Инклюзия. Образование без границ

Дата:

Согласно закону инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получать образование и в специальных учреждениях. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. В этой статье исчерпывающие ответы на часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование, дает специалист по коррекционному и инклюзивному образованию Министерства образования и науки Республики Алтай кандидат педагогических наук Евгения Ивановна ЧИРВА.

– Зачем ребенку идти на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если он не усваивает школьную программу? Ведь с ним можно и так дополнительно заниматься в школе?
– В Федеральном законе №273 от 28.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) впервые дано определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Если ребенок не усваивает программу, необходимо выяснить причины. И если эти причины связаны с состоянием его здоровья, именно ПМПК определит его образовательный маршрут, даст рекомендации учителям, родителям и специалистам сопровождения по созданию ему специальных условий. В соответствии со статьёй 79 Закона об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

– Правильно ли мы поняли, что в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ)» адаптированная образовательная программа, которая соответствует ФГОС ОВЗ, необходима для детей с ОВЗ, пришедших в первый класс 1 сентября 2016 года, а дети с ОВЗ, обучающиеся в третьих – четвертых классах, занимаются по-старому, по скорректированным программам по предметам и программам коррекционных занятий?
– В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» все школы, включая бывшие коррекционные, должны разработать адаптированную основную образовательную программу начального общего образования или адаптированную основную общеобразовательную программу определенного варианта (АООП) и разместить ее на сайте общеобразовательной организации. Вариант АООП определяет ПМПК для каждого ребенка с ОВЗ, пришедшего в первый класс 1 сентября 2016 года. Дети с ОВЗ, зачисленные в образовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся во вторых, третьих, четвертых и т.д. классах), обучаются по адаптированным образовательным программам (при совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками – инклюзивное образование). Для обучения детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся вторых, третьих, четвертых и т.д. классов) и обучающихся в отдельных (коррекционных) классах или в бывших коррекционных школах, необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу начального, или основного, или среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»), или в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»), или в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы СОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»).

– Общеобразовательные программы, относящиеся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы, в соответствии с Законом об образовании должны быть аккредитованы, возможно ли инклюзивное образование, если в практике школы такой опыт отсутствует (в том числе нет соответствующих аккредитованных программ), либо в настоящее время инклюзивную практику могут реализовывать только те школы, которые уже имеют аккредитованные адаптированные программы?
– Аккредитация общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы, необходима лишь в случае открытия новых школ. Инклюзивное образование (организация обучения ребенка с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками) зависит не от опыта школы, а от желания родителей обучающегося с ОВЗ (ФЗ от 28.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»). Тем более что согласно профессиональному стандарту педагога все педагоги должны владеть определенными компетенциями, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ. Поэтому на сегодняшний день инклюзивную практику обязаны реализовывать все школы, в которых есть обучающиеся с ОВЗ, разрабатывая адаптированные основные общеобразовательные программы и адаптированные образовательные программы.

– Если ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) не освоил программу первого класса, можно ли его по заявлению родителей оставить на второй год?
– С 1 сентября 2016 года ПМПК по обращению родителей ребенка обязано рекомендовать адаптированную образовательную программу и обязательно указывать вариант, в котором прописаны сроки пролонгации обучения на весь уровень образования. Рекомендовать же пролонгацию только программы первого класса, тем более оставлять на второй год, нельзя.
Что касается детей, которые обучались не по ФГОС ОВЗ, то в соответствии со ст. 58 Закона об образовании «обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану». Это означает, что по адаптированной образовательной программе к окончанию начального уровня образования ребенок должен освоить курс. Если не освоил, можно пролонгировать обучение в соответствии с адаптированной образовательной программой.
Бывают случаи, когда родители не ведут ребенка, который не осваивает образовательную программу на ПМПК. Такой ребенок оценивается согласно Федеральным государственным образовательным стандартам соответствующего уровня. Неудовлетворительные результаты приводят к повторному обучению. Ребенок в одном классе может учиться два года. Родители обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности, то есть принести рекомендации ПМПК по созданию специальных условий. Они несут ответственность за создание условий, иначе образовательная организация вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

– Действительно ли для обучения на дому недостаточно врачебной справки, а нужны еще рекомендации ПМПК?
– Нет. Если ребенок обучается по общеобразовательной программе и не нуждается в специальных условиях для ее освоения, достаточно врачебной справки и заявления родителей. Если же нуждается в специальных условиях обучения, специалистах сопровождения, тогда рекомендации ПМПК обязательны.

– Сколько часов отводится на обучение на дому?
– Решение принимает образовательная организация в соответствии с утвержденным в организации Положением о реализации обучения на дому, согласно индивидуальному учебному плану, который составлен с учетом рекомендаций ПМПК и согласован с родителями. Отменены приказы о конкретной расчасовке (8 – 10 часов). Ребенок имеет право на получение образования в полном объеме.

– Можно ли обучаться дистанционно?
– Дистанционное обучение может сочетаться с надомным обучением детьми с ОВЗ с сохранным интеллектом, в том числе детьми-инвалидами.

Предоставлено
Управлением Минюста
России по Республике Алтай

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пограничники из Республики Алтай выиграли Чемпионат СФО по самбо

В Кемерово с 14 по 16 апреля состоялся Чемпионат...

Москва, Новосибирск и Кемерово: кто катается на лыжах в Горном Алтае — аналитика МТС Travel

В этом сезоне на седьмом месте по количеству поездок...

Сельчанин осуждён за незаконное изготовление боеприпасов к огнестрельному оружию

Житель села Анос Чемальского района осуждён за незаконное изготовление...

Руководство «Единой России» в Республике Алтай примет участие в предварительном голосовании

Приём заявок для участия в процедуре продолжается до 25...