дома » Статьи » Нюансы федерального закона

Нюансы федерального закона

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование. Также Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Сегодня на вопросы, касающиеся реализации Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отвечает гость редакции главный специалист Министерства образования и науки Республики Алтай Татьяна Александровна Белецкая.

— Татьяна Александровна, скажите, пожалуйста, какие возможности для получения профессионального образования есть у лиц, не имеющих основного общего образования?

— Лица, не имеющие основного общего образования, могут быть зачислены в профессиональную образовательную организацию на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. В дальнейшем лица данной категории могут пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих и (или) по программам повышения квалификации рабочих и служащих.
— Можно ли поступить на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на льготных условиях?

— Нет. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование является общедоступным, соответственно льгот и преимуществ не предусмотрено.

— Каким образом абитуриент, имеющий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, должен заявить о своих особых образовательных потребностях?

— Процедура заявления об особых образовательных потребностях абитуриента не прописана в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. №36). Рекомендуется включать в заявление абитуриента информацию о наличии инвалидности или ограниченных возможностей здоровья, а также о необходимых условиях обучения.

— Возможен ли прием инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по профессиональным образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?

— Да, прием возможен. Однако пройти практику они не смогут. Рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда уведомлять их в письменном виде под подпись о возможных последствиях (о невозможности прохождения практики и завершения обучения).

— Вправе ли профессиональная образовательная организация не допустить студента до сессии либо сдачи экзамена (зачета) по отдельной дисциплине, если в течение учебного года он имел пропуски учебных занятий без объяснения причин, а также неудовлетворительные результаты по итогам текущего контроля успеваемости?

— На основании ч. 1 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ в пункте 30 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобр-
науки России от 14 июня 2013 г. №464 (с изменениями), указано следующее: «Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно».
Обучающиеся любой образовательной организации обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 1 ст. 43 Федерального закона №273-ФЗ). Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью и влекут определенные правовые последствия, установленные статьей 58 данного федерального закона.
Вместе с тем положения статьи 58, иных статей Федерального закона №273-ФЗ, а также положения вышеназванного Порядка позволяют сделать вывод, что образовательная организация не вправе не допускать обучающегося до промежуточной аттестации, что приведет к умалению его права продемонстрировать качество усвоения образовательной программы (её части). Представляется, что результаты текущего контроля успеваемости и (или) неисполнение студентом своих обязанностей могут быть учтены в процессе промежуточной аттестации, что должно быть прямо предусмотрено образовательной программой.
— Студент профессиональной образовательной организации, находящийся в академическом отпуске в связи с призывом в Вооруженные силы РФ, может получать академическую стипендию?

— В настоящее время действует приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года №1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Основанием для выплаты государственной академической стипендии является соответствие студента установленным требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно» и отсутствие академической задолженности.
В соответствии с п. 16 указанного Порядка нахождение обучающегося в академическом отпуске, а также в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет не является основанием для прекращения выплаты назначенной обучающемуся государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений.
— Каким образом осуществляется прием на обучение по программам среднего профессионального образования на основе вступительных испытаний? Означает ли проведение вступительных испытаний прием на конкурсной основе по результатам прохождения указанных испытаний?

— Согласно ч. 4 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания. Перечень специальностей среднего профессионального образования, по которым могут проводиться вступительные испытания при приеме на обучение, установлен п. 29 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. №36.
Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема – локальным нормативным актом профессиональной образовательной организации. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.
Законодательство не предусматривает оценивания результатов вступительных испытаний в баллах или в иной дифференцированной форме, как это предусмотрено в Порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/2016 учебный год, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. №839. Таким образом, результатом проведения вступительных испытаний может быть только их прохождение либо непрохождение.
При этом если численность поступающих, прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета, образовательная организация учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Подготовлено пресс-службой Управления Министерства юстициии РФ по РА

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: