От автономии – к самостоятельному субъекту

Дата:

Окончание. Начало в №№91 – 95, 96 – 100, 101-105

4 Первый Глава республики Валерий Чаптынов1 февраля 1994 г. открылась первая сессия ГС – ЭК РА, которая утвердила полномочия всех 27 народных депутатов Республики Алтай. Из них восемь являлись руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, трое работали в сфере образования и медицины, четверо – в сельском хозяйстве, двое были юристами, десять – работниками госучреждений. По национальному составу депутатский корпус выглядел так: русских – 15 человек, алтайцев – десять,  один казах и один украинец. 25 депутатов были в возрасте от 30 до 49 лет, двое – старше 50 лет. Первый состав депутатов ГС – ЭК РА был преимущественно мужской: 25 мужчин и две женщины. На сессии был избран Президиум Государственного Собрания – Эл Курултай РА во  главе с В.И. Чаптыновым. Председателем Правительства РА был назначен В.И. Петров. Таким образом, В.И. Чаптынов и В.И. Петров  подтвердили свои полномочия руководителей республики в новой системе представительных и исполнительных органов власти. Первая сессия Государственного Собрания – Эл Курултай РА утвердила новый состав Правительства РА. Было образовано  шесть постоянных депутатских комиссий – по  законодательству, правопорядку и местному самоуправлению, по экономической политике, по аграрным вопросам и продовольствию, по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации, по социальной защите и охране здоровья населения, по экологии, природопользованию и промышленности.

Поскольку образование республики совпало с началом экономических реформ, процесс развития государственности из-за тяжелейшего экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня населения и всё более усиливавшейся  социальной  напряжённости был непростым, а порой и противоречивым.  В начале  90-х  гг. ХХ в. началось акционирование промышленных, а позднее и сельскохозяйственных предприятий.  В условиях ещё только складывавшегося рынка, получившего впоследствии определение «дикий»,  предприятия, изменившие форму собственности, очень быстро приходили к банкротству и закрывались.  Так, прекратили существование ткацкая и швейная фабрики, завод «Электросигнал», дававшие работу и твёрдый заработок сотням горожан. Пустующие цеха предприятий превратились в  большой вещевой рынок или были отданы в аренду коммерческим и государственным структурам. Резко увеличилось и количество безработных.

Ещё более разрушительным последствиям реформ подвергся аграрный сектор, занимавший ведущее место в экономике республики. В 1990 г. в области работало 70 сельхозпредприятий – 20 колхозов и 50 совхозов.  Спустя шесть лет, в 1996 г.,  свой статус сохранили только 32 хозяйства, остальные же акционировались, а потом и вовсе прекратили  хозяйственную деятельность. На их месте появилось 1190 мелких крестьянско-фермерских и 110 хозяйств различных организационно-правовых форм собственности, которые в условиях инфляции, жёсткого монопольного воздействия со стороны топливно-энергетического комплекса, обслуживающих, перерабатывающих и торговых организаций с трудом держались на плаву. Вся перерабатывающая отрасль республики была приватизирована без участия товаропроизводителей в этом процессе. Так, все восемь имевшихся в республике молокозаводов были выкуплены коммерсантами, из трех  мясокомбинатов  два акционировались. Таким образом монопольное положение переработчиков еще более усилилось. Ввиду отсутствия рынка на свою основную продукцию (мясо, шерсть, пух)  сельскохозяйственные предприятия вынуждены были за «оскорбительно низкие» цены продавать её скупщикам.  Как  результат,  каждое четвёртое из созданных в республике хозяйств оказалось «не способным  вести производство». Поэтому большинство из них «ликвидировались по собственному заявлению», а некоторые  принудительно – «за неиспользование земель». В этих условиях потенциал некогда благополучного аграрного региона начал неуклонно снижаться. За 1990 – 1996 гг. ввод в действие производственных объектов уменьшился более чем в восемь раз, снизился и уровень технической оснащённости перерабатывающих предприятий. Тогда же были заморожены начатые работы по модернизации Соузгинского и Онгудайского мясокомбинатов. Повсеместно снизилось поголовье животных, их продуктивность и генетический потенциал. Ежегодное уменьшение численности поголовья всех видов скота не могло не привести к падению производства продукции животноводства. По некоторым параметрам, особенно по производству сельскохозяйственной продукции, отдельные районы республики откатились на 25 – 40 лет назад от достигнутого в 1990 г. уровня.

Падение агропромышленного комплекса сопровождалось «деформацией сельского образа жизни». Непродуманное реформирование колхозов и совхозов, их последующий развал пагубно сказались на всей системе жизнеобеспечения, так как на их базе «держались», как известно, все большие и малые сёла с бытовавшей в них инфраструктурой – школами, интернатами, детсадами, здравпунктами, клубами, библиотеками, учреждениями связи, коммунально-бытовыми службами и т.п.  В те годы закрылось  почти 90% детских садов, более половины клубов, библиотек, интернатов, перестала работать большая часть предприятий бытового обслуживания, пришла в упадок почтовая и электрическая связь, прекратилось выполнение социальных программ на селе.  Агропромышленный комплекс, сформированный в предреформенный период как интегрированная система, потерял свою изначальную целостность, и это не могло не повлиять на образ жизни, настроение самих сельских тружеников. Падение жизненного уровня, отсутствие конкретных целей и перспектив, достойной оплаты за труд, тревога за судьбу детей заставили многих сельчан – квалифицированных специалистов и простых жителей – оставить привычный доселе уклад жизни и уехать в город.  В силу этого число  работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, по республике с 1992 по 1996 год сократилось на 10569 человек. Практически все сёла региона в тот период можно было назвать «территорией повышенной депрессивности». Снизился  уровень потребления населением продуктов питания, зато возросло потребление алкоголя. Демографические показатели упали до критической отметки,  и впервые за многие годы было отмечено превышение смертности над рождаемостью.

В условиях острого дефицита бюджетных средств правительству республики, органам местного самоуправления все же удалось удержать под своим контролем ключевые позиции жизнеобеспечения населения   – электроэнергией, водой, теплом, однако  регулярная выплата заработной платы, в том числе отпускных, учителям, врачам, работникам науки и  культуры, коммунального хозяйства превратилась в тяжелейшую проблему. Из-за этого в Горно-Алтайске  начались митинги, пикетирования и другие акции гражданского неповиновения. Сессии ГС – ЭК РА зачастую начинались тогда под шум митингующих на центральной площади, депутатам приходилось проходить в здание через ряды пикетчиков с их красноречивыми лозунгами об отставке правительства и требованиями немедленной выплаты заработной платы.

На этом фоне обострились противоречия между депутатским корпусом и Правительством РА. И хотя депутаты утвердили программу правительства по реализации экономической реформы на 1994 – 1996 гг., её выполнение подвергалось острой критике. Депутаты неоднократно говорили о том, что в работе исполнительной власти больше декларативности, чем реальных мер по спасению экономики, что за пять лет реформ ресурсы оказались неэффективно растрачены, указывали на упущения и прямые нарушения в целевом использовании и распределении бюджетных ассигнований и кредитов. А темпы экономического спада продолжали тем временем оставаться высокими. Так, только за первый квартал 1997 г. на 40% упало производство в промышленности, на 42% снизилась продуктивность в животноводстве, практически на нулевой отметке замерло жилищное строительство, снизился потребительский спрос населения и т.д. Острой критике подверглась аграрная реформа, которая превратилась в средство разрушения, тогда как, наоборот, должна была стать инструментом модернизации коллективных хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий.

23 января 1997 г. на очередной сессии Государственного Собрания – Эл Курултай РА  13 депутатов подписали обращение в Президиум ГС – ЭК РА о внесении в повестку вопроса об отставке  Правительства РА, и большинством голосов он был принят. Так начался беспрецедентный в истории образования республики политический кризис – кризис власти. Правительство РА не было готово к такому повороту событий, к тому же его председатель находился в командировке в Москве.  Появившись на сессии на второй день работы, В.И.  Петров признал действия депутатов провокационными, расшатывающими стабильность. И тут же предложил им разделить наравне с правительством ответственность за тяжёлое экономическое положение в республике. Однако последние отказались пойти на это. В  знак протеста действиям депутатского корпуса члены правительства во главе с председателем покинули зал заседаний.  В этой ситуации депутаты сразу предложили внести в повестку сессии вопрос о роспуске депутатского корпуса. Это был опасный момент, который грозил появлением безвластия на территории республики. Затронули начавшиеся беспорядки и Государственное Собрание – Эл Курултай РА, легитимный орган, который в сложившейся ситуации должен был обеспечить формирование нового состава правительства, а в случае его отставки – принять необходимые законопроекты. В  соответствии с регламентом  был рассмотрен вопрос об отзыве В.И. Чаптынова. Однако в результате тайного голосования его полномочия Главы Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай РА были большинством голосов подтверждены,  а вопрос о роспуске депутатов – снят.  Последние в результате тайного голосования большинством голосов приняли постановление «О недоверии и отставке Правительства Республики Алтай». Глава РА, Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай РА должен был в недельный срок представить на утверждение сессии новую кандидатуру председателя правительства. В течение недели активно работали постоянные депутатские комиссии, проходили дополнительные консультации по кандидатурам на этот пост. В центре дебатов стоял вопрос об избрании Председателем Правительства РА Председателя  Госсобрания – Эл Курултай РА В.И. Чаптынова.  Конечно, в этом случае он по действующему регламенту лишался звания Главы Республики Алтай. Но поскольку Конституция РА ещё не была принята, должность главы республики в силу этого оказалась как бы не вполне легитимной. С другой стороны,  в соответствии с десятой главой проекта Конституции РА в случае её принятия всенародно избранный Глава РА являлся также  и Председателем Правительства РА. Исходя из этих соображений, возглавить исполнительную власть республики действующему лидеру представлялось логичным и дальновидным шагом, к тому же в сложившейся ситуации он мог непосредственно влиять на состояние экономики региона.

30 января 1997 г. сессия ГС – ЭК РА, руководствуясь соответствующими статьями Законов Республики Алтай «О Государственном Собрании – Эл Курултай РА», «О Правительстве РА», приняла ряд важнейших постановлений, определивших власть в республике, – «Об освобождении В.И. Петрова от должности Председателя Правительства Республики Алтай» и «О назначении Председателя Правительства Республики Алтай».
В результате тайного голосования Председателем Правительства РА был избран В.И Чаптынов, Главой Республики Алтай, Председателем Государственного Собрания – Эл Курултай РА – В.В. Волков, работавший ранее первым заместителем Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай РА, а его первым заместителем – Д.И. Табаев.
19 февраля 1997 г. на внеочередной сессии ГС – ЭК РА В.И. Чаптынов представил кандидатуры в новый состав Правительства РА. Все они прошли процедуры персонального обсуждения и последующего тайного голосования. В списки голосования вошли также кандидатуры, предложенные депутатами в процессе обсуждения. Правда, по отдельным кандидатурам выборы проходили на альтернативной основе. Правительство РА было образовано в количестве 12 человек. В него вошли два первых заместителя Председателя Правительства РА (М.З. Гнездилов и А.П. Манзыров), министры – финансов (К.Г. Иванов), здравоохранения (С.А. Переверзев), культуры (В.Е. Кончев), внутренних дел (А.В. Бердников), труда и социального развития (В.И. Горбунов) и управляющий делами Правительства РА (И.С. Кичмаренко). На этой же сессии было принято постановление «Об изменении структуры Правительства Республики Алтай», в соответствии с которым некоторые комитеты были преобразованы в министерства. Так, в структуре Правительства РА появились министерства образования и науки, экономики, культуры, труда и социального развития. Кроме этих подразделений ещё ранее были созданы четыре министерства: финансов, здравоохранения, сельского хозяйства, внутренних дел. Таким образом, кризис власти был успешно преодолён, правительство республики – сформировано. Теперь предстояло в короткие сроки доработать и принять Конституцию РА, провести всенародные выборы Главы Республики Алтай. И уже на следующий день – 20 февраля 1997 г. – депутаты обсудили меры по завершению подготовки Конституции РА.
9 июля 1997 г. был принят Закон РА «О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай», определивший основные принципы и порядок проведения выборов на территории республики. Следующим шагом должно было стать принятие постановления о дате проведения выборов, в результате которых действующий лидер В.И. Чаптынов мог бы стать всенародно избранным Главой Республики Алтай. Однако 10 августа 1997 г. Глава РА, Председатель Правительства РА В.И. Чаптынов скоропостижно скончался. Это случилось на 52-м году его жизни. Данное обстоятельство вызвало ряд кадровых перестановок в руководстве республики. На внеочередной сессии Госсобрания – Эл Курултай РА в соответствии с Конституцией РА Председатель ГС – ЭК РА В.В. Волков был избран Главой РА, Председателем Правительства РА, а заместитель Председателя Госсобрания Д.И. Табаев стал Председателем Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.
19 августа 1997 г. ГС – ЭК РА приняло постановление «О назначении выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай». Выборы решено было совместить с избранием депутатов республики, поскольку срок полномочий депутатского корпуса на тот момент уже истёк. Голосование проводилось 14 декабря 1997 г. В ходе избирательной кампании было зарегистрировано десять кандидатов на пост Главы РА. В дальнейшем трое из них сняли свои кандидатуры и в список для тайного голосования были включены фамилии семи кандидатов: Ю.В. Антарадонова, Б.Я. Бедюрова, В.В. Волкова, С.И. Зубакина, В.И. Петрова, В.В. Ромашкина и И.А. Чернова. Выборы проходили в строгом соответствии с Конституцией РА, Законом о выборах Главы Республики Алтай. В результате всеобщего голосования Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай был избран Семён Иванович Зубакин, являвшийся на тот момент депутатом Государственной Думы РФ от Республики Алтай.
13 января 1998 г. начала работу первая сессия ГС – ЭК РА второго созыва, на которой состоялась торжественная церемония вступления в должность всенародно избранного Главы РА. На церемонии присутствовали представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, руководители соседних регионов. Сессия утвердила также полномочия нового депутатского корпуса, избрала Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай и его заместителей.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что становление Республики Алтай пришлось на сложное и весьма противоречивое время. Это был период, когда происходила смена общественного строя и его экономической основы. Но несмотря на это наша республика заняла достойное место среди других субъектов Российской Федерации, представляя прежде всего национальные интересы народов Горного Алтая.

Н.М. Екеева,
первый заместитель Председателя
Правительства РА,
кандидат исторических наук

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...