Курултай сказителей: школа традиций

Дата:

В народном творчестве алтайского народа наиболее уникальным является кай, который определяется учеными как сказительство – исполнение героических сказаний горловым пением, истоки которого уходят в глубокую древность.
С середины ХХ века многие ученые-фольклористы фиксировали процесс угасания сказительской традиции и неуклонной потери эпической среды у многих центрально-азиатских народов, для которых был характерен данный вид искусства. В алтайской традиционной культуре складывалась иная картина, так как в 50 – 80-е годы шло активное фиксирование текстов героических сказаний исследователями. Именно в этот период было выявлено большое количество исполнителей горлового пения. Уникальным можно назвать тот факт, что до конца XX века на Алтае были сказители, имевшие прямую передачу сказительского дара от своих учителей. Имена наиболее прославившихся из них широко известны, это А.Г. Калкин, Т.А. Чачияков, Н.К. Ялатов, С.И. Савдин и другие. Но вопросы сохранения эпического наследия алтайского народа стали актуальными к концу ХХ века в связи с тем, что ушли из жизни все знаменитые сказители Алтая. Хотя к тому времени сформировалась группа популярных исполнителей кая, которые выступали не только на алтайской сцене, но и далеко за ее пределами. В их числе Ногон Шумаров, Ойрот Отуков, Элбек Калкин, Болот Байрышев и другие, каю они учились именно у традиционных исполнителей, но не относили себя к сказителям.
Особую поддержку развитию этого искусства оказало Министерство культуры Республики Алтай, которое в 2004 году учредило Международный курултай сказителей. Именно с этого момента данный творческий конкурс стал проводиться периодически и нашел поддержку в федеральной программе Министерства культуры Российской Федерации.
На тот момент во главе республиканского министерства был И.И. Белеков, главным режиссером первого Курултая сказителей стал В.Е. Кончев, который впоследствии, будучи министром культуры, принимал активное участие в организации данного мероприятия.
Ежегодный сказительский форум проводится в разных форматах: один год он проходит как самостоятельное мероприятие, на следующий – его включают в рамки Межрегионального народного праздника Эл Ойын.
К Международному курултаю сказителей огромное внимание проявляли многие регионы России и другие страны (Калмыкия, Тува, Хакасия, Якутия, Кыргызстан, Казахстан, Монголия, Китай, Азербайджан, Турция). В некоторых из них стали проводиться аналогичные конкурсы.
Современный культурный процесс на Алтае активно адаптирует многовековое духовное наследие алтайского народа, что связано, во-первых, с более углубленными поисками истоков народной культуры, во-вторых – с наметившейся тенденцией коммерческого подхода к нематериальной культуре как возможности ее тиражирования в качестве экзотического товара. Данная ситуация требует дифференцированного подхода к духовному наследию, оказавшемуся востребованным уже как неотъемлемая часть развития современной культуры. Поэтому Международный форум сказителей на Алтае с каждым годом обновляет и расширяет свои задачи. Так, среди основных задач Курултай сказителей определяет перспективы развития горлового пения как жанра народного художественного творчества и выявляет новые его аспекты, к которым, например, относятся изучение и обобщение сказительской ситуации, выявление уникальных мастеров горлового пения и исполнителей текстов героических сказаний. К задачам относится и создание банка данных мастеров горлового пения, выпуск на основе собранной информации каталога, альбома, издание текстов, аудиозаписей и видеофильмов.
Среди этого большого круга задач первостепенной является знание текста сказания. В связи с этим выступающие периодически увеличивают количество строк текстов. Для этого привлекались авторские произведения или фольклорные тексты опубликованных героических сказаний, которые могут исполняться речитативом или горловым пением.
Международный курултай сказителей проводится по двум номинациям: «Виды горлового пения» (владение приемами горлового пения в сольной или ансамблевой форме импровизации) в возрастной группе исполнителей от девяти лет до 21 года и «Сказительское искусство» в двух возрастных группах – исполнители до 21 года (не менее 200 строк) и исполнители старше 21 года (не менее 400 строк). При этом текст сказания конкурсантами из республики может исполняться речитативом или горловым пением в сопровождении музыкальных инструментов с демонстрированием всех видов алтайского горлового пения (каркыра, кӧӧмӧй, сыбыскы, кӧнӱ кай). Гости Курултая участвуют в номинации «Виды горлового пения» (владение приемами горлового пения в сольном или ансамблевом исполнении, исполнение речитативом или в песенной сказительской форме), в других номинациях – на общих основаниях.
Со временем с увеличением числа обладателей Гран-при была введена номинация «Мастера сказительского искусства», в которой могут принимать участие народные сказители – эл кайчи, обладатели Гран-при, лауреаты I степени Международного курултая сказителей и других международных конкурсов горлового пения. Для выступления было определено до 60 минут и текст – не менее 800 строк. В 2013 году был проведен эксперимент, когда в рамках этой номинации заслуженный артист Республики Алтай Элес Тадыкин исполнил полный текст одного из вариантов сказания «Алтай-Буучай». Текст сказания «Алып-Манаш» в 2014-м был исполнен заслуженным артистом Республики Алтай Эмилем Теркишевым вне конкурсной программы в кругу любителей сказительского искусства. Исполнители соблюли целостность сюжетной канвы, хотя, конечно же, допустили сокращения отдельных описательных картин.
В настоящее время задача Международного курултая сказителей по реконструкционной работе современного кая выполняется достаточно интенсивно. Если в первые годы исполнители не очень охотно принимали участие в номинации «Сказительское искусство» из-за незнания сюжетов сказаний и старались ограничиться концертной формой первой номинации, то сейчас многие пробуют свои силы именно во второй. С вводом третьей номинации – «Мастера сказительского искусства» – желающих участвовать в ней было также немного, но в последние годы число участников увеличивается. Наблюдаются элементы традиционного усвоения текстов, когда исполнители, согласно условиям конкурса, заучивают отрывки опубликованных сказаний, а во время выступления могут допускать варьирование. Иногда длинные поэтические тирады в сюжете могут сокращаться, иногда – заменяться другими словосочетаниями, это особенно касается архаических формул, не совсем понятных современным слушателям.
Элбек Калкин от отца усвоил один из быстрых темпов исполнения кая. При этом во время международной экспедиции Института гуманитарных исследований Республики Алтай (ныне – Институт алтаистики им. С.С. Суразакова), Института мировой литературы им. М. Горького и Института Хельсинского университета в его исполнении был зафиксирован фрагмент текста героического сказания «Маадай-Кара», где отмечены элементы импровизации, что свидетельствовало о самостоятельных навыках и росте мастерства Элбека. Своеобразным стал факт обретения сказительского дара и его сыном Маадием. Когда отец тяжело заболел, Маадий почувствовал потребность исполнять горловое пение, по аудио- и видеодискам деда и отца стал учиться искусству. Новый представитель династии Калкиных был принят любителями кая и стал активным участником Международного курултая сказителей.
В течение нескольких лет у многих участников конкурса ярко проявился сказительский дар. В их числе А.К. Асканаков, К. Кергилов, А. Турлунов, Г. Самаев, М. Тельденов, Э. Епишкин, Д. Сатин, А. Пикин и другие.
В номинации «Сказительское искусство» достаточно уверенно выступают выпускники Колледжа культуры и искусства им. Г.И. Чорос-Гуркина, которые прошли курс горлового пения под руководством эл кайчи Таныспая Шинжина: А. Манзыров, Л. Ерленбаев, И. Акчин, С. Курдяпов, А. Куриков. Их манере исполнения характерны сказовость, хорошее знание сюжета сказаний. Молодой талантливый исполнитель кая Алексей Калкин – один из первых, кто стал сочинять сказания в стиле традиционных героических повествований. Несмотря на краткость изложения, его сюжеты были завершенными. Тут можно заметить даже некую архаизацию сложения текстов героических сказаний, так как наиболее древние отличаются небольшим объемом и неразвернутыми сюжетными линиями. Исполнитель А. Курманов активно экспериментирует в сочинении текстов, подражая стилю героических сказаний. Так, им был сочинен текст на основе алтайской народной сказки «Дьарганат» («Летучая мышь»). Основой второго текста, как и небольшое сказание А. Тадыкина, стало предание о родовом первопредке. Таким образом, современными исполнителями при сочинении текстов разрабатываются темы из общего фольклорного репертуара.
Международный курултай сказителей стал для молодых исполнителей своеобразной школой обретения основ традиционной культуры. Из года в год растет профессионализм, появляются новые имена, среди них Р. Суразов, Ш. Байталаков, А. Орсулов, Б. Санашкин, А. Саланханов и многие другие.
Важно и то, что среди молодых исполнителей есть и слабо владеющие родным языком, но тяга к горловому пению и исполнению эпических текстов способствует интересу к родному языку..
В рамках Международного курултая сказителей традиционно проводятся «круглые столы». В 2009-м (местность Кабайлу Межелик близ с. Ело Онгудайского района) прошла конференция с участием исследователей из США, Турции, Японии и других стран, на которой обсуждался вопрос по подготовке заявки о внесении алтайского горлового пения в Список шедевров ЮНЕСКО. В 2011-м в рамках 150-летия выдающегося алтайского сказителя Н.У. Улагашева «круглый стол» был посвящен выявлению проблем в современном становлении сказительского искусства. Говорилось о статусе современных исполнителей: могут ли они называться сказителями в соответствии с традиционным пониманием этого термина? В результате были сделаны выводы о культивировании номинации «Мастера сказительского искусства» для воспитания круга современных сказителей. Более широкая дискуссия по этому вопросу прошла в 2014 году. Важно, что сами исполнители стали осознавать важность не только соблюдения традиционных канонов сказительского искусства, но и уважительного отношения к магическим аспектам исполнения сказаний.
В возвращении молодому поколению знаний о сказительском искусстве важным фактором может стать создание стационарного Международного центра кая, где одним из направлений деятельности было бы обучение по специализированной программе одаренных детей и представителей более старшего поколения при помощи группы учителей-кайчи.
На базе Центра кая можно осуществлять переводы героических сказаний и текстов собственного сочинения исполнителей эпоса на русский, английский языки и публиковать их, готовить и издавать переводы текстов с хакасского, шорского, тувинского, калмыцкого и монгольского на алтайский язык и наоборот. Здесь же можно создавать документальные фильмы о творческой лаборатории сказителей, проводить семинарские программы с привлечением этнических культурных центров Тувы, Хакасии, Калмыкии, Бурятии, Монголии. В единую сеть филиалов или студий Международного центра кая можно рассмотреть и включение действующих музеев им. Н.У. Улагашева, А.Г. Калкина и детских школ искусств республики. Тогда Международный курултай сказителей стал бы практической площадкой реализации идеологии Международного центра кая.
В настоящее время Министерством культуры Республики Алтай ведется большая и разносторонняя работа по содействию сказительскому искусству, но требуются дальнейшие шаги по его реконструкции со стороны науки, разработка самостоятельной программы по финансовому содействию сказительскому искусству в Республике Алтай.
На фоне происходящих процессов в сказительстве требуются более кардинальные меры по стратегическим подходам к координации развития кая, что необходимо для духовной полноценности региона.
Алексей Григорьевич КалкинЭльбек КалкинМаадий Калкин
Алексей Григорьевич Калкин                      Элбек Калкин                                  Маадий Калкин

Т.М. Садалова,
д.ф.н., главный специалист
Министерства культуры Республики Алтай

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...