О речи. И не только

Дата:

imageЧасто приходится слышать, дескать, язык уже не тот, что раньше, молодые люди не умеют разговаривать, не любят читать и,
как следствие, не умеют правильно излагать свои мысли.
А что же о современном русском языке думают специалисты? Сегодня на наши вопросы отвечает кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета Любовь Ивановна ТОЛСТЫХ.

– Что, на ваш взгляд, сейчас больше всего влияет на развитие языка?
– Мнение о том, что последнее десятилетие русский язык подвергается серьезным изменениям, широко распространено среди самых разных слоев общества. Чаще всего эти изменения оцениваются как «порча языка». В связи с этим говорят о наплыве иноязычных слов и выражений, о том, что жаргонные и просторечные слова стали активно использоваться в средствах массовой информации, о многочисленных речевых ошибках, проникающих в публичную речь.
Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Так, после перестройки наш язык пережил как минимум три словесные волны: бандитскую, профессиональную и гламурную. Бандитский период нашей жизни – 90-е годы – вроде бы закончился, а вот слова остались (беспредел, отморозок, наезд, крыша, распил и др.). Кстати, некоторые из них стали довольно популярны, особенно в речи журналистов и чиновников (занос, откат, распил). Думается, что большинство этих слов уйдет, когда исчезнет потребность в них.
Гламурная лексика скорее примыкает к молодежному жаргону. Наиболее частотны в этой группе слова «элитный», «эксклюзивный», «премиум», «пафосный». Использование их часто бывает комичным («элитная мебель», «элитные окна»).
Наибольшие изменения в лексическом составе связаны, конечно же, с заимствованиями, которые приходятся на новые области, где еще не сложилась система русских терминов или названий. Так происходит, например, в современной экономике или вычислительной технике. В таких областях заимствования вполне целесообразны и, во всяком случае, никакой угрозы для языка не представляют. Справедливости ради следует отметить, что в некоторых областях заимствования явно избыточны, поскольку в русском языке уже существуют соответствующие слова (презентация – представление, визажист – парикмахер и т.д.). Количество заимствований в любом языке огромно, но язык необычайно стабильная система и способен «переварить» достаточно чужеродные явления. Думается, что бояться за русский язык не надо – справится.
– Можно ли прогнозировать, что через несколько десятков лет в печати нормой станет употребление смайлов и иных «примочек» Интернета? На ваш взгляд, допустимо ли это? Не убивает ли это язык?
– Интернет специфичен и мало напоминает реальное общение в традиционной форме. Действительно, многие, в том числе и лингвисты, утверждают, что из-за Интернета люди постепенно теряют способность нормально общаться, что язык засоряется смайликами, аббревиатурами и т.п., а это ведет к деградации литературного языка. Думаю, что такие мнения имеют под собой основание. Существует и другая точка зрения. Утверждается, что язык не деградирует, а переходит на новый уровень, по мере того как человечество вступает в новую эру коммуникаций. Сегодня в Интернете возникла новая форма языкового взаимодействия – письменная разговорная речь. Она несет на себе влияние нового, сетевого образа жизни и мышления. Это, конечно, существенно влияет на языковую ситуацию, речевое поведение общества в целом.
Действительно ли общение в Интернете привело к снижению уровня грамотности письменной речи 1современных молодых людей? Может быть, на самом деле Интернет «вскрыл» истинное положение с языковой грамотностью? Одно можно сказать: сегодня интернет-язык – это, безусловно, жаргон, имеющий право на существование. Несомненно, что при этом люди должны владеть нормами языка. Неправильные формы при употреблении всегда должны оставаться «в кавычках».
Трудно прогнозировать, какой станет норма употребления тех или иных знаков, символов в печатных СМИ через несколько десятков лет и останутся ли эти СМИ в знакомом нам виде.
– Как вы относитесь к идее «писать так, как слышим», к отрицанию существующих правил? Что останется от языка в случае принятия такого закона?
– Как говорится, мы это уже проходили и не единожды. Надеюсь, что и на этот раз «они не пройдут!». Думаю, филологическое сообщество потребует «не кошмарить» отечественную словесность.
– Можете назвать автора (прозаика, ведущего программы и т.д.), чья речь является для вас эталоном?
– Первое, что приходит в голову, это речи нобелевских лауреатов – А.И. Солженицына, И. Бродского. Их можно найти в Интернете и использовать как образцы для обучения ораторскому искусству. Нельзя не назвать в этом ряду В.И. Аннушкина, доктора филологических наук, председателя Российской ассоциации исследователей риторики. Кстати, он в этом году ведет программу «Живое слово» на канале «Культура», где как раз обучает многомиллионную аудиторию искусству изобретения и произнесения речей.
Среди журналистов и телеведущих я бы отметила В. Соловьева, А. Архангельского, С. Брилева, В. Познера, А. Максимова.
– От чего зависит правильная речь?
– Следует заметить, что понятием «правильность» оценивается речевое поведение в целом, а не только соблюдение языковых норм. В соответствии с этим значение слова «правильность» употребляется в двух смыслах – широком и узком. В широком – применительно к культуре речевого общения, к речи в целом. Применительно к соблюдению языковых норм, правил – в узком смысле слова.
Раскрепощенность говорящих, особенно заметная в СМИ, действует на все механизмы языка. Состояние речи молодежи свидетельствует о нравственном неблагополучии общества, о неготовности многих вчерашних школьников к получению полноценного высшего образования.
Что интересно, проблема давно обозначена на самых разных уровнях и даже получила название – «языковая экология», но общество все-таки далеко от ее решения.
Конечно, в первую очередь многое зависит от семьи, от речевой культуры родителей. Родители надеются на детский сад, школу, а результат остается прежним. Правда, кое-что делается: в вузах введен предмет «Русский язык и культура речи», кое-где еще и «Риторика». Не поздно ли обучать культуре речи, культуре общения на первом курсе университета? Конечно, все должно начинаться гораздо раньше – с детского сада, затем в школе, но часов на эти предметы нет. Между тем улица закладывает свои стереотипы, от которых весьма трудно избавиться. Вот и слышим мы «дОговор», «Одеть пальто», «звОнит», «осУжденный» и т.п., не говоря уже о формулах речевого этикета. Вносят свою лепту и СМИ. В речи современных журналистов, к сожалению, много ошибок, и это тоже влияет на закрепление ошибочного варианта.
И что в этой ситуации делать? Ну, во-первых, готовить хороших учителей. Прежде всего учителей, а не бакалавров. В одном из последних интервью историк и богослов Александр Мень (1935 – 1990), анализируя состояние педагогического образования, отметил: «Пединститут – это совсем особый институт. Он должен быть вырван из системы других институтов. Люди должны выходить оттуда совершенно особенные!..»
(Для справки. Из 44 педвузов в России Рособрнадзор признал 30 неэффективными, включая ведущий московский вуз, где работают и учатся 30 тысяч человек. Это означает, что на всю Сибирь, от Урала до Дальнего Востока, остается только два эффективных педвуза. Недавно министр Ливанов на заседании межведомственной комиссии заявил, что педагогические вузы вообще стране не нужны. По его мнению, учителей подготовит обычный университет).
Радует одно обстоятельство: активное обсуждение проблем русского языка, активизировавшееся в последние годы, свидетельствует об интересе к нему не только специалистов, но и широких слоев общественности, и это, я думаю, обязательно приведет к балансировке языковых и образовательных процессов.
Как остроумно замечает М. Кронгауз, слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены.

Вопросы задавала
Наталья АНТЮФЬЕВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...