дома » Статьи » От автономии – к самостоятельному субъекту

От автономии – к самостоятельному субъекту

продолжение http://www.zvezdaaltaya.ru/2016/05/27/ot-avtonomii-k-samostoyatelnomu-su/

22 сентября 1989 г. состоялась XI сессия областного Совета народных депутатов, в повестку которой был включен вопрос «О повышении правового статуса Горно-Алтайской автономной области». С докладом по нему выступил председатель облисполкома В.И. Чаптынов. Он подчеркнул, что «сложившийся на практике статус пяти автономных областей, входивших тогда в состав РСФСР, не отвечает современному этапу их развития, создаёт для них конституционное и фактическое неравенство в их правовом положении… Единственным и правильным выходом из него является, на наш взгляд, повышение правового статуса автономной области путём выведения её из состава края и прямого вхождения в состав РСФСР и непосредственного подчинения центральным органам власти». Областной Совет просил ВС РСФСР вывести автономную область из состава края и перевести ее в непосредственное подчинение органам государственной власти и управления Российской Федерации. По данному вопросу на сессии ВС РСФСР выступил в 1989 г. депутат Верховного Совета от нашей области М.В. Карамаев, а в 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР – В.И. Чаптынов.
В 1990 г. были предприняты дальнейшие шаги по изменению государственно-правового статуса нашей области. 4 марта 1990 г. состоялись в соответствии с новым законодательством выборы народных депутатов РСФСР и местных Советов. Впервые они проводились на альтернативной основе: на 100 депутатских мандатов в областной Совет претендовало тогда 232 кандидата. В ходе двух туров в Совет было избрано 87 депутатов, что позволило провести первую организационную сессию нового созыва. Она состоялась 27 — 28 марта 1990 г. Депутаты утвердили новый регламент работы, в соответствии с которым тайным голосованием председателем облсовета был избран В.И. Чаптынов, председателем облисполкома – В.И. Петров. Таким образом, уже на этой сессии определилось своеобразное разделение законодательной и исполнительной власти. Следует отметить, что В.И. Чаптынов являлся в то время и первым секретарём тогда еще действовавшего обкома КПСС. На этот счет было принято специальное постановление, разрешавшее совмещение двух этих постов.
Пришедшие к власти новые составы депутатского корпуса и исполкома тут же включились в решение первоочередной задачи повышения государственно-правового статуса области. С этой целью они повели активные консультации с центральными органами власти, субъектами РСФСР по основным принципам разрабатываемого Федеративного договора. Тогда же в облсовет поступило указание первого заместителя Председателя ВС РСФСР Р.И. Хасбулатова о представлении своих предложений по основным принципам федеративного устройства РСФСР, а также о необходимости согласования даты консультаций между РСФСР и автономными республиками, областями и округами по вопросам определения их статуса. В силу этого в повестку II сессии облсовета (она состоялась 16 августа 1990 г.) наряду с другими неотложными вопросами был включен и вопрос «О Федеративном договоре и государственно-правовом статусе Горно-Алтайской автономной области». Выступая с докладом по этому вопросу, В.И. Чаптынов подчеркнул: «Настал час, когда надо высказать своё мнение о будущем нашей области и нашего народа. Это, пожалуй, единственный шанс, который даёт нам возможность самоопределиться и заявить о своём суверенитете…» В ходе возникших дебатов докладчику был задан главный вопрос: «Что даст республике новый статус?» Валерий Иванович ответил: «Автономная республика – это суверенное государство в составе Российской Федерации, которое на основе Федеративного договора часть своих полномочий, таких как оборона страны, общественная безопасность и некоторые другие, передаёт Российской Федерации. Республика имеет свою Конституцию, свою государственную символику и, самое главное, является собственником земли, её недр, лесов, рек и других природных богатств. А эта собственность – основа социально-экономического развития и национально-культурного возрождения народа». Услышав такой ответ, большинство депутатов проголосовали за повышение правового статуса Горно-Алтайской автономной области путём преобразования её в Горно-Алтайскую Автономную Советскую Социалистическую Республику с полномочиями субъекта РСФСР и СССР. Тогда же было принято и решение (в соответствии со ст. 110 действующей Конституции РСФСР) в порядке законодательной инициативы войти в Верховный Совет РСФСР с предложением рассмотреть данный вопрос на очередной сессии ВС РСФСР.
В октябре 1990 г. в областных газетах «Алтайдын Чолмоны» и «Звезда Алтая» были опубликованы Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области, договор с РСФСР «О государственно-правовом устройстве Горно-Алтайской автономной области», соглашение «Об экономических связях Горно-Алтайской автономной области с РСФСР на период перехода к рыночным отношениям и стабилизации экономики (1990 — 1992 гг.)». Тогда же «Звезда Алтая» опубликовала и обращение В.И. Чаптынова и В.И. Петрова с разъяснением необходимости повышения статуса области.
Выражая политические настроения общества, 25 октября 1990 г. третья (внеочередная) сессия областного Совета народных депутатов большинством голосов при поименном голосовании (из 100 народных депутатов проголосовали «за» 69 человек, «против» — десять, воздержались – восемь, отсутствовали 13 человек) приняла Декларацию о государственном суверенитете. В ее десяти статьях были изложены основные принципы государственности нового образования, а в преамбуле указаны причины провозглашения суверенитета. Подчеркивалось, что в современный период статус автономной области, ограниченной в своих суверенных правах, не обеспечивает подлинного равенства народов, их свободного развития, и в связи с этим предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, поскольку это противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету. Носителем суверенитета и источником государственной власти, подчеркивалось в Декларации, является многонациональный народ, проживающий на территории Горного Алтая. Продекларировал документ и право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством.
Настоящая Декларация явилась юридической основой для заключения договора «О государственно-правовом устройстве автономной республики» и соглашения о её экономических взаимоотношениях с РСФСР на период перехода к рыночной экономике и разработке законодательных актов, обеспечивающих её суверенные права. В названии республики сохранились определения «советская» и «социалистическая», как и в названии РСФСР. Эти определения объективно отражали существовавший в то время в стране общественно-политический строй. В условиях начавшихся радикальных политических и экономических реформ власть ещё повсеместно принадлежала Советам, действовали районные, областные, краевые комитеты и ЦК КПСС. Несмотря на всеобщую нестабильность, локальные национальные конфликты, всё более настойчивое стремление прибалтийских республик стать независимыми суверенными государствами, Советский Союз как государство ещё продолжал существовать.
В силу этого наша автономия, обретя новый статус, стала именоваться Горно-Алтайской Автономной Советской Социалистической Республикой (ГААССР). Первая сессия ее народных депутатов, состоявшаяся 13 февраля 1991 г., приняла решение об официальном выходе республики из состава Алтайского края и её непосредственном вхождении в состав РСФСР «в пределах существующей территории и границ». На сессии также было принято обращение к жителям Алтайского края, депутатам краевого и других Советов народных депутатов, руководителям края, краевых управлений и ведомств, в котором говорилось, что исторически сложившиеся добрососедские отношения будут укрепляться путём расширения экономических, культурных и других связей. Обращаясь к руководству края, депутаты республики просили своих коллег понять и поддержать молодую республику в этот трудный переходный период, дать необходимые поручения краевым управлениям и ведомствам по регулированию взаимоотношений с организациями республики.
После принятия Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской Автономной Советской Социалистической Республики в лексиконе граждан и в деловых бумагах появились новые названия руководящих органов – ресисполком, рессовет, рессовпроф и другие. Однако преобразования госорганов власти ещё не было, так как провозглашение республики должно было быть признанным и юридически подтверждённым центральными органами власти.
Вопросы повышения государ-
ственно-правового статуса автономной области решались поэтапно. Так, внеочередной съезд народных депутатов РСФСР 15 декабря 1990 г. внес изменение в ст. 82 Конституции РСФСР, исключив из нее запись о том, что «автономная область входит в состав края». Тем самым были заложены правовые основы для выхода нашей области, уже продекларированной как республика, из состава Алтайского края.
Второй этап решения вопроса о статусе автономии разрешился историческим для народа Горного Алтая Законом ВС РСФСР от 3 июля 1991 г. «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР». Он также определял, что высшим органом республики является Верховный Совет, выборы в который проводятся в порядке и в сроки, установленные Президиумом ВС РСФСР.
Именно выходом этого закона и завершился важнейший период на пути становления и развития государственности алтайского народа, время острых дискуссий, кропотливой работы над основополагающими документами, бесконечных, а порой весьма непростых согласований и консультаций с центральными органами власти. Этот период сопровождался общей нестабильностью в стране, глубоким кризисом существующего режима, всех общественно-политических институтов и в связи с этим не только падением жизненного уровня, но и крушением прежних идеалов у населения. Вместе с тем с образованием республики большинство жителей Горного Алтая связывали свои надежды на лучшее будущее.

Н.М. ЕКЕЕВА,
первый заместитель ПредседателяПравительства РА,
кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: