Патриотизм означает любовь к родному языку

Дата:

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий, вновь распускающийся цвет всей его духовности»
К.Д. Ушинский

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, устойчивой тенденции к падению престижа военной службы стоит наиболее остро.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. В столь опасной ситуации все же происходит постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Возрождение России, воспитание активной творческой, самостоятельно мыслящей личности невозможно без воспитания гражданственности, стержнем которой является патриотизм.

Роль педагога

Именно учитель ответственен за формирование личности учащегося на своих уроках, несет ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.
Работая в данном направлении, учитель ставит перед собой цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота своего Отечества.
Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность российского общества. Быть патриотом значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, ценить культуру, любить свой родной язык, природу родной страны и ее несметные богатства. Патриот – это человек, готовый защитить свое Отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа.
Эти черты формируются у подрастающего поколения телевидением, радио, печатными СМИ, немалое влияние на воспитание патриотических чувств у своих детей оказывают родители. Но особая роль принадлежит школе, которая проводит работу по патриотическому воспитанию с 1 по 11 класс. Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в дело воспитания патриотических чувств учащегося.

Значение родного языка

В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф «Об образовании в Российской Федерации» введена отдельная статья «Языки образования», т.е. учтены все статусы языков: и государственные, и родные. Закон «О языках народов Республики Алтай» гарантирует равноправное функционирование русского, алтайского, казахского и других языков.
Алтайский язык, как и русский, также располагает определенными возможностями для развития патриотических чувств учащегося. На уроках алтайского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:
– формировать у детей любовь и преданность Родине;
– развивать у них любовь и уважение к народу, к героическому прошлому нашей Родины;
– воспитывать любовь к языкам;
– воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
– формировать у учащегося готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать ее.
Любовь к родному языку – одно из направлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением Родины в духовной жизни народа.
С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свои ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывают ответную любовь учащихся к этой науке, интерес к ее изучению.
Сегодня мир усложняется – современный человек может говорить и думать на двух-трех языках. И если человек меняет язык общения, он не становится иным, не относит себя к другому, не родному ему этносу.
Дети, воспитанные в другой языковой среде, могут потерять культуру этноса. Поэтому большое внимание уделяется семье, так как потребность в изучении языка рождается в семейной атмосфере – атмосфере уважения и желания прикасаться к традициям рода, к обычаям своей этнической общности.
По инициативе МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска» и МАУ «Центр информационно-методического обеспечения
г. Горно-Алтайска» стало традиционным проведение городских родительских собраний по разным темам: «Открывая книгу, открываем мир. Бичик-телекейге jол», «Изучение родного языка как условие духовно-нравственного развития личности ребёнка», «Семейные традиции» и т.д. При проведении родительских собраний основной целью ставится обмен опытом, наработанным в области духовно-нравственного образования при изучении детьми родного языка. Родители, принимающие активное участие в жизни школы, награждаются благодарственными письмами Управления образования .

Современный подход к обучению

Он состоит в том, что в идеале мы не столько учим общению, сколько воспитываем личность – гармоничную, социально адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так и на такие темы, чтобы они не могли оставаться равнодушными. Учитель этого может добиться более успешно с привлечением лучших произведений наших поэтов и писателей.
В образовательных учреждениях города созданы условия для преподавания алтайского языка.
Во всех школах имеются кабинеты алтайского языка, в дошкольных учреждениях – патриотические уголки, оформленные в национальном стиле.
В последние годы библиотечный фонд школ стал активно пополняться как учебниками, так и художественной литературой.

Привить интерес к предмету

В Горно-Алтайске сложилась определенная система обучения алтайскому языку. Особое место по привитию интереса к предмету, выявлению способных учащихся 5 – 9 классов занимают олимпиады. Изучающие алтайский язык имеют возможность участвовать в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня. Ученики начальных классов принимают участие в конкурсе-игре «Чертишке».
Дети под руководством педагогов активно ведут поисково-исследовательскую работу: изучают свои родословные, обряды, собирают у пожилых людей народные песни (jаҥар кожоҥдор), легенды, благопожелания. Выступления на школьных и городских конференциях по темам «Обрядовый уголёк в произведениях алтайских писателей», «Семейно-бытовые обряды в прозе Бориса Укачина», «Алтайские национальные инструменты», «Фольклорное наследие алтайского народа» и т.д. показывают заинтересованность учащихся традициями и обычаями своего народа.
Для современного педагога ключевым является вопрос выбора системы ценностей, на основе которых будет строиться процесс нравственного воспитания школьников. Например, чтобы сформировать такую базовую ценность, как патриотизм, необходимо воспитать любовь к своему народу, малой родине. У каждого народа имеется своя сложившаяся в течение многих тысячелетий воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки подростка к будущей жизни, передает от старшего поколения к младшему все самое лучшее.

«Учат слова, но увлекают примеры»

Так говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества – это свет, озаряющий жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавания. Когда от произведения к произведению учитель имеет возможность показать учащимся, что «героическое» – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому воспитывается не только окружающими, но и самой личностью. На уроках учащиеся не только получают информацию о патриотизме, но осознают её, проживая различные ситуации вместе с героями литературных произведений (например, романы Л.В. Кокышева «Арина», «Мечин jылдыс», И.В. Шодоева «Кызалаҥду jылдар», героический эпос А. Калкина «Маадай Кара» и т.д.).
Таким образом, изучение основ национальной культуры, нравственности и духовности, устного народного творчества прочно вошло в планы работ учителей алтайского языка и литературы школ Горно-Алтайска.
Значительное место в учебном процессе отводится внеклассной работе, ибо она предоставляет богатейшую возможность для воспитания нравственности, духовности. Понимая, что обучение будет успешным только при взаимодействии учителей, детей и родителей, традиционно на городском уровне проводятся народные праздники «Jылгайак», «Чага байрам». Ежегодно отмечается День родного языка, объявленный ЮНЕСКО.
Управление образования
г. Горно-Алтайска с целью создания условий для обмена опытом работы среди учителей, повышения престижа родного языка проводит традиционные декады алтайского языка. Например, в 2013 году декада была посвящена юбилею Л.В. Кокышева. С целью воспитания уважения к литературному наследию писателя проведены открытые интегрированные уроки, литературно-музыкальные вечера. На читательскую конференцию был приглашен Василий Сапырович Тюков, прототип Васьки-заики из повести Кокышева «Дети гор». Встреча с героем любимой всеми повести вызвала неподдельный интерес и восторг у учащихся.
В 2014 году в рамках очередной декады с целью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, выявления, поддержки и стимулирования талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова, проводился конкурс стихов «Эне деген эрке тилим. О любви к родному языку» с приглашением актеров драматического театра. После конкурса был организован просмотр короткометражного фильма «Jерим». Директор фонда «Молодежные инициативы» Артур Сабин отмечает: «Jерим» – это патриотический фильм, в нем идет речь о наших общих ценностях, традициях. В первую очередь он снят для нашей молодежи, чтобы она не растеряла ориентиры». Эту мысль подтвердил Айдар Унатов, исполнивший главную роль в фильме: «Мы все, кто заинтересован в достойном будущем наших детей, должны обратиться к “разумному, доброму, вечному”, то есть к тем ценностям, которые вырабатывались веками мудростью наших народов…»
Считаю, эти слова дети запомнят надолго. Они отмечали, что фильм каждому напомнил его родные места. Мероприятия такого содержания способствуют формированию личности гражданина, его национального самосознания, любви к Родине.
Таким образом, взаимное понимание между педагогами и родителями позволит вырастить функционально грамотную личность, которая сможет решать любые возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком.

Надежда Михайловна Уина,
методист Управления
образования
Горно-Алтайска
Фото предоставлено автором

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Масштабная акция «Диктант Победы» прошла в Республике Алтай

Историко-патриотическая акция «Единой России» состоялась 26 апреля по всей...

В Чемальском районе приступили к дорожному ремонту

В Чемальском районе приступили к ремонтным работам на автодороге "Усть-Сема...

Суд назначил сельчанину реальный срок лишения свободы за кражу денег с банковского счета знакомого

Горно-Алтайский городской суд назначил реальное лишение свободы за хищение...

Пятиклассник из Боочи — победитель всероссийской научной конференции

Пятиклассник Салым Сарбашев из Боочи стал победителем на всероссийской...