Летописец национальной консолидации

Дата:

IMG_7236В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня рождения известного учёного, видного политического и общественного деятеля Павла Егоровича Тадыева. Блестящий историк-этнограф, декан историко-филологического факультета, заведующий кафедрой истории, проректор по учебной и научной работе Горно-Алтайского педагогического института, секретарь горкома и обкома партии, он отдал всю свою энергию на благо своей малой и большой Родины.

Родился Павел Егорович 6 января 1926 г. в дружной семье. Они жили в селе Александровка, и ныне расположенном в Майминском районе. Мать Прасковья Ивановна происходила из рода Куранаковых, а отец Егор Семенович был из славного рода иркит. В 1937 г. он был репрессирован как «враг народа», и через год его не стало. Маленькому Павлу было всего одиннадцать лет.
Это невосполнимая потеря наложила отпечаток на его жизнь – впоследствии он очень бережно и внимательно относился к людям. Многое в своей жизни видел, понимал, терпел и даже неблаговидные поступки товарищей и сослуживцев по возможности прощал. Он как-то сказал: «Уметь прощать – это искусство… Это стук в будущее».
Для своего времени П.Е. Тадыев получил очень достойное образование и прошел добротную научную школу: Московский педагогический институт, затем аспирантуру Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая. За годы аспирантуры он сумел впитать все самое лучшее, что было наработано на научном поприще под руководством выдающегося историка-этнографа Леонида Павловича Потапова, внесшего бесценный вклад в развитие истории и этнографии народов Сибири. Учитель и ученик дорожили своей дружбой и сумели достойно пронести ее по жизни.
Именно Ленинградская научная школа сформировала Тадыева как подлинного исследователя и ученого. В 25 лет, блестяще защитив диссертацию, он стал кандидатом исторических наук. Стержневой темой исканий ученого стал процесс национальной консолидации алтайцев, в том числе и в «условиях социализма». Тадыев использовал и ввел в научный оборот большой и ценный материал центральных и региональных архивов. Исследователи отмечают, что именно им «впервые в советской историографии проблема присоединения Горного Алтая к России изучается с привлечением архивных источников».
Как ученый и гражданин П.Е. Тадыев был глубоко убежден в том, что необходимым политическим условием и правовой гарантией нормального этнокультурного развития алтайского народа следует считать наличие автономии: «Автономная область как самостоятельная крупная административная единица с большим государственным бюджетом, единым планирующим центром народного хозяйства в масштабе этой области в короткий срок создала необходимые условия для возникновения и развития общности экономической жизни алтайцев».
Ныне мы осознаем, что состояние традиционной культуры, особенно языка, можно также отнести к числу зримых показателей здоровья этноса. Павел Егорович еще в те далекие 50-е годы XX в. писал: «Разумеется, без образования и развития национального языка невозможно было бы вовлечение широчайших масс алтайского населения в хозяйственную и политическую жизнь области и страны, невозможны были бы поднятие их культурного уровня и самый процесс национальной консолидации».
Будучи алтайцем и представителем рода иркит, он с глубочайшим уважением отмечает: «Русский язык является крупнейшим источником, питающим дальнейшее развитие алтайского языка и обогащающим его». В Павле Егоровиче были заложены два начала: алтайское и русское, что и определило в конечном итоге его научную и общественно-политическую жизнь и судьбу.
Много сил он отдал подготовке монографии «Горный Алтай в составе России в конце XVIII и XIX веках», по материалам которой им опубликовано более сорока работ. Наиболее важной является статья «Поворотный пункт в истории Горного Алтая», явившаяся научно-теоретическим обоснованием празднования 200-летия добровольного вхождения алтайцев в состав России, проводившегося впервые за всю историю алтайского народа. По этой сложной теме П.Е. Тадыев сумел выявить ценный архивный материал. Осмысливая исторический масштаб, глубину и прогрессивность процесса вхождения алтайцев в состав России, ученый подытожил: «Алтайский народ избрал правильный путь не случайно. Имея еще до вхождения в Россию довольно широкие торговые и культурные связи с русскими людьми, алтайцы убеждались в преимуществе этой народной культуры, тем более что это убеждение было основано на личном, непосредственном общении с русским населением. Таким образом, основным стимулом для добровольного перехода в русское подданство алтайцев было их культурно-экономическое тяготение. История последующих десятилетий подтвердила правильность избранного ими пути».
Исследователь отмечает: «Вопреки колониальной системе царизма, создавшей неблагоприятные условия для культурно-экономического развития алтайцев, росло и укреплялось трудовое содружество простых людей – русских и алтайцев, шёл процесс приобщения алтайцев к более высокой русской народной культуре. И этот процесс составлял одну из самых значительных положительных сторон жизни алтайцев в составе России».
Учёный справедливо отмечает, что «это культурное воздействие не было односторонним», а также тот факт, что «совместное жительство в одних сёлах приводило к смешанным бракам, ставшим с тех пор массовым явлением в Горном Алтае». При этом «русское население перенимало многие элементы алтайской материальной культуры. Алтайские лыжи, меховая обувь, одежда и шапки стали широко бытовать среди русского крестьянства. Русские охотники усвоили алтайские приемы охоты на зверей. Многие русские люди овладевали алтайским языком и т.д.».
П.Е. Тадыев отмечает целый ряд фактов, иллюстрирующих прогрессивное значение присоединения алтайского народа к России. Приведем лишь некоторые из них:
• во-первых, «алтайская письменность, созданная членами духовной миссии на основе русской графики»;
• во-вторых, «повышение общего культурного уровня алтайцев»;
• в-третьих, «усовершенствование орудий труда и новые, более высокие приемы хозяйствования. Особенно важным является возникновение плужного земледелия и огородничества»;
• в-четвертых, «стойловое содержание скота алтайцы заимствовали у русского крестьянства»;
• в-пятых, «своим незаметным, но постоянным влиянием, дружеским примером и доброжелательным отношением русская женщина совершала огромное дело в перестройке примитивного быта алтайцев»;
• в-шестых, «большую роль в ознакомлении цивилизованного мира с алтайцами сыграли русские ученые и путешественники. Еще до Октябрьской революции русские люди создали об алтайцах ряд крупных научных работ, которые не потеряли своего значения и поныне».
В своих исследованиях, посвященных противоречивому периоду Гражданской войны в Горном Алтае, Тадыев обращает внимание на то, что «никакие попытки врагов посеять национальную вражду и разъединить русских и алтайцев в борьбе за советскую власть не смогли задержать уже исторически подготовленного объединения».
Анализируя и осмысливая различные этапы в исторической судьбе алтайского народа, ученый пристально и неуклонно отслеживает процесс зарождения взаимного доверия, притяжения и дружбы между алтайцами и русскими, что в итоге является залогом прогрессивного развития народов Горного Алтая. Материал научных статей наполнен историческими фактами подлинной дружбы между русским и алтайским народами. Эта тема близка и дорога для него не только как для ученого, но и как для человека и гражданина.
Научные достижения П.Е. Тадыева как историка-этнографа не остались незамеченными со стороны советско-партийных руководителей. В усложняющейся социально-экономической реальности он был востребован и в качестве партийно-политического деятеля. Того требовала и партийная дисциплина, ибо с октября 1952 г. Павел Егорович был членом КПСС.
В декабре 1956 г. его избирают секретарем Горно-Алтайского горкома КПСС, в декабре 1959 г. – секретарем обкома, где Тадыев работает до марта 1964 г. За это время он сумел эффективно организовать массово-политическую и пропагандистскую работу в области.
Непосредственно партийно-политической работе были отданы восемь лет жизни учёного. Об этом всегда очень сожалел Л.П. Потапов. Он нередко сокрушался: «…блестящий ум, огромная эрудиция, удивительная работоспособность. Это человек науки».
С марта по сентябрь 1964 г. Тадыев занимает должность директора научно-исследовательского института истории, языка и литературы, потом четыре года трудится в НИИ на посту проректора по учебной и научной работе. С 1968 по 1971 год он проректор по научной работе пед-института, а затем декан историко-филологического факультета и заведующий кафедрой истории.
За годы работы в институте Павел Егорович проявил себя не только как талантливый и мудрый администратор, но и как преподаватель. В архиве университета сохранился отзыв бывшего ректора пед-
института Ф.А. Малькова, где тот отмечает: «…его лекции и семинарские занятия, консультации проводятся на высоком научно-методическом уровне. Они новы по содержанию и приемам изложения, всегда с глубоким вниманием встречаются студентами. На лекциях доцента П.Е. Тадыева с успехом учатся мастерству молодые преподаватели».
Павла Тадыева действительно глубоко уважали за его интеллект, доброжелательность, человечность, душевную открытость. Он обладал способностью разглядеть даже в нерадивом студенте искру таланта.
Успешную научно-педагогическую деятельность Тадыев умел совмещать с общественной работой. Был лектором обкома партии, председателем областного совета, активным членом общества «Знание» и членом краевой организации этого общества. Часто в составе агитпоездов ездил по районам, выступая по различным проблемам социально-политической жизни.
Павел Егорович Тадыев был человеком ярким, талантливым, мудрым и совестливым. Ученый, политик, общественный деятель, он достойно представлял свой народ и отечественную науку на многих международных конференциях, симпозиумах и конгрессах.
Глубоко символично, что в свое время в честь 200-летнего юбилея по инициативе П.Е. Тадыева был воздвигнут памятный обелиск на Семинском перевале – пронзительное напоминание о том, как важно помнить и чтить свою историю.
260-летний юбилей добровольного вхождения алтайского народа в состав России побуждает не просто оживить в памяти исторические факты, но и поименно вспомнить ученых, общественных и политических деятелей региона, вложивших свою лепту в историю и судьбу нашего Отечества, выразить им глубочайшее уважение. Среди их имен и достойное имя Павла Егоровича Тадыева, ученого и гражданина, стремившегося всей своей сутью к бережному сохранению фундаментальных основ национальной жизни.

Любовь Кыпчакова,
доцент, кандидат исторических наук

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Чемальском районе приступили к дорожному ремонту

В Чемальском районе приступили к ремонтным работам на автодороге "Усть-Сема...

Суд назначил сельчанину реальный срок лишения свободы за кражу денег с банковского счета знакомого

Горно-Алтайский городской суд назначил реальное лишение свободы за хищение...

Пятиклассник из Боочи — победитель всероссийской научной конференции

Пятиклассник Салым Сарбашев из Боочи стал победителем на всероссийской...

За неделю от укусов клещей пострадали 189 человек

Клещевая активность продолжает расти в Республике Алтай. Как сообщили в...