Вы создаете будущее страны

Дата:

Нынешней осенью исполняется 25 лет с момента основания первого и единственного в нашем регионе лицея. В канун Дня учителя мы заглянули сюда, чтобы узнать, как живет сейчас это учебное заведение, чем гордится, какие планы строит на будущее. А еще, не стану скрывать, хотелось услышать личное мнение относительно некоторых проблем учительства в широком понимании этого слова директора Республиканского классического лицея И.В. Картополовой, так как статус и большой педагогический опыт дают ей право оценивать и к мнению этого человека стоит прислушаться. Очень скромный (совсем не по рангу), но уютный кабинет, шум осеннего дождя за окном располагали к откровенной беседе.

Атмосфера добра
– Четверть века – серьезный возраст, – начала свой рассказ Ирина Владимировна. – Нам-то кажется, что открытие совсем недавно было. На самом деле много воды утекло. Из тех учителей, что работали с самого начала, остались только пятеро. Остальные на пенсии. К сожалению, Н.П. Оглезнева и Ю.М. Вожаков ушли из жизни. На сегодняшний день средний возраст педагогов – 43 года. На мой взгляд, идеальный для учителя – уже есть опыт и в то же время это люди с современным мировоззрением, которые хорошо понимают молодежь. В этом году наш коллектив пополнился четырьмя молодыми специалистами.
Заранее предполагая, что пытаюсь объять необъятное, задаю вопрос: чем на сегодняшний день гордится лицей, чем учеба здесь принципиально отличается от учебы в общеобразовательной школе?
– Мы стараемся бережно хранить традиции, – отвечает моя собеседница. – В лицее удивительная атмосфера. Ее чувствует каждый, кто приходит к нам. На мой взгляд, это атмосфера добра. Вся жизнь нашей школы нацелена на ребенка, реализацию его интересов, возможностей. Это атмосфера уважительного отношения к каждому. Убеждена, то, в какой атмосфере живет и воспитывается школьник, скажется на том, каким человеком он станет. На его жизненном пути могут быть прекрасные учителя, но недоброжелательная обстановка перечеркнет все хорошее, ребенок не сможет развиваться, а когда ему комфортно, хочется идти в лицей – он готов учиться, много работать. Атмосфера действительно воспитывает. Не перестаю удивляться тому, как меняет детей учеба в лицее. Все наши выпускники красивые, умные, умеют ставить цели и достигать их. Это та молодежь, на которую я рассчитываю, через несколько лет им можно будет доверить будущее. Наши ребята и по человеческим качествам хорошие: справедливые, добрые. Не зря они ценятся в стране. Вчерашние лицеисты поступают на «бюджет» в МГУ (в прошлом году – семь человек, в этом – четверо). Некоторых туда приглашали, но они выбрали другой вуз. Наши дети учатся в МГИМО, куда поступить очень сложно. Они успешны везде. Однажды пришлось услышать упрек, мол, вы готовите кадры не для республики – талантливая молодежь уезжает. На самом деле это не так. Своих учеников я встречаю практически в каждом нашем учреждении: они работают в республиканской больнице, в правительстве, нет ни одного министерства, где бы не трудились наши выпускники, среди них много предпринимателей, сумевших организовать успешный бизнес, в прокуратуре, суде – всюду наши бывшие воспитанники делают хорошую карьеру, потому что сам процесс обучения направлен на то, чтобы не только «накачать» детей знаниями, но и научить получать новые знания в любой ситуации. Мало знать школьную программу, ведь шаг влево, шаг вправо – и молодой человек теряется, опускает руки. Это раньше ценились «заучки», в современной жизни они мало чего способны добиться. Даже имея золотую медаль, в профессиональном плане можно быть абсолютно невостребованным.
Новые технологии
Жизнь меняется, предъявляет все новые и новые требования. Меняемся и мы. На современном этапе вся урочная и внеурочная деятельность направлена на то, чтобы научить детей находить выход из проблемных ситуаций, видеть перспективу, себя в ней, а еще воспитать интеллектуальных и высоконравственных людей. Мы первыми в республике начали применять современные педагогические технологии, такие, например, как технология критического мышления. Никто еще и не думал об этом, а мы нашли специалистов, которые приехали, провели ряд семинаров для учителей. Внедрили – и результат не заставил себя ждать. То же самое по дискуссиям. Прошли обучение, активно стали применять. Новые технологии позволяют уйти от системы «просто выучил – ответил», теперь – «подумал и нашел правильное решение». Школьники учатся анализировать исторические документы, грамматические справочники и искать истину. Не стану скрывать, начать работать по новым технологиям учителям сложно – изначально нужно «перестроить мозг», покинуть зону комфорта, ведь вести уроки по старинке куда проще… Но в лицее сама атмосфера не дает стоять на месте. Не имеем на то права – наши дети умны, талантливы, и мы обязаны им дать столько, сколько они могут взять.
Делаем все, чтобы каждый наш воспитанник умел общаться и был открыт миру. Все мероприятия проводятся на высоком уровне, с приглашением гостей, в том числе из других регионов. У нас много проектов, в которые вовлекаются дети из других школ Республики Алтай. Мы являемся Ассоциированной школой ЮНЕСКО. Вот уже семь лет как проводим Фестиваль национальных культур. На сегодняшний день он вырос из наших рамок и стал республиканским. Фестиваль «Компьютерная галактика» вышел на межрегиональный уровень. Гордимся «Школой юного исследователя». Дети реализуют очень сильные проекты. Учатся уходить от шаблонов, проявляют завидную креативность. Лучшие из лучших выступают на конференции, которая проходит в Республиканском классическом лицее. Данное мероприятие также является межрегиональным. Лицей становится не просто школой, а образовательным центром. Конечно, это неофициально, но по факту вокруг наших мероприятий объединяются много школ. Мы открываемся России. Проходит большое число общих мероприятий с учебными заведениями других регионов.
Знаете, современные дети в любом образовательном учреждении готовы к обучению по новым педагогическим технологиям, порой не готовы мы, взрослые, и потому школы этого не предлагают.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших учителях. Какие они? По каким критериям вы, как директор, их отбираете? – спрашиваю я и получаю в ту же секунду ответ:
– Я отбираю их по красоте. Если человек красивый, у него горят глаза – наш. Конечно, имея такой опыт, как у меня, видишь людей насквозь. В людях ошибаюсь очень редко. Люблю рисковых, уверенных в себе. А еще человек должен быть интеллектуально развит, а значит, обучаем. На мой взгляд, учителя должны много читать, посещать музеи, театры. Наша атмосфера способствует внутреннему росту. Те же разговоры в учительских бывают разные. В какой-то школе обсуждают, кто сколько помидоров вырастил, какой ремонт сделал (что тоже, может быть, неплохо). Наши учителя беседуют о прочитанных книгах, киноновинках. И я горжусь этим! К сожалению, сейчас у нас нет финансовой возможности отправлять педагогов на учебу в большие города. А когда-то это было так здорово! Они могли посещать культурные и исторические места. В недавнем прошлом мы организовывали поездки по удивительным уголкам нашей республики. Теперь лишены такой возможности – на детском автобусе нельзя ездить учителям, ГИБДД запрещает. А педагог должен менять обстановку, напитываться впечатлениями, эмоциями, чтобы ему было что отдавать детям в эмоциональном плане.
Какие мои учителя? Энтузиасты! Они смелые, умные, высокоинтеллектуальные. А еще строгие, но очень добрые! Они готовы и умеют работать в команде.
Откровенно
– Как вам видится, почему год от года конфликтных ситуаций в школьной среде все больше, а уважения к профессии учителя все меньше?
– Я начала работать в 1983 году. Прошла сельскую школу, городскую и сейчас работаю в лицее. Поверьте, конфликтных ситуаций хватало и 20 лет назад. Не было принято ходить в суд. Было стыдно жаловаться на учителя, даже если тот был не прав. На мой взгляд, вполне правильно, что современные родители не замалчивают проблемы, могут открыто заявлять об этом. С другой стороны, сейчас стало модно разными способами «прижимать учителя к ногтю». Возникла сложность – вместо того чтобы поговорить с директором, идут в прокуратору или другие институты власти. Это по меньшей мере некрасиво! СМИ подливают масла в огонь, обнародуя негативные моменты. Я не думаю, что у нас плохие учителя. Они порой поставлены в ситуацию, которую по-другому решить нельзя. Безусловно, отношение общества к нам изменилось. Раз нас назвали «сферой услуг», то так к нам и относятся. Обидно, что родители, идущие на открытый конфликт с педагогом, вредят своим же детям – не умеют решать проблемы корректно и детей своим примером учат тому же. Если взрослые члены семьи уважают учителя как такового, дети начнут испытывать то же самое и учиться будут лучше, так как станут слушать этого педагога, доверять ему.
– Мне кажется, если учитель фанатично любит свой предмет, его и дети любят, понимают. Потому что, как вы сказали, «глаза горят». Откройте секрет, что нужно делать учителю, чтобы эмоционально и профессионально не выгорать?
– Как мне это знакомо. Приходилось испытывать… Универсальный способ поддерживать учителей – говорить им добрые слова. Я стараюсь это делать. Похвалить, поддержать, дать, пусть небольшую, премию. Учителю же не премия важна, а то, что его оценили. Другого способа, наверное, нет. В кабинетах власти не принято хвалить руководителей. Только упреки: «Платных услуг мало, то не сделала, почему этого нет?..» В такие моменты руки опускаются. Я хочу быть нужной. Эмоциональное выгорание можно погасить, когда человек ощущает свою необходимость. Часто выхожу из кабинетов чиновников с ощущением, что никому не нужна и мой лицей никому не нужен. Только полные жизненного любопытства детские глаза, добрые слова коллег дают ощущение своей необходимости и силы продолжать работать. Вот только был суд с Пенсионным фондом. Секретарь просрочила отчет, так как ее экстренно госпитализировали в больницу. В общем, опоздали на один день. На меня как руководителя пришел штраф 47 тысяч! Скажите, за что? Какой урон я нанесла государству? На днях у меня суд с Роспотребнадзором. Думаете, какова причина? Проверка установила: кабинеты маленькие и батареи не огорожены. Стены раздвинуть у здания не могу при всем моем желании. Батареи не закрыла, так как убеждена: закон трактуется неверно. Мне учебным процессом заниматься некогда, я должна бесконечно судиться. Как тут эмоционально не выгореть, если я происходящее воспринимаю как издевательство!
Республиканский лицей расположен в здании 1940 года постройки. Дети из районов рассказывают, что у них в сельских школах есть комната релаксации, кабинет психолога со всем оборудованием, медицинские кабинеты. Все помещения на три окна. А у нас нет и десятой части этого благолепия…
Коллектив очень напрягает установка на то, что мы должны оказывать как можно больше платных услуг. Меня, как человека старой закалки, от этого коробит. Я полагаю, что нашему государству нужны высококлассные специалисты, их мы можем получить из сильных детей. Сильные дети в простой школе не могут развиваться в полной мере. Для них должны быть созданы особые условия. Они вернут потом все затраты государству с лихвой.
– Что бы вы хотели пожелать учителям в их профессиональный праздник?
– Желаю внутренней энергии, осознания того, что они делают для государства столько, сколько люди других профессий не делают. Учителя создают будущее страны, а потому должны понимать меру своей ответственности.
Учителям в своем коллективе желаю сил, здоровья, терпения и внутренней энергии, которая позволит оставаться молодыми душой. Они нужны нашим детям, нужны мне, нужны государству.

Наталья Родных
Фото из архива лицея

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Чемальском районе приступили к дорожному ремонту

В Чемальском районе приступили к ремонтным работам на автодороге "Усть-Сема...

Суд назначил сельчанину реальный срок лишения свободы за кражу денег с банковского счета знакомого

Горно-Алтайский городской суд назначил реальное лишение свободы за хищение...

Пятиклассник из Боочи — победитель всероссийской научной конференции

Пятиклассник Салым Сарбашев из Боочи стал победителем на всероссийской...

За неделю от укусов клещей пострадали 189 человек

Клещевая активность продолжает расти в Республике Алтай. Как сообщили в...