Искусство есть уникальность

Дата:

мукановаЖизнь – полотно, на котором яркими узорами событий ведется летопись времени. В ней годы творческого подъема и семейного благополучия зачастую сменяются полосой сложных испытаний и наоборот. Гость нашей редакции сегодня – заслуженный деятель РА, член Союза кинематографистов Республики Казахстан, первый аниматор Республики Алтай Т.Н. Муканова. По нашей просьбе она рассказала о перипетиях своего жизненного пути.

– Я родилась в селе Эзендик Онгудайского района. Мои родители – Александра Михайловна Иркитова и Jемит Майманович Салбанов. В семь лет я осталась без матери, воспитывалась в семье родной тети Анны Маймановны Бочкиной и ее супруга Айдына Телесовича Бочкина. Также дарила мне свою любовь и заботу моя бабушка Биле Кокулевна Кыпчакова. Училась я в национальной школе. Геометрию и алгебру нам преподавал Василий Константинович Плакас. Мне и моим одноклассникам очень повезло, поскольку довелось стать учениками великого педагога. Знаете, в мире много хороших людей, но такие, как Василий Константинович, рождаются редко – он был необыкновенно благородным человеком. Позже, во взрослой жизни, я делала телепередачу о нем.

– Каким было ваше детство?

– Хорошим, замечательным, и это несмотря на то, что я росла без мамы в тяжелые послевоенные годы. В те далекие времена люди были иными, чем сейчас: участливыми, доброжелательными и поразительно трудолюбивыми. К труду мы были приучены с малолетства. Например, с семи лет я с другими детьми такого же возраста вовсю помогала на сенокосных работах. Мы возили волокуши, потому что рабочих рук не хватало, мужчины полегли на войне, а вернувшиеся были калеченными – и те были нарасхват. И мы, дети, помогали как могли. Сейчас я пишу книгу воспоминаний, поэтому не хочу выплескивать то, что есть во мне. Постараюсь выразить все эмоции и чувства в своей работе.
После окончания Областной национальной школы (тогда так она называлась) я сразу поступила в Институт культуры в Москве. Выбрала театрально-режиссерское отделение.
Еще в школьные годы я окончила четыре класса скрипки. Сейчас, конечно, на скрипке ни одной ноты не воспроизведу, потому что давно не брала в руки инструмента, но на фортепиано одну-две пьески могу исполнить, – улыбнулась Тамара Николаевна и продолжила: – Все это я рассказываю к тому, что музыкальное образование мне очень помогло в дальнейшей моей жизни. Например, в анимации при оживлении персонажей необходимо соблюдать чувство ритма, темпы ритма, их спады и подъемы.

– Как вы пришли в анимацию, ведь вы учились в театральном вузе?

– Дело в том, что мне с детства нравился мультфильм «Бемби». В первый раз его я смотрела вместе с мамой. Во время сеанса весь зал следил за персонажами затаив дыхание, и мы с мамой, которая ласково прижимала меня к себе, то смеялись, то плакали. Тогда мне было года четыре или пять, но впечатление от просмотра оказалось настолько ярким и чудесным, что воспоминания о нем я пронесла в своей душе через все годы.

– В жизни чередуются то светлые, то черные полосы. Какие периоды были самыми радостными и тяжелыми для вас?

– Самое сложное время – когда не стало мамы. У меня долго было ощущение, что она вернется, что мы будем вместе, а еще было чувство обиды: почему же умерла именно моя мама? Однажды в селе Абай (тогда мне было 18 лет) ко мне подошла незнакомая женщина и спросила: а не дочь ли я Jанылай (так по-алтайски звали мою маму)? Получив утвердительный ответ, стала рассказывать о том, какой славной, доброй и щедрой была моя мама. Со слезами на глазах я спросила ее, почему же тогда Бог допустил, что мама так рано ушла из жизни? Она сказала: «В том мире, куда ушла твоя мать, есть тоже борьба добра и зла. Когда истончаются силы добра, Бог из этого мира забирает лучших людей, чтобы установить там равновесие и порядок».
Я благодарна этой женщине, обыкновенной сельской жительнице, за то, что она сумела своими мудрыми словами утешить меня в самом начале жизненного пути.
Еще один из сложных этапов жизни – работа в нашем Национальном театре после окончания института. Работа не налаживалась, я не могла найти контакта с актерами, но не потому, что была недостаточно подготовлена, нет! А потому, наверное, что в душе своей еще тогда лелеяла мечту о мультипликации.
Сейчас я очень рада, что случилось так, как случилось. Я люблю наш театр, радуюсь каждой новой постановке. Когда приезжаю на родину, обязательно посещаю театр.
Судьба моя сложилась так, что я вышла замуж не за своего земляка, а за казахского художника Флобера Муканова и уехала в Казахстан. Мой супруг начинал свою трудовую деятельность в мультипликации: поехал учиться в Москву на мультипликатора, но поступить не получилось, зато его зачислили в Школу-студию МХАТ на постановочное отделение. Он стал художником-постановщиком театра. На киностудию «Казахфильм» в Алма-Ате я пришла работать в 1975 году. Там как раз открыли цех кукольных анимационных фильмов. А когда я освоила кукольную анимацию, вышел мой первый фильм – «Шелковая Кисточка». До работы над ним прошла все профессии среднего звена: раскрашивала персонажей, сидела на заливке и фазовке, была ассистентом режиссера, за два года тщательно изучила весь процесс подготовки и съемки фильма.
После освоила технику съемок
рисованных мультфильмов. В свое время появились такие работы, как «Кайчи», («Сказитель»), «Золотая овечка», «Дастархан», «Небесный дар», «Алтай Ойын», а также документальный фильм о Григории Ивановиче Чорос-Гуркине. Я никогда не теряла связи с родиной, постоянно ездила на Алтай: то собирала материал для своих фильмов, то просто так, по-родственному, гостила.
Эти годы – прекрасная полоса в жизни: они были наполнены трудом – сложным, красивым, притягательным. Я люблю этот период, люблю свое детство.

– Верите ли вы в судьбу?

– Говорят, «случайности не случайны». Как-то все сложилось так, чтобы я стала мультипликатором, познакомилась с мужем в Москве, который учился анимации у знаменитого режиссера Амена Хайдарова, создателя казахской анимации. В 1967 году вышел его первый мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками?» – с этой ленты началась жизнь казахской анимации. В годы «перестройки» цех анимации был закрыт, возобновил работу через десять лет и теперь вновь выпускает фильмы для детей.

– Как вы оцениваете наших мультипликаторов?

– Я знакома с анимационными работами творческой группы «Адамант», ветерана алтайской культуры и литературы Кулера Тепукова, Светланы Кокосовой, Сергея Дыкова и других аниматоров. У меня сложилось хорошее мнение обо всех, и я горжусь, что горно-алтайская молодежь так увлеченно занимается мудрым, добрым и красивым искусством, так необходимым для нашего будущего – для детей. Особенно меня очаровала песочная анимация. В работах Светланы Кокосовой буквально оживает наше прошлое – ее персонажи, люди, птицы и животные очаровывают, от них веет национальным колоритом, алтайским духом. Посмотрела я также работы Сергея Дыкова, полные вдохновения и уникальности. Но их нельзя отнести к анимации, у Сергея идет «чистая» видеосъемка, а у Светланы еще присутствует покадровое исполнение «фаза за фазой». В этом и состоит принципиальное различие их труда. То, что делает Сергей, можно назвать песочной графикой или рисунком по песку, и, наверное, оно являет собой новый экранный вид искусства, на него не требуется много времени и затрат, а чтобы снять песочную анимацию, нужно столько же времени, сколько для рисованного фильма.
Хочется надеяться, что руководство республики обратит внимание на труд региональных аниматоров, чтобы им оказали серьезную финансовую поддержку. Картина «Золотая птаха» дорогого стоит – она уникальна. Много в мире анимации, но этот фильм ценен тем, что поднимает древние пласты алтайской культуры. Искусство и есть уникальность, когда делается что-то прекрасное и ни на что другое не похожее. Я уверена, что не одинока в своем мнении и не одну меня так взволновала эта картина.

– Расскажите о своей семье.

– Вот уже пять лет как скончался мой супруг. Наш сын Малик работает художником по гобеленам, сноха – бухгалтер. Есть внучки, старшей – 11, младшей два с половиной года. Сейчас не работаю на киностудии, но ко мне довольно часто обращаются за советом.
В настоящее время пишу книги, одна уже готова и презентована, называется «…И зреет художественный образ». Это издание по сути своей – учебное пособие, но написано оно в свободной художественной форме. Еще пишу книгу воспоминаний о детстве, я уже упоминала об этом.

– Что, на ваш взгляд, самое важное в жизни?

– Честно исполнять свой долг, смотреть на мир добрыми глазами и любить жизнь, людей, а самое главное – быть в ладу с собственной совестью.

– Вы постоянно приезжаете в нашу республику. Как, по-вашему, меняются город и регион?

– В этом году Горно-Алтайск меня просто очаровал! Столько клумб с цветами, альпийских горок возле домов. Я видела даже просто вазы с цветами, выставленные возле дверей учреждений и частных домов. Это чудесно! Прошлым летом мне довелось побывать на юге Франции в небольшом городе Аннеси. В нем проживает около 50 тыс. человек, и там царит необыкновенная чистота. Нигде не увидишь ни окурка, ни клочка бумаги или целлофановой обертки, там просто не принято сорить. В этом году, приехав на родину в преддверии национального праздника Эл Ойын и увидев Горно-Алтайск, я подумала: до Аннеси еще далеко, но жители стараются, и Бог им в помощь! Пусть и столица, и республика процветают, становясь все краше и лучше.

Беседовала Галина Ясакова
Фото В. Сухова.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...