О чем поёт сказитель?

Дата:

ШинжинС каждым прожитым днем приходят мудрость и опыт, но отчего-то  все чаще с годами хочется вспоминать свою юность и далекое детство. С читателями нашей газеты делится своими воспоминаниями известный писатель, фольклорист, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей СССР, народный сказитель Республики Алтай Таныспай Шинжин.  Не так давно Таныспай Баксурович отметил свой 80-й день рождения.

По волнам памяти

— Я родился в урочище Малый Улегем Онгудайского района. Мой отец Баксур – из рода иркит, мать Чокуш – из рода тодош. В возрасте четырех лет я остался сиротой. Воспитывался в семье старшего брата Бёдёса. К сожалению, не помню ни отца ни матери. Знаю, что отца в 1937 году необоснованно репрессировали и сослали в Магаданскую область. Мать умерла от болезни в молодом возрасте, ей было всего 26 лет. Говорят, «в сиротстве жить – слезы лить». В детстве мне некогда было и поиграть с другими ребятишками: пас коров, заготавливал дрова, таскал воду. Да мало ли работы! Я умел делать все, и с самого раннего возраста, и это хорошо. Считаю, что ребенка с детства необходимо приучать к труду, к преодолению трудностей, ко всему тому, что потребуется в дальнейшей жизни. Это придает сил, нравственной стойкости, усиливает жажду к знаниям, .– говорит юбиляр. События, минувшие десятилетия назад, он помнит удивительно ясно.
— В память до мельчайших подробностей врезались все события того дня, когда нас (детей, оставшихся без попечения родителей), собрав со всего района, посадили в кузов грузовой машины, крытый брезентом, и куда-то повезли. Было душно, жарко, я задыхался от запаха овчины, мне удалось высунуть нос наружу – до чего же вкусным и чистым показался свежий воздух! Нас довезли до Маймы, там в те годы размещался детский приемник. По прибытии накормили ужином, кроме основных блюд каждому досталось что-то красное и, как мне показалось, неприятное на вкус. На следующее утро несъеденные помидоры (а это были они, до того никто из нас и не видел такого овоща) пошли в ход – мы стали кидаться ими друг в друга, – со смехом вспоминает писатель. – После этого мы попали в Горно-Алтайский детский дом №1. Я воспитывался здесь с 1950 по 1954 год. В то время сирот было много, приют гудел как пчелиный улей. Здесь мне понравилось, наверное, потому, что кормили нас вдосталь, по нескольку раз в день.
С 1954 по 1956 год жил в интернате и учился в Областной национальной средней школе. Когда окончил ее, нам выдали паспорта и объяснили, что мы теперь взрослые люди и вольны сами выбирать свое будущее. Я вернулся домой, в родное село. Были планы продолжить учебу, но для этого нужны были средства, и мне пришлось работать. Кем только я не был: трудился на радиовышке, расположенной рядом с родным поселением, в колхозе пас быков, лошадей.
Через некоторое время поступил на историко-филологический факультет Горно-Алтайского государственного педагогического института. После его окончания в 1962 году стал учителем алтайского языка и литературы в школах Онгудайского и Кош-Агачского районов. С 1970 по 1973 год был методистом областного Института усовершенствования учителей. С 1973 г. до ухода на пенсию являлся сотрудником сектора народного творчества Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы.

Рассказы и стихотворения

Литературные труды Таныспая Шинжина вошли в коллективные сборники «jиит Ундер» («Молодые голоса», 1960) и «jаш Уйе» («Молодое поколение, 1961»). В 1964 г. вместе с Эзендеем Тоюшевым издали сборник «Бис келдибис» («Мы пришли»). В 1968 г. вышел сборник рассказов – «Эненин эркези» («Ласка матери»). Первая книга на русском языке – «Красные ботинки» – появилась в 1976 г. в Барнауле. Т.Б. Шинжин является автором более 20 книг на алтайском и русском языках.
Писатель вспоминает о первых литературных опытах:
— Писать стихи – это потребность души, первые мои опыты были в классе четвертом. Я писал про птиц, про весну, ожидая ее скорого наступления. Помню, как быстро запоминал стихи классиков, которые мы проходили в школе. Достаточно было прочесть один-два раза, и я мог воспроизвести их слово в слово. Тогда у меня была книга со стихами алтайских поэтов, я до седьмого класса всюду таскал ее с собой.
Первые мои публикации стали появляться в 1954 г. на страницах областной газеты «Алтайдын Чолмоны», а также в литературно-художественных альманахах.

Кай как искусство

Это особый дар, как правило, он передается по наследству. По словам Таныспая Баксуровича, взрослому человеку горловому пению научиться практически невозможно: основы закладываются в детстве. Обычно будущие сказители старались чаще общаться с опытными певцами. Вместе с ними совершали поездки в тайгу, на охоту, на целебные источники — аржан суу. В этих поездках они осваивали репертуар, манеру исполнения.
– Я слушал кай с раннего детства. Горловое пение исполняли мои старшие братья Тензе и Бёдёс. Но они редко делали это в присутствии большого числа слушателей. В нашем селе жил сказитель по имени Туленти. Когда он начинал свой кай, жители нескольких домов собирались в одном месте, чтобы послушать. В первый раз именно от него я услышал сказку «Алтын-Садак». Наша школа сказителей отличается от других, например от узбекской. У них принято с раннего возраста выявлять талантливых детей и проводить с ними уроки. А у нас это происходит само собой. Я слушал кайчи с восторгом и трепетом, а потом сам пытался воспроизвести сказания, так и учился понемногу. Главное – желание, чувствовать потребность в душе, ведь это не просто пение, в кае заложен глубокий смысл, он носит духовные магические силы и требует от исполнителя огромного труда. Кайчи в чем-то похож на шамана – он слышит и видит то, что недоступно обычным людям. Например, шум реки для него – это голоса людей, и особенно хорошо различимы они по ночам.
В школьном возрасте я познакомился с великим сказителем Алексеем Калкиным. Он оказал на меня большое влияние. Так начался мой путь сказителя, – вспоминает юбиляр.

Вся жизнь – труд

В Таныспае Баксуровиче соединились разные таланты – писателя, фольклориста, сказителя. Вся его жизнь наполнена созидательным и творческим трудом. С супругой Зоей Шакаевной они прожили более 50 лет, вырастили и воспитали троих детей.
В свои 80 Таныспай Баксурович полон идей, вдохновения, замыслов. В настоящее время он трудится над созданием книги с героическими сказаниями, которые слышал в юные годы. Стоит отметить его талант рассказчика: юбиляр охотно, эмоционально и с присущим ему чувством юмора делится своими воспоминаниями.

Беседовала Галина Ясакова

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...