Подвиг во имя будущего

Дата:

sR3ldwO0JaI«Чем далее мы уходим от года безвременной кончины Сазона Саймовича Суразакова, тем все более значительным, богатым, гармонично-организованным предстает нашему взору его уникальное научное  наследие, – говорил известный фольклорист Сибири член-корреспондент РАН, профессор Александр Бадмаевич Соктоев. – Открытию перед мировой и отечественной культурой сокровищ алтайского фольклора он и посвятил всю свою научную деятельность».

По отношению к многогранной научной и творческой работе Сазона Саймовича мы применяем достаточно много заслуженных высоких эпитетов и определений, перечисляем его титулы и звания – такие как фольклорист, доктор филологических наук, поэт, литературовед, преподаватель, профессор и т.д. Но самое главное в нем было то, что он всегда был крупной личностью и творцом – новатором во всех своих проявлениях.
Все, что сделано им в алтайской фольклористике, почти во всем имеет свою новизну и актуальность, если учесть то, что им и его коллегами создавалась база академической науки на Алтае, составлялись сборники фольклорных текстов для массового читателя. Например, знаменитая серия «Алтай баатырлар», на которой выросло не одно новое поколение алтайцев. Именно он продолжил и развил мощное движение традиции сказительского искусства в новом качестве в духовно-культурной жизни алтайского народа. Почти все здравствующие сказители его времени не были обойдены вниманием ученого, обо всех он оставил свидетельства в своих научных работах.
Еще и сегодня в народе глубокой болью отдаются годы страшных репрессий, и до сих пор многие страницы до конца не раскрыты, а во времена, когда Сазон Саймович начинал свою работу по масштабному изучению эпического наследия алтайцев, все помнили о том, как сказителей, jарлыкчы, шаманов причисляли к «врагам народа» и отправляли в лагеря.
Об удивительном тандеме двух равнозначных величин — С.С. Суразакова и А.Г. Калкина — стоит сказать особо. Эти два достойных сына Алтая явили и вернули сакральную силу сказительства своему народу и родной земле. Благодаря ученому и сказителю имена алтайских богатырей Маадай-Кара, Когюдей-Мерген, Оочы-Бала стали частью нашей жизни, они заняли достойное место в сокровищнице культуры общечеловеческого масштаба.
Ровно год назад в этом зале проходил III съезд работников культуры, искусства и духовной сферы Республики Алтай. С его трибуны многие делегаты говорили о том, что Алтай — это один их немногих регионов Российской Федерации, где фольклор, горловое пение и героические сказания в живой форме сохранились до сегодняшнего дня, и, что следует особо подчеркнуть, для активного включения национальных культурных традиций в систему общероссийской и мировой культуры сегодня надо искать оптимальные пути их воплощения. Именно такой подход был в основе Международного курултая сказителей с участием гостей сопредельных территорий Центрально-Азиатского региона, стран ближнего и дальнего зарубежья в одном из самых фольклорных аймаков республики — Улаганском районе. Курултай еще раз подтвердил феномен алтайского кая как стержневого начала национального менталитета, как одного из ярких памятников нематериальной культуры Всемирного наследия. В этом плане нам еще предстоит продолжить большую работу, включая реализацию идей и конкретных предложений, обозначенных во время презентации этих памятников в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО в октябре 2005 года.
Всё, что сделано Суразаковым в алтайском литературоведении, творилось параллельно с конкретной практической деятельностью: открывалась писательская организация, Сазон Саймович писал рекомендации для поддержки молодых литераторов, был духовным покровителем целой когорты алтайских писателей, сам творил стихи и прозаические произведения, вошедшие в национальный фонд алтайской словесности:
Вижу снова гор гранитных грани
И реки сверкающий клинок.
Я, в твоей семье великой равный,
Песнь свою вплетаю в твой венок.
Если по чужой земле скитаюсь,
Образ твой всегда передо мной.
Он, как снег Алтайских гор, не тает –
Голубым белкам не страшен зной.
За тебя, за твой простор былинный
Пролил кровь я в памятный июнь.
Жизнь моя и ты – неразделимы,
Вы слились, как Бия и Катунь.
Свет мой – ты…
И радость – ты, Россия,
Мать моя и прочная броня.
Без тебя я, Родина, бессилен,
Но и ты слабее без меня.
В области образования им написаны учебники и пособия для школ и вуза, также он вел и постоянную преподавательскую работу. Его предметы (алтайская литература, алтайский фольклор) стали самодостаточными предметами обучения. Он рядом с собой выпестовал и вырастил новое поколение ученых, преподавателей и учителей.
Если говорить о времени, когда жил и творил Сазон Саймович Суразаков, то оно было весьма сложным. Духовная жизнь народа во всей стране считалась непонятной, а потому и неблагонадежной сферой, она находилась тогда под особой цензурой и контролем. Мы помним, как ломались тогда и позже судьбы многих талантливых людей. Сазон Саймович страдал не меньше других, но в силу ясного ума и солнечного характера, а также глубокой уверенности в правоте своего дела исполнял Богом данную ему миссию.
Всё, что сотворено Сазоном Саймовичем для нашей духовной культуры, отличается фундаментальностью и обладает хорошей перспективой, потому что не только рядом с ним, но и вслед за ним уже на его идеях выросли новые поколения, способные быть его продолжателями. Мы думаем, что новые поиски в духовной жизни в разных формах проявления, будь то Эл Ойын, праздники «Ойойым-Jaнap», Курултай сказителей и другие, обязательно нашли бы поддержку со стороны С.С. Суразакова.
Духовное возрождение на Алтае, современное культурное строительство и определение его основных приоритетов в новых социально-исторических условиях должны основываться на концептуальных критериях, которые в форме фундаментального, академического базиса заложил Сазон Саймович Суразаков.
Развивая и осмысливая идеи своего отца об Алтае, его богатейшем и не до конца еще раскрытом духовном потенциале, наш современник, ученый, культуролог и философ Александр Сазонович Суразаков утверждает, что Алтай со своим природным, историко-культурным наследием может стать своеобразной моделью для формирования нового планетарного мышления, основанного на контурах будущей духовно-экологической цивилизации, в которой возрастет общепланетарная роль человеческого разума.
Если говорить о нашем потенциале, то в его роли по большому счету у нас выступают уникальная природа и духовно насыщенная культура, ее талантливые носители и подвижники, в первых рядах которых стоит имя Сазона Саймовича Суразакова, которому мы сегодня отдаём дань глубокого уважения памяти, и делам, равновеликим с подвигами во имя будущего своего народа, с благодарностью произнося его светлое имя.

Иван Белеков,
член Союза писателей РФ
25 декабря 2005 г. 

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Юные экскурсоводы побывали в высокогорье

Традиционный республиканский конкурс экскурсоводов в этом году проходил не...

Прокурор Республики Алтай потребовал устранить нарушения прав жителей Кош-Агачского района

Прокурор республики Анатолий Богданчиков проинспектировал работу поднадзорных органов власти...

В Майминском районе установлено местонахождение пропавшей без вести 46-летней горожанки

46-летняя жительница Горно-Алтайска ушла из дома с 13 на...

В Горно-Алтайске прошло памятное мероприятие, посвященное 100-летию Якова Баляева

На прошлой неделе в Мемориальном комплексе «Парк Победы» у...