Туризм требует регулирования

Дата:

В преддверии Года экологии в России в республиканском парламенте прошел «круглый стол», на котором были рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования рекреационного природопользования, высвечены стоящие задачи по сохранению природных комплексов в условиях роста антропогенных нагрузок.
Насколько эффективно сегодня в нашей республике сохранение природных комплексов? На этот и другие вопросы мы попросили ответить председателя Комитета ГС – ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию Василия МАНЫШЕВА.

– Василий Карманчинович, вы согласны с мнением, что одной из наиболее перспективных «точек роста» Республики Алтай является эффективное использование ее туристско-рекреационного потенциала?
– Как показало время, проблемы управления регионами, определение путей их развития сейчас требуют глубокого теоретического обоснования и выработки перспективных моделей, обладающих хорошими предпосылками для образования «точек роста». Что касается нашей республики, то в ее развитии роль туризма очень высока. А значит, мы вправе рассматривать это направление экономики как перспективное. Естественно, при ряде условий, главное из которых заключается в том, что туристские потоки, а соответственно, и весь туристический бизнес, связанный с их обслуживанием, не должны быть спонтанными и бесконтрольными. Поскольку в этом случае есть опасность, что они приведут к неравномерным нагрузкам на территорию республики.
И эти предположения небеспочвенны. Экологи бьют тревогу: антропогенное воздействие на ряд уголков уникальной природы благодатного Алтая подходит к черте «имеет разрушительный характер». А значит, всем нам необходимо задуматься, как этот процесс остановить. Особенно в сегодняшних условиях, когда поток туристов растет из года в год и уже превысил планку полтора миллиона за сезон. Пристального внимания требуют и ООПТ регионального значения – природные парки и памятники природы, в том числе объекты Всемирного природного наследия.

– На ваш взгляд, сегодняшняя законодательная база способствует регулированию природопользования или у депутатов республики есть необходимость серьезно поработать в этом направлении?
– Пользуясь случаем, хочу выразить парламентариям первых созывов Государственного Собрания – Эл Курултай искреннюю благодарность за то, что они уделяли такое серьезное внимание вопросам нормативно-правового регулирования природопользования, в том числе рекреационного. В этом направлении ими принято немало очень важных законодательных актов. К числу таковых, если быть более конкретным, я бы отнес ранее действовавший Закон РА «Об охране озера Телецкое» и Закон РА «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай». Последний был принят депутатами республики первого созыва в 1994 году, кстати раньше федерального, и послужил хорошим законодательным опытом для других субъектов Российской Федерации.
Случись иначе, неизвестно, как бы себя чувствовали сегодня все наши природные объекты. Ведь наш закон об особо охраняемых территориях и принятый позже федеральный закон позволили создать в республике сеть ООПТ, которая включает в себя все категории ООПТ федерального и регионального уровня, кроме того, часть из них имеют статус международных. А это уже серьезная защита.

– А правда, что Республика Алтай является сегодня мировым лидером в системе развития ООПТ?
– Получается, что так. Российская Федерация является мировым лидером в области развития системы ООПТ всех категорий и уровней, а Республика Алтай возглавляет этот список в стране. Это общеизвестный факт. И если бы мы расширили территорию Сайлюгемского парка, согласно поступившему предложению администрации данного природоохранного учреждения, то сегодня в Кош-Агачском районе муниципальных земель оказалось бы катастрофически мало. Если вспомнить предысторию этого вопроса, то создание национального парка обсуждалось с Министерством природных ресурсов РФ, органами власти РА, сельскими поселениями и населением Кош-Агачского района в течение восьми лет – с 2001 по 2008 год. После согласования всех вопросов, в том числе по изменению категории «заповедник» на «национальный парк», границ создаваемой территории и других, только в 2010 году распоряжением Правительства РФ был создан национальный парк «Сайлюгемский» на площади 118 тысяч гектаров.
Несмотря на серьезные размеры уже имеющегося парка, его администрация замахнулась на расширение его границ на 590 тысяч гектаров… А это уже реальная угроза для развития сельского хозяйства, на котором специализируются жители этого отдаленного района. Именно поэтому население района, органы власти сельских поселений выступили резко против такого предложения.
– Насколько нам известно, создание сети ООПТ потому активно поддерживалось населением, что в этом люди видели инструмент сохранения и защиты наиболее ценных природных территорий и объектов от захвата и купли-продажи. Сегодняшняя ситуация говорит об обратном?
– К сожалению, сегодня ситуация меняется в худшую сторону: вносятся изменения в федеральное законодательство, которые предусматривают вовлечение в хозяйственный оборот части территорий заповедников и национальных парков с целью получения в первую очередь экономических выгод, к сожалению, в большинстве случаев – не в пользу государства. И здесь снова я вынужден напомнить про Сайлюгемский парк, администрация которого с маниакальной настойчивостью будоражит вопрос о расширении своих границ. При подготовке обосновывающих документов по созданию национального парка эксперты сделали заключение, что существующая территория обеспечивает выполнение задач по охране животного мира, научной и эколого-просветительской работе, оказанию содействия местному населению. Видимо, руководством парка движет перспектива получения определенных финансовых выгод. Другого объяснения я пока не нахожу.
Именно поэтому тема прошедшего в стенах парламента на прошлой неделе «круглого стола» была отнесена к вопросам нормативно-правового регулирования рекреационного природопользования в условиях роста антропогенных нагрузок, в первую очередь на ООПТ, поскольку они в соответствии с законами наиболее подготовлены к такому регулированию: имеют органы управления, соответствующую нормативную базу.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что наряду с экологическими проблемами требуют пристального внимания и принятия соответствующих мер вопросы экономического характера. Если мы живём в рыночных условиях, то рыночные отношения должны быть и при пользовании природными ресурсами.
– Бытует мнение, что доходы от туристической деятельности в нашем регионе крайне малы. Вы согласны с таким утверждением?
– Безусловно, получаемые в регионе от туристской деятельности ощутимые доходы могут быть значительно больше. К примеру, из общего дохода бюджета республики, планируемого на 2017 год в сумме 3159267 тысяч рублей, налоговые доходы составят более 92%, а неналоговые — 205,8 млн. рублей, или 6,4%. В том числе за пользование природными ресурсами – 31,7 млн. рублей. Из них 800 тыс. рублей – за пользование недрами, 6 млн. рублей – плата за негативное воздействие на окружающую среду, 24,6 млн. рублей – плата за пользование лесами. При этом не планируется взимание платы за побочное лесопользование, за пользование животным миром в коммерческих целях и другие виды природопользования. Не приняли участия в формировании бюджета многие владельцы лошадей, квадроциклов, автомобилей, вертолётов, «зелёных» домов, объектов по приёму и размещению туристов, которые повсюду предлагают свои услуги. Кроме этого многие туроператоры оказались зарегистрированными за пределами республики, соответственно, все налоги и другие платежи в бюджет республики не поступают. Насколько мне известно, был случай, когда группа туристов побывала на Укоке по путёвкам, приобретённым в Московском городском бюро по туризму и экскурсиям.
На мой взгляд, у нас есть все возможности для увеличения объема доходной части бюджета. Для примера возьмем водопад Корбу, который ежегодно посещают в среднем 50 тыс. человек. В соответствии с Положением о заповеднике они приобретают входные билеты по 100 рублей. Это приносит 5 млн. рублей в казну заповедника. Этих 50 тыс. человек доставляют на лодках и катерах, цена за провоз одного человека – не менее 1000 рублей. Это ещё 50 млн. рублей перевозчикам. Все ли они являются налогоплательщиками? Это вопрос вопросов. Тем более если учесть, что таких объектов на территории республики сотни: горы, реки и озёра, пещеры, памятники археологии и культуры и другое. Или туробъекты по берегам рек и озёр. Мало того что их владельцы нарушают Водный кодекс, так ещё не подпускают жителей республики к водным объектам. В этом случае, наверное, с них должна взиматься и соответствующая плата.

– У вас есть какие-то предложения по вопросу регулирования туристической деятельности в нашем регионе?
– Один из путей – это развитие познавательного экологического туризма, создание развитой туристской инфраструктуры и комплекса туристских маршрутов, включающих все ООПТ Республики Алтай. Это гибкое всестороннее регулирование туристской деятельности. В том числе разработка нормативов, регулирующих туристско-рекреационную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Таким образом мы можем перенаправить потоки туристов в разные районы, в разные места Алтая, а значит, способствовать их социально-экономическому развитию.
Другое направление – изучение допустимых уровней, пределов антропогенных нагрузок на наши ООПТ и объекты Всемирного природного наследия. На основе этих данных можно будет принять меры по ограничению нагрузки, если она станет губительной для природных комплексов.

– Какие вопросы в решении экологических проблем, на ваш взгляд, не терпят отлагательства?
– Очень надеюсь, что Правительство Республики Алтай примет соответствующие меры и ускорит принятие нормативных правовых актов, регулирующих допустимые нормативы рекреационных нагрузок на природные комплексы Республики Алтай, в частности на объекты Всемирного природного наследия, туристско-рекреационную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Что касается планов законопроектной деятельности парламента, то Комитет по аграрной политике, экологии, природопользованию в преддверии Года экологии в России изучает внесенные изменения в Закон Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». Мы также намерены разработать ряд законопроектов в сфере экологии.

Пресс-служба ГС – ЭК РА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Чемальском районе приступили к дорожному ремонту

В Чемальском районе приступили к ремонтным работам на автодороге "Усть-Сема...

Суд назначил сельчанину реальный срок лишения свободы за кражу денег с банковского счета знакомого

Горно-Алтайский городской суд назначил реальное лишение свободы за хищение...

Пятиклассник из Боочи — победитель всероссийской научной конференции

Пятиклассник Салым Сарбашев из Боочи стал победителем на всероссийской...

За неделю от укусов клещей пострадали 189 человек

Клещевая активность продолжает расти в Республике Алтай. Как сообщили в...