Республика Алтай – 25 лет: оценки и размышления

Дата:

1Думал ли я в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, когда с немногочисленными сторонниками делал первые осторожные шаги по повышению правового статуса Горно-Алтайской автономной области и все наши помыслы были подчинены этой цели (в то время, естественно, у меня не закрадывалось таких мыслей), что буду отмечать 25-летний юбилей республики? В этом смысле я счастливый человек, увидевший результаты своего труда и получивший возможность оценить и сравнить недалекое прошлое и настоящее. Очень рад, что сегодня вместе с ныне здравствующими коллегами встречаю и праздную эту славную дату. Теперь, когда Республика Алтай как равноправный субъект Российской Федерации состоялась и я задумываюсь о том времени, нелегком пройденном пути, принятых решениях, направленных в центр документах и предложениях, хотелось бы откровенно и честно поведать о сделанной большой работе, а также сказать об упущенном, дать объективный анализ достигнутому.
Говоря о 25-летии республики, невозможно обойти молчанием другое важное событие – 260-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. Несмотря на то что два этих эпохальных события отделяют почти два с половиной века, они тесно взаимосвязаны, им присуща преемственность, их объединяют общие исторические и географические корни: сакральный Алтай, его коренные этносы под общим названием «алтайский народ», их общая история, культура, язык, обычаи и традиции, общее стремление к самостоятельности и своей государственности. Прошлое закономерно вписалось в настоящее. На пути нашего совместного движения и проживания нас объединяли наш народный дух, преданность и любовь к родной земле, к нашим горам, рекам, вечнозеленым кедрам и чувство единства. Все это вместе взятое составило наш духовный стержень, который помог нам преодолеть трудные естественные и человеческие преграды. С уверенностью можно констатировать, что в нашей общей истории не отыскать более значимого события, чем единение с Россией и русским народом, что совершенно правомерно закреплено в Конституции Республики Алтай, в преамбуле которой записано: «Добровольное вхождение алтайского народа в состав России и длительное нахождение под её юрисдикцией создали условия для сохранения исторической территории, образования государственности, сохранения национальной самобытности и принятия первой Конституции Республики Алтай». В ней также говорится об «исторической общности судьбы алтайского народа с многонациональным народом России». Поступили верно, что это историческое событие признали не только правовой нормой – оно получило конституционное закрепление. Думаю, что это справедливо, ибо соответствует действительности и удовлетворяет запросы моих земляков. Сказанное отвечает и моему душевному состоянию, поскольку такую запись в текст нашего Основного закона нам удалось включить после неоднократного отклонения депутатами, которые первоначально почему-то эту поправку не воспринимали, но затем их разум восторжествовал над амбициями положительным голосованием.
Задумываясь о 25-летии республики, полагаю необходимым подчеркнуть, что юбилейные даты не столько праздник, сколько подведение итогов и определение путей дальнейшего развития. Можно говорить о нескольких итогах. По моему мнению, главный итог состоит в успешном решении политической задачи, суть которой выражается в реализации права коренного народа на самоопределение, приобретение более высокого правового статуса Республики Алтай – путем преобразования Горно-Алтайской автономной области в республику, что заложило условия для создания новой общественно-политической системы, в ходе которой были проведены выборы, образованы органы государственной власти, прежде всего Верховный Совет (1992 – 1994 гг.), его преемник Государственное Собрание – Эл Курултай (с 1994 года) и Правительство РА (с 1994 года), сложились местная публичная власть и общественные организации. В целом были заложены основы парламентской республики и парламентаризма.
Останавливаясь на экономических итогах, следует признать, что они скромны, но достойны, учитывая, что пришлось преодолеть, особенно в первые 10 лет становления республики. В стране в целом и у нас экономика, попавшая в тиски рынка и повальной приватизации государственного и муниципального имущества, находилась в разваливающемся состоянии. Государством была поставлена задача создать частного собственника. Мы, как и другие субъекты России, находившиеся под жестким контролем президента Б.Н. Ельцина и федеральных органов по этим вопросам, вынуждены были принять одним из первых Закон РА «О разграничении государственной собственности Республики Горный Алтай на федеральную, республиканскую и муниципальную» (от 08.02.1992), за которым последовало принятие Закона «О программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Алтай» (от 06.05.1992). Вышеназванные негативные обстоятельства дополнялись низким уровнем развития республики и её дотационностью. Социальная напряженность наблюдалась во всех сферах жизни и достигала высшей точки. Задержка выплаты заработной платы в среднем составляла 5 – 6 месяцев. В особенно тяжелом положении оказались сельские жители, безработица среди которых составила почти 80 процентов. Теперь, думая о том, как нам удалось выжить, хотел бы подчеркнуть некоторые важные моменты и особенности.
Первый момент выражается в том, что в то сложное противоречивое время в «шатающемся» обществе, когда даже федеральный центр не имел ясной, продуманной цели и четкой экономической программы, нам удалось выстоять, выжить, не допустить социального взрыва и межнационального столкновения и двинуться вперед. Мне представляется, что выйти из такого тяжелейшего, почти безвыходного состояния помогли наше единение вокруг молодой республики, вера в её будущее. В такой ситуации моральный дух людей был определяющим.
Второй момент, на мой взгляд, заключался в том, что в трудные 90-е годы мы нашли свою нишу. Власть, как могла, поддерживала наше исторически испытанное традиционное хозяйствование – животноводство. Как шутил один известный зоотехник: «Мы, держась за хвост барана, выжили». В социальном плане явилось создание экономической зоны «Горный Алтай» (1991 г.) с более чем тремя тысячами хозяйствующих субъектов гражданского оборота. Полученные за счет ЭЭЗ многомиллионные взносы и налоги были направлены на решение социальных вопросов, на выплаты заработной платы учителям, медикам. Немало средств получили от реализации Семипалатинской программы.
Не могу не сказать, что руководители региона, получившего статус республики, наладили достаточно хорошие связи с руководством федеральных органов России, это позволило нам протолкнуть ряд нормативно-правовых документов: указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай» (от 02.03.1993) и «О 240-летии добровольного вхождения алтайского народа в Российское государство» (29.05.1995), постановление Правительства России «Об эколого-экономической зоне Республики Горный Алтай» (08.11.1991), «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай» (25.11.1994), «О включении Республики Алтай в Семипалатинскую целевую программу» (31.12.1995). По названным правовым актам в Республике Алтай был введен коэффициент 1,4, а в Кош-Агачском и Улаганском районах – 1,9 и 1,7 соответственно. Республика входила и в другие федеральные программы. Были образованы и действовали различные социальные фонды страхования. Культура и образование также «не топтались» на месте: был открыт университет, начала действовать телерадиокомпания «Горный Алтай», издавались книги и учебники, проводились научно-практические конференции, включая международные и всероссийские.
Не могу не остановиться на правовых итогах. Молодая республика, не имея достаточного опыта в законотворческой работе, добилась неплохих результатов. Работа в правовом поле Российской Федерации многое дала в развитии собственного законодательства, которое отличалось широким правовым регулированием, а в ряде случаев опережало федеральных законодателей (например, об особо охраняемых природных территориях, об обращениях граждан и т.д.). Нами было направлено множество предложений к проектам федеральных законов, поправки к Конституции РСФСР 1978 г. Мы активно участвовали в разработке проекта Конституции РФ 1993 года. Рад, что ряд наших предложений принят. Вдвойне рад тому, что многие разработанные мною и принятые парламентом законы действуют до сих пор. Работает Конституция Республики Алтай, принятая 7 июня 1997 года.
Заканчивая свои оценки и размышления, хотя многое не сказано, подчеркну, что за 25 лет Республика Алтай получила всестороннее развитие, крепко стоит на опоре российской государственности и цементирует наше общество и многонациональный народ. Думаю, что здесь нам нет надобности приводить все примеры и цифры о росте республики. Приведу только одну цифру. Бюджет республики по сравнению с 1991 годом вырос в несколько раз и достиг почти 13 млрд. руб. Перспективы субъекта хорошие, стратегия его развития определена.
Как мне видится, основное заключается в том, что жители республики от первоначальных сомнений пришли к убеждению в правильности сделанного шага и уверены в том, что их жизнь и будущее их детей связаны с республикой. В статье не названы фамилии тех, кто активно участвовал в образовании республики и её строительстве. Они мной были названы ранее, их имена часто звучат в средствах массовой информации, повторяться не хочется. В то же время полагаю, что ни один участник этого исторического события не должен быть забыт. О них я ещё не раз напишу.

Д.И. Табаев,
участник образования
республики, юрист

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...