дома » Статьи » Спортивные состязания в алтайской народной культуре

Спортивные состязания в алтайской народной культуре

3Сведения для этой статьи, публикуемой в преддверии предстоящего народного праздника Эл Ойын, взяты из книги «Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие», изданной в 2014 году Научно-исследовательским институтом алтаистики им. С.С. Суразакова.

Одним из древних источников по культуре алтайцев является героический эпос. Он, как главный жанр устной народной поэзии, уходит своими корнями в глубокую древность. В эпосе можно увидеть различные состязания алтайцев, где богатыри сами являются борцами, стрелками и атлетами, участвуют во многих соревнованиях. Надо отметить, что аналогичные сюжеты есть и в героических сказаниях многих тюрко-монгольских народов.
Во все времена любимыми развлечениями коренного населения Горного Алтая были борьба, скачки, стрельба из лука и ружья, бег. Эти народные состязания устраивались как в свободное время, так и в особых случаях. Например, когда люди собирались на молениях и после проведения обрядов начинали состязания. Часто игры-соревнования организовывали богатые люди на свадьбах своих родственников.
В мировоззрении алтайцев борьба кÿреш это не только игра или состязание, но и искусство. Талантливые борцы всегда пользовались почетом и уважением в обществе. Например, по народным преданиям, к богатырю Ирбизеку слава пришла после того, как он в единоборстве победил монгольского богатыря.
Борьба как элемент культуры особенно ярко отразилась в устном народном творчестве. Например, в героическом сказании «Алтын-Бизе» есть мотив, где говорится о единоборстве героя богатыря Алтын-Бизе с силачом Темир-Мёко:
На Темир-Мёко набросился,
У богатыря Темир-Мёко
Несгибаемые ребра изогнулись,
Неломающийся позвоночник надломился.
И, поборовшись так немного,
Ноги-руки раскинувшего
(Темир-Мёко)
О верх черной горы
Он ударил.
В героических эпосах богатыри в борцовских схватках побеждают не только вражеских богатырей, но и различных чудовищ.
Боролись силачи парами, участниками были только мужчины. В зависимости от договоренности борцы могли выходить по пояс голыми, опоясавшись кушаками, за которые хватались противники, или состязались, оставаясь в одежде.
О том, что борец боролся, сняв одежду, говорится в эпосе «Оленгир». Здесь богатырь Маадай-Мерген во время схватки с вражеским богатырем Темир-Бием стал слабеть и по совету своего коня снял доспехи, одежду и облачение:
Облачение свое
Быстро снял и бросил,
Как от матери родился
с голым телом,
Как от отца создавшийся
с белым телом,
Остался он.
Затем Маадай-Мерген с новой силой нападает на противника и побеждает его.
Каких-либо весовых разграничений не было. Состязались борцы в специально выбранном месте, на траве или на кошме. Победителем считался тот, кто одолевал всех, или по числу выигранных схваток. Алтайская борьба вырабатывала такие качества, как сила, ловкость и выносливость, а также сообразительность, умение тактически и расчетливо мыслить. Традиционно мальчики к борьбе приобщались с малых лет. Существовали состязания, близкие к борьбе, например игра кол тартыш. По ее правилам два человека садились друг против друга, скрестив согнутые ноги, и начинали двумя руками перетягивать друг друга. Кому удавалось свалить противника, тот и считался победителем.
1Ни одни народные игры не обходились без конных состязаний, которые считались самыми почетными. Причин этому было несколько. Во-первых, кроме того что лошадь – домашнее животное с утилитарным предназначением, в сознании алтайцев это еще и верный друг, помощник и даже носитель удачи. Во-вторых, скачки – это показатель богатства и успеха тех, кто выставлял лошадей. Для конных состязаний специально выбирали и готовили лошадей, что мог позволить себе не каждый человек и даже не каждая семья. В-третьих, это было испытание и для мальчиков, которые участвовали в качестве наездников. Алтайцы с малых лет учили детей верховой езде, на конных состязаниях они должны были проявлять себя уже подготовленными, искусными и выносливыми наездниками.
Проводились конные соревнования на короткие и длинные дистанции. На коротких дистанциях состязались рысью (jелип), иноходью (jорго) и гладкими скачками (чабыш). Особо престижной считалась победа на длинной дистанции, именуемой «аргымакты маы» «бег аргымака», где от скакуна требовалась выносливость.
Состязались и всадники. Здесь победа зависела не только от резвости лошади, но и от сноровки наездника. Известны скачки вдоль длинного ряда вкопанных в землю столбиков, на каждом из которых расставлены деревянные бабки. По условию следовало доскакать до конца ряда, не слезая с лошади поднять с земли камчу и прискакать обратно, сбивая камчой бабки. Существовали и соревнования по обучению необъезженной лошади: предварительно ее нужно было поймать арканом, затем оседлать и только потом объезжать. В состязаниях наездников обычно не было возрастных ограничений.
В стрельбе из лука соревновались на меткость и на дальность. Практиковалась как пешая стрельба, так и со скачущей лошади. При стрельбе из лука на коне в некоторых случаях мишенями служили алтайские шапки, подвешенные на колышках. В эпосе «Маадай-Кара», чтобы взять в жены красавицу Алтын-Кюску, претендент по условию ее отца должен был одержать победу в нескольких состязаниях. И герой богатырь Когудей-Мерген в стрельбе из лука (по правилам стреляющий должен был попасть в иглу) побеждает противников:
Когудей-Мерген вскочил
с места.
[Тетиву] железного лука
со ста зарубками
До сотой зарубки натянул.
Когда он выстрелил,
земля затряслась,
Поверхность Алтая
вздрогнула.
Крылатая кровавая стрела
Как молния со свистом
полетела.
Молодым богатырем
выпущенная стрела
Расстояние в семьдесят лет
пути пролетела,
Большую иглу пополам
переломила…
В устроенном кааном трудном
состязании,
В устроенном бием нелегком
соревновании
Вторично Когудей-Мерген
Одержал победу.
Состязания проводились и в стрельбе из ружей. Особым почетом пользовались стрелки, которые могли не только метко поразить цель, но и быстро перезарядить шомпольное ружье и выстрелить из него (у многих – с фитильным спусковым механизмом). Исследователь А. Горохов во время путешествий по Алтаю такие игры наблюдал и отмечал: «Для стрельбы из ружей без замков обыкновенно выбираются искуснейшие: они на всем скаку заряжают ружье, достают из огнива огонь и, приближаясь к назначенному месту, стреляют так удачно, что редко не попадают в цель, обозначенную на каком-нибудь дереве».
Для того чтобы скоро и хорошо стрелять из шомпольного фитильного ружья, требовалась подготовка с ранних лет. Обычно тренировали стрелков следующим образом. Выбирали специальное место, затем готовили небольшую чурочку и бросали ее с горы. Чурочка катилась очень быстро, подпрыгивая на неровностях. Обучаемый должен был попасть в нее несколько раз. В некоторых случаях упражнение усложняли, у чурки с одной стороны чуть стесывали слой. Обучаемый должен был несколько раз попасть в свежестесанное место, которое появлялось при каждом обороте. Обычно так отцы учили своих сыновей. Иногда незадачливого ученика могли наказать плеткой, так как порох и пули стоили дорого.
Из силовых видов соревнований особенно известны состязания по поднятию камней – кöдÿрге таш. Во многих местах Горного Алтая, обычно около дорог, имелись камни, на которых с незапамятных времен тренировали свои умения силачи. Мерились силами и в поднимании на плечи лошадей двух-трехлетнего возраста. В легенде о богатыре Ирбизеке говорится, что он поднял свою уставшую молодую лошадь на плечо, преодолел небольшой перевал. Поэтому такие состязания еще называют «Ирбезекти маргааны» («соревнование Ирбизеков»).
Состязались и в метании на дальность деревянных колотушек или булавы – токпок, эта игра так и называлась – токпок чачары (метание булавы). Во время свадьбы для игры тöс тазыл выбирали самого сильного человека. Он обхватывал столб, за ним становились в ряд другие и старались оторвать его от столба. Силач должен был продержаться в течение пения десяти песен (восьмистиший). Была примета: если человек выдержал это время, то семья его будет крепкой.
Выносливости и быстроты требовали соревнования по бегу. Например, участники бежали на возвышенность (пригорок, холм) и обратно, неся на своих спинах каждый по человеку. Данное состязание в 80-е годы XX века получило название тожондорды jÿгÿружи (маргааны, бег тоңжонов).
Призами в этих состязаниях, как правило, были ткани, платки, халаты, сапоги и чай. В соревнованиях по бегу во время свадеб победитель получал большой мосол с мясом (уйлук). Иногда во время конных состязаний «аргымактың маы» тот, кто выставлял лошадей в качестве приза, вносил определенную сумму денег – байга, которая доставалась хозяину победившей лошади. Обычно байга состояла из значительной суммы денег, частично из золотых царских червонцев. Телеуты в 20-е годы XIX в. одаривали победителей скачек следующим образом. Первому прискакавшему к месту назначения вручались какие-либо вещи подороже, например кусок шелковой материи или несколько концов «китайки». Второму – «кобылья кожа», третьему – «кисы» (ноги и хвост) от кожи, а для самых последних, как утешительный приз – неоглоданные кости.

На иллюстрациях:
фрагменты народного праздника Эл Ойын

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: