К истокам государственности

Дата:

В 2016 году исполнилось 25 лет со дня принятия Закона РСФСР об образовании Республики Алтай. Этому предшествовали принятие областным Советом народных депутатов Декларации о государственном суверенитете нашей территории и самопровозглашение субъекта Горно-Алтайской Автономной Советской Социалистической Республикой. Закон РСФСР от 3 июля 1991 года провозгласил образование Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики, но в Конституции России она называлась Горно-Алтайской республикой, а затем Республикой Горный Алтай. 7 мая 1992 года Верховный Совет республики утвердил современное название – Республика Алтай. Это название вошло в Конституцию Российской Федерации только после принятия её всенародным голосованием и вступлением в силу 25 декабря 1993 года.

После образования молодой республики встал вопрос о разработке и принятии своей Конституции.
8 февраля 1992 года на первой сессии Верховного Совета республики была официально образована Конституционная комиссия в составе 25 человек. Ее председателем являлся Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай В.И. Чаптынов, заместителем был избран Д.И. Табаев.
Наряду с комиссией по вопросам проекта Конституции работал и Президиум Верховного Совета республики, который 26 февраля 1992 года определил структуру и основные принципы Конституции (Основного закона) Республики Алтай.
6 мая 1992 года постановлением Верховного Совета республики было утверждено Положение «О Конституционной комиссии Верховного Совета Республики Алтай». Оно предусматривало, что «конституционная комиссия состоит из народных депутатов Республики Алтай, специалистов и ученых, для обеспечения всестороннего и эффективного выполнения задач, возложенных на Конституционную комиссию, комиссия может привлекать к своей работе экспертов, специалистов, ученых, представителей общественности». Работа Конституционной комиссии должна была осуществляться в порядке проведения пленарных (плановых) и рабочих заседаний.
Но подготовить проект Конституции этот состав Конституционной комиссии и Верховный Совет Республики Алтай не успели – 12 декабря 1993 года состоялись выборы депутатов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. В этот же день по Указу Президента РФ было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации.
Медленные темпы в разработке проекта Основного закона республики были связаны прежде всего с тем, что Республика Алтай не имела соответствующего опыта законотворческой работы. Кроме того, не было и стабильной федеральной Конституции – основы для принятия собственной Конституции. Впрочем, все это даже сыграло свою положительную роль, поскольку поспешное принятие Основного закона республики могло сказаться на качестве содержания: могло быть много ошибок и противоречий, которые в дальнейшем создали бы большие правовые проблемы, трудности при реализации конституционных норм. Как отмечал Д.И. Табаев, в то время «шла большая работа по собиранию и изучению конституционной практики, конституционного опыта и конституционного законодательства». Разработать проект Конституции Республики Алтай, а впоследствии и вынести его на рассмотрение парламента республики было суждено новой Конституционной комиссии, образованной 2 марта 1994 года на второй сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. В состав комиссии первоначально вошли 23 человека, затем её состав увеличили до 29. Руководство комиссией поручалось, как и прежде, В.И. Чаптынову и Д.И. Табаеву.
Надо отметить, что первоначально Республика Алтай позиционировала себя как парламентская. В.И. Чаптынов говорил: «Наша республика является парламентской республикой, где государственная власть осуществляется на основе разделения на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Причем с сильным парламентом – Государственным Собранием – Эл Курултай. Его полномочия гораздо шире по сравнению с полномочиями парламентов некоторых других республик. Наш парламент наряду с законодательной и контрольной деятельностью решает кадровые и некоторые другие вопросы». В дальнейшем от такого подхода пришлось отказаться. Хотя до сих пор в Конституции РА можно найти некоторые признаки парламентской республики. Например, наличие отдельной статьи по полномочиям и гарантиям деятельности Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.
В процессе работы над проектом Конституции Конституционная комиссия провела свыше двадцати заседаний, утвердила структуру Конституции, создала рабочие группы из членов комиссии для подготовки отдельных разделов и глав Основного закона. Составленный проект Конституции пятнадцать раз тщательно обсуждался на пленарных заседаниях Конституционной комиссии. В течение 1994 – 1997 годов было рассмотрено пять проектов Конституции Республики Алтай. Основную работу по созданию Конституции Республики Алтай взял на себя Д.И. Табаев. После каждого обсуждения проект дорабатывался с учетом замечаний ее членов. Последний вариант прошел экспертизу в государственно-правовых структурах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, а также Совета безопасности России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном суде.
Необходимо отметить, что Совет безопасности при экспертизе проекта Конституции Республики Алтай направил письмо в Конституционную комиссию, где высказал мнение о неправомерности некоторых положений проекта Конституции Республики Алтай, в частности устанавливающих исключительную собственность Республики Алтай на ее природные ресурсы.
Несмотря на то что уже действовала Конституция РФ 1993 года, структурно проект Конституции Республики Алтай ориентировался на Конституцию РСФСР 1978 года и проект Конституции РФ, разработанный ещё Конституционной комиссией.
После упорной и долгой работы республиканской Конституционной комиссии проект к лету 1997 года был практически готов. Ведущие государствоведы России С.М. Шахрай и М.А. Митюков отметили высокую степень готовности проекта Конституции Республики Алтай. В заключении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации было сказано: «В целом проект достаточно хорошо проработан. Обращают на себя внимание четкое, логичное расположение составных частей проекта, его полнота, детальная проработка большинства конституционных институтов». Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике дал следующий отзыв: «Проект Конституции является в целом добротным и основательно подготовленным документом, который может быть принят за основу». Заключение на проект представил и отдел Совета Федерации по вопросам федерализма и национальным отношениям. По поводу готовности проекта уже на XXI сессии Парламента Республики Алтай Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай В.В. Волков (занявший этот пост после избрания В.И. Чаптынова Председателем Правительства Республики Алтай) сказал, что «проект представляет собой целостный документ с продуманной структурой, охватывающий все стороны государственного устройства Республики Алтай».
Проект имел завершенную логичную форму, основанную на органической связи: основы конституционного строя – человек – общество – государство. В последней редакции он имел ясную последовательную структуру: преамбулу, семь разделов, 20 глав и 170 статей.
Проект закрепил реально сложившиеся в Республике Алтай основы существующего государственного и общественного строя – систему социально-экономических и общественно-политических отношений.
Вопрос о принятии Конституции Республики Алтай был рассмотрен 7 июня 1997 года на XXI сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. Стоит отметить, к этому времени Республика Алтай оставалась единственной из всех республик в составе России, не имевшей собственной Конституции.
Исходя из практики других республик, было решено принимать Основной закон Республики Алтай сессией парламента квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов.
Принятие собственной Конституции явилось большим событием в истории Республики Алтай. С докладом о необходимости принятия Основного закона республики выступил Глава Республики Алтай, Председатель ГС – ЭК РА В.В. Волков.
Из двадцати семи депутатов Государственного Собрания на XXI сессию явились двадцать пять. В заседании сессии парламента также приняли участие представители федеральных органов государственной власти, а именно М.А. Митюков, первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ, В.В. Ромашкин, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, А.А. Поваров, заместитель начальника Управления Аппарата секретаря Совета безопасности РФ, С.С. Баяхаев, консультант Территориального управления Администрации Президента Российской Федерации. Кроме того, были приглашены представители министерств и комитетов Правительства Республики Алтай, руководители правоохранительных органов и средств массовой информации республики, представители городского, районных Советов депутатов, главы администраций, а также представитель республиканской избирательной комиссии С.С. Тюхтенев.
Перед рассмотрением проекта Конституции был создан специальный орган – экспертная группа по принятию Конституции Республики Алтай. Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай была создана Редакционная комиссия по работе над проектом Конституции Республики Алтай.
После создания соответствующих рабочих органов депутаты приступили к одной из самых сложных процедур – постатейному обсуждению проекта Конституции Республики Алтай. В прениях приняли участие 19 человек, в том числе 14 депутатов Республики Алтай. После долгого обсуждения было проведено открытое поименное голосование. Из 25 присутствовавших на сессии депутатов 20 высказались «за», 5 – «против». На этой же сессии был принят Закон Республики Алтай «О Конституции (Основном законе) Республики Алтай», которым 7 июня 1997 года было объявлено Днем принятия Конституции (Основного закона) Республики Алтай. Правительству Республики Алтай, постоянным комиссиям Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай было поручено разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания – Эл Курултай законодательные акты, обеспечивающие реализацию Конституции Республики Алтай.

В.В. Ромашкин,
депутат РА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Чемальском районе приступили к дорожному ремонту

В Чемальском районе приступили к ремонтным работам на автодороге "Усть-Сема...

Суд назначил сельчанину реальный срок лишения свободы за кражу денег с банковского счета знакомого

Горно-Алтайский городской суд назначил реальное лишение свободы за хищение...

Пятиклассник из Боочи — победитель всероссийской научной конференции

Пятиклассник Салым Сарбашев из Боочи стал победителем на всероссийской...

За неделю от укусов клещей пострадали 189 человек

Клещевая активность продолжает расти в Республике Алтай. Как сообщили в...