Народные игры алтайцев

альчики вариант 2В преддверии национального праздника Эл Ойын мы начинаем цикл публикаций, посвященных традиционным играм алтайского народа. Учеными Горного Алтая в результате многолетних изысканий был собран обширный материал, касающийся этой части духовного наследия населения нашего региона. При подготовке статей мы опирались на сборник «Народные игры алтайцев» под редакцией кандидата филологических наук Василия Петровича Ойношева, изданный в прошлом году НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова и Агентством по культурно-историческому наследию Республики Алтай в рамках реализации ведомственной целевой программы «Этнокультурное наследие народов Республики Алтай – основа устойчивого развития региона». В данном издании систематизированы материалы из различных источников, в том числе собранные его составителем. Многие из описанных игр, отмечает Василий Ойношев, до сих пор не находили применения при организации народных праздников, но вполне могут быть использованы в дальнейшем.

Народные игры обозначают как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, традиционные виды спорта, которые, имея развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусства, а также верований и религиозных культов. В алтайском языке они обозначаются термином «ойын».
Игры можно подразделить на: 1) сопровождающие торжества и праздники, посвященные основным этапам жизненного пути индивида (свадьба, день рождения и т.п.); 2) связанные с календарными праздниками и обрядами, посвященными производственным процессам, циклам и т.п. При этом значительную группу составляют самые разнообразные игры развлекательного характера, не имеющие отношения к трудовой, обрядовой и военной сферам. У алтайцев преобладали забавы, связанные со скотоводческим бытом. Коренное население Алтая не мыслило свою жизнь без забав, находя в них радость и отдохновение. Любое празднество сопровождалось развлекательной частью – играми и соревнованиями. Многовековой опыт общения человека с природой, навыки хозяйственной деятельности, особенности образа жизни и быта нашли свое отражение в игровых обычаях алтайцев.
Игра непредсказуема, в ней есть импровизация.
Важнейшими маркерами алтайских игр являются время и пространство. По временному признаку они подразделяются на три разновидности: 1) круглогодичные, не зависимые от времени года; 2) сезонные, приуроченные к лету, весне, зиме или осени; 3) ритуальные, связанные с определенными календарными праздниками и семейными обрядами (например, свадебными).
Игры проводятся в зависимости от их характера либо на открытом воздухе, либо в помещении. Они различаются по предмету (с альчиками, с мячом, с камешками) и маркированы в половозрастном отношении. По гендерному признаку игры делятся на мужские, женские и смешанные. По возрастному критерию выделяются детские, молодежные, игры людей среднего и старшего возраста и такие, в какие можно играть в любом возрасте.
Богатым и разнообразным был репертуар детских подвижных и ролевых игр. Потехи и игрушки имели большое воспитательное значение, приобщали детей к реальной жизни, способствовали их социализации, поскольку, используя их, дети подражали взрослым, воспроизводили сцены из семейной жизни, хозяйственного быта, в которых находили отражение особенности традиционных занятий. Через игру ребенок знакомился с окружающим миром, постигал нормы и правила общения и поведения, усваивал духовные ценности, приобретал необходимые навыки, получал умственную, физическую, интеллектуальную, морально-нравственную подготовку, проходил своеобразный психологический тренинг.
К детским следует отнести такую всем известную игру, как прятки (со-корок), игры на пальцах, с овечьими бабками (кажык) и т.д.
Подвижные игры основывались на жизненных наблюдениях. Одна из них носила название «Волк и верблюд» («Бöрÿ ле бура»).
У детей и молодежи и людей среднего возраста особой любовью пользовалась игра в кости – альчики (астрагалы). Речь идет о надкопытном суставе крупного и мелкого рогатого скота.
Игральные альчики состоят из двух крупных, выполняющих роль биты (сака), и простых рядовых альчиков, которые ставят на ребро. Простыми альчиками служили овечьи, реже косули, астрагалы (кажык). Для некоторых игр использовались коровьи или лошадиные надкопытные кости (кекпейек).
Чтобы утяжелить биту, делали дырочку на ровной стороне альчика и заливали его свинцом. Алтайцы всегда с особым почтением относились к альчикам. Их бережно хранили в специальных мешочках. В качестве оберега и амулета их подвешивали к колыбели (шалтрак). Считалось, что они приносят счастье своему хозяину. Альчики иногда красили в разные цвета – желтый, красный, коричневый. В качестве красителя использовалась кора лиственницы или тальника. Кусочки коры кипятили, затем в горячую воду опускали кости и держали их там некоторое время. Иногда для получения коричневого цвета кости вывешивали в связке над очагом для их копчения.
Названия игры в альчики – кажык и шагай. Это наиболее древний вид игры, о чем свидетельствуют археологические раскопки. К сожалению, сегодня эти игры утрачивают свое значение и почти забыты. Но раньше в них участвовали не только дети, но и взрослые.
Существует множество видов игр в альчики, различающихся количеством игроков, условиями и правилами.
К ролевым играм относятся аксак эмеген, табышкак — отгадывание загадок и ряд других.
Не менее популярны были и настольные игры на досках – шатра, топыйт, талу, карчага. Их мы относим к числу логических.
Существовали головоломки на пальцах. Это «построение» одним игроком с помощью пальцев рук жилища, предметов быта и окружающего мира. Другой игрок пытается «залезть в жилище». Игра ведется в форме диалога: «Зайду спереди. – Там лежанка верблюда» и т.д.
К свадебным играм относились тöс тазыл, айыл бузары, jодо чачары и другие.
курешОчень популярными были игры-состязания – скачки на лошадях (ат чабыш), борьба на кушаках (кÿреш). Эти состязания наряду с другими популярными забавами проводятся и сегодня в ходе многих мероприятий, в том числе календарных праздников.
Из коллективных развлечений у молодежи и детей популярностью пользовалась игра кур ÿзÿш (буквально: «порвать пояс»), или бура ойын («игра в верблюда»). По правилам участники делились на две команды, становились шеренгами друг против друга на некотором расстоянии, взявшись за руки. Затем песнями называли кого-нибудь из противоположной стороны. Названный игрок бежал, стараясь разорвать шеренгу. Если разрывал — забирал одного или нескольких играющих. Также молодежь и дети любили игры с прятаньем сережки – сырга jaжырap, кольца – jÿcmÿк jажырар и шапки – бöрÿк jажырар. Данные три игры способствовали эстетическому воспитанию, потому что требовали умения танцевать и петь, так как, если водящий не находил спрятанные сережку, кольцо или шапку, он должен был выкупать их песней или танцем.
Одной из разновидностей архаичных скороговорок были загадки-скороговорки с «языковым шифром». Современные слушатели воспринимают их как игру слов, бессмыслицу. Такие состязания транслировали «сакральное знание» ребенку на языке своеобразного «иноговорения» (как приближение к миру детей, а отсюда – к «первоначальному», «природному» языку). Среди подростков практиковались состязания скороговорок – на скорость. Для развития речи и сообразительности детей обучали разным скороговоркам типа билдим, билдим биле чокол, чоколдын чокту билек… Названия этого жанра в различных местностях звучат по-разному: модор сöстöр, модорлор, ÿлгер. Особенность таких скороговорок в том, что значение имеет только фонетическое звучание, а не смысл слов.
Игровой текст в рамках детских развлечений в виде словесных состязаний удерживает магический смысл многих «утерянных» или фрагментарно представленных в традиционной культуре ритуалов.
У взрослых были свои развлечения. Например, распространенная игра в карты jайзан. Играли в пять карт на выбывание, победитель получал титул зайсана (родового начальника). Имеются алтайские названия карт: король – бий, дама – кыдат, валет – ага.
скачкиУстраивали также байга – скачки на лошадях на длинные расстояния. Как и на крупных соревнованиях по борьбе кÿреш, выигравший состязание получал хороший приз. Нами был записан рассказ о том, как жители верховьев реки Песчаной в Шебалинском районе и население долины реки Черный Ануй в Усть-Канском районе устраивали байга на 12 километров. Проигравшая сторона выставляла призовой фонд – десять червонцев золотом и от трех до пяти лошадей.
Среди взрослых популярностью пользовалось состязание по скоростной стрельбе из длинноствольного сошникового ружья кырлу мылтык. У жителей урочища Ак-Кем в долине реки Песчаной излюбленным было состязание между конным и пешим соперниками, победителем которого считался тот из них, кто первым прибудет на условленное место. Всадник скакал вокруг горы, а пеший пробегал по короткому пути через седловину горы.
Таких состязаний было много. Например, соревновались в быстроте поедания пищи – кто больше съест сала и выпьет жирного бульона за определенный период времени. Победитель награждался лошадью.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: