сроках вакцинации, визитах к врачу, сдаче анализов и т.д. с помощью электронных средств (электронная почта, СМС-рассылки). Результаты оказались даже оптимистичнее, чем в опросах за рубежом, и это еще одно свидетельство того, что российские пациенты и врачи готовы к электронному взаимодействию.

Получать удаленные консультации у своего лечащего врача готовы 81,3% опрошенных. Этой возможностью уже широко пользуются пациенты в других странах, и эту опцию Минздрав РФ предусмотрел в новом законе, принятом в июле. Почти столько же, 80,5%, готовы обращаться к незнакомым врачам для получения «второго мнения» —

Другой формат телемедицинских сервисов, разрешенный нашими законодателями, — дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, которое назначается лечащим врачом после очного приема. Во многих странах мониторинг состояния хронических больных, выздоравливающих после выписки из стационара – очень важный и эффективных формат лечения с применением телемедицинских технологий. Среди российских пациентов готовность использовать гаджеты для контроля своего здоровья под наблюдением врача высказали 89,6% опрошенных. Удаленный мониторинг своих хронических больных готовы проводить и врачи 77,4% из опрошенных докторов. При этом 46,2% опрошенных врачей готовы корректировать тактику лечения, даже не зная больного, а видя только его документы (конечно, если клинически значимой информации в этих документах достаточно).

Вместе с тем российские законодатели не решились одобрить первичные виртуальные консультации (с установлением диагноза и выбором тактики лечения), реально повышающие доступность медицинской помощи для жителей отдаленных регионов и распространенные во многих странах. В этом вопросе парламентарии оказались куда осторожнее, чем сами пациенты и врачи – 39,7% пациентов готовы следовать предписаниям любого врача-консультанта, в том числе в рамках первичной консультации, а 50,6% опрошенных докторов считают возможным удаленно давать консультации и назначать лечение первичным пациентам.

Несмотря на готовность к получению виртуальных консультаций, более половины (57,4%) потенциальных пациентов в России убеждены, что услуги цифровой медицины должны оказываться на базе существующих официальных медицинских учреждений, а не по принципу UBER, когда врачи консультируют в свободное от работы время. Это позволит гарантировать пациентам качество предоставляемых услуг и защитит от мошенничества. Мнение врачей по данному вопросу разделилось: 42% опрошенных считают, что телемедицина может развиваться в формате виртуальных клиник, 43%л – за ее развитие только в действующих медицинских организациях.

Надежды пациентов и врачей на телемедицину в нашей стране связаны не столько с улучшением качества помощи (на это надеются только 25% пациентов и 19% врачей), сколько с повышением доступности качественных медицинских услуг. О том, что контакт врача и пациента при помощи телемедицинских технологий станет проще, заявили 88% пациентов и 78% врачей. В мире возможность дистанционного установления диагноза является наиболее популярной среди пациентов, имеющих проблемы с доступностью медицинской помощи. Однако ограничения, введенные российскими законодателями на дистанционное лечение без первичного приема, могут уменьшить реальные выгоды от новой технологии. При этом именно в нашей стране с ее географическими и климатическими особенностями вопрос повышения доступности качественной медицины стоит особенно остро. Важно, чтобы пациенты имели возможность консультироваться с врачами не только ближайших клиник, но и ведущих медицинских центров, расположенных в крупнейших городах страны и зачастую недоступных для жителей отдаленных регионов России.

Исследователи отмечают, что крайне важно не закрыть дорогу развитию инноваций в российской медицине, а также учесть мнение основных потребителей цифровых медицинских технологий. Как показал опрос, они готовы к более широкой, чем предусмотрено в законе, палитре возможностей применения телемедицины, а зарубежный опыт подтверждает успешность такого подхода. Авторы доклада отмечают: для сохранения конкурентоспособности российского здравоохранения важно привести ожидания врачей и населения в соответствие с возможностями, которые предусматривает законодательство.

Материал подготовлен по результатам совместного исследования ВШЭ и компании МТС, которая тестирует собственный телемедицинский сервис в партнерстве с крупнейшей в России сетью частных клиник МЕДСИ.

В опросе, проведенном вместе с МЕДСИ и исследовательским подразделением Doctor Index профессиональной врачебной сети «Доктор на работе», приняли участие более 4000 пациентов и медицинских работников из всех субъектов РФ.

Справка «ЗА»: Телемедицина – использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией.

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: