Дорога жизни

Дата:

А. М. Кошурников (1905-1942)Бывают такие личности-глыбы, в которых отражается весь героизм эпохи. А в равной мере и её трагизм. И сколько бы ни миновало времени после их ухода из нашего мира, доблесть героев продолжает служить примером для тех, в ком жив дух исканий.

Когда проезжаешь село Усть-Муны по Чуйскому тракту в сторону Маймы, вольно или невольно на его окраине с правой стороны дороги обращаешь внимание на небольшой памятник с мемориальной доской. Фотографию и надпись разглядеть из окна движущейся машины не удаётся, однако если не пожалеть времени и остановиться, можно подойти к мемориалу и разглядеть, что установлен он в память об Александре Михайловиче Кошурникове – мощной, самобытной, яркой личности, талантливом и неутомимом труженике, изыскателе новых железнодорожных трасс. Много лет, задерживая свой взгляд на этом памятнике по пути из Шебалино в Горно-Алтайск, я не знал, кому он воздвигнут. Изыскатель А.М. Кошурников тогда не был известен мне, поэтому название одноимённой центральной улицы села Усть-Муны также воспринималось мною формально. И вот минувшим летом бывал я по делам в этом красивом селе, раскинувшемся на берегу могучей Катуни. Гулял у реки, а затем и поблизости от Мунинского бома, у которого сооружён памятник. Подошёл.… На старой табличке из нержавеющей стали с трудом разобрал инициалы и фамилию, а также фразу: «Он шёл всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям. В.А. Чивилихин, “Серебряные рельсы”». Эти слова так сильно запали мне в душу, что по приезде домой сразу нашёл в библиотеке книгу с названной повестью и с упоением прочитал её. В основу повести легла история погибшей экспедиции 1942 года под руководством A.M. Кошурникова с целью проведения разведочных работ по выбору трассы железной дороги Абакан – Тайшет.
Попробую по-своему рассказать ту героическую повесть, хотя, наверно, лучше всё же почитать Чивилихина, биографию и дневники Кошурникова. Подвиг изыскателей и строителей трассы – одна из ярчайших трагических страниц истории освоения Восточного Саяна, истории Сибири и страны. Какой была бы сегодня жизнь региона без последней ветки Южсиба? Как пролегли бы серебряные рельсы, завершись экспедиция удачно? В любом случае, люди, благодаря которым стали нам ближе Саянские Белогорья, достойны уважения и незабвения.
А.М. Кошурников родился 13 марта 1905 года в семье строителя железных дорог, изыскателя Михаила Николаевича Кошурникова. В 1913 году семья переехала в Томск. Здесь он окончил губернскую гимназию, затем инженерно-строительный факультет Томского технологического института. Летом с отцом – страстным охотником – бывал в Горном Алтае, обычно в селе Усть-Муны. Отец, по мнению знавших его людей, был со странностями. Он до беспамятства любил природу и живопись. Самым прекрасным местом на земле для него был Горный Алтай, а самым лучшим художником он считал никому не известного Гуркина, самородка-ойрота, который якобы заткнул за пояс даже Шишкина, своего учителя. В доме Кошурниковых на стенах висели копии гуркинских полотен: «Хан Алтай», «Озеро горных духов», «Камлание», «Черневая тайга».
В 1939 году А.М. Кошурников стал проектным изыскателем новосибирского института Сибгипротранса. Вёл поисковые работы на линиях Тайшет – Киренск, Новосибирск – Абакан и других. Уже с начала функционирования Транссибирской магистрали существовала проблема соединения её железной дорогой с южными регионами Сибири. Особенно возросла эта необходимость в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году Новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссибирскую магистраль.
Изыскания трассы предусматривалось вести по пяти вариантам, основными из которых были направления от Абакана на Нижнеудинск и на Тайшет. Будущая железная дорога должна была пройти через равнины и плодородные степи, обширные пастбища, места залегания полезных ископаемых, но ей предстояло преодолеть и многочисленные горные хребты, непроходимую тайгу, стремительные и по-сибирски своенравные реки в малодоступной и малообжитой местности. И осенью 1942-го начались изыскания новой трассы. Руководство ими было поручено инженеру института «Сибгипротранс» Александру Михайловичу Кошурникову, имевшему за плечами опыт изысканий и проектирования ряда сложных железнодорожных трасс.
5 октября экспедиция в составе Кошурникова, инженера Алексея Диомидовича Журавлёва и техника Константина Аристидовича Стофато отправилась в путь на исследование маршрута Нижнеудинск – Верх-Гутара по реке Казыр на Курагино – Минусинск – Абакан. С ними шёл проводник-тофалар, поклажу везли на оленях. Вышли поздно, так как задержали организационные проблемы, трудности с экипировкой. Но Кошурников не хотел терять год, рассчитывая пройти маршрут до зимы.
9 октября изыскатели вышли на реку Казыр. Стеной стояла по её берегам глухая тайга. Вплотную к воде подступали скалы, а между ними – завалы из поваленных деревьев. Обходя скалы и пробиваясь через бурелом, шла экспедиция, торопясь обогнать время. Через несколько дней исчез мох – корм для оленей. Пришлось проводнику с оленями повернуть назад.
Идти с поклажей было неимоверно трудно. Сколачивали плоты и сплавлялись по реке, но она разбивала их один за другим о пороги и появившиеся торосы. Необычно рано в тайгу пришла зима. Шёл мокрый снег, не позволявший обсушиться. Заканчивались припасы. И в таком положении Кошурников все время вел инженерный дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, водную характеристику реки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы.
«Дело плохо, очень плохо, – записывает в своём дневнике Кошурников 31 октября. – Продовольствие кончилось… Идти нельзя… Осталось до жилья всего 52 километра, а настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем, заметно слабеем. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток…» Развязка надвигалась стремительно. Спички размокли, от одежды и обуви остались одни лохмотья, перевалы закрылись, а Казыр начал замерзать. Кошурников писал: «Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Утром не мог встать… Снег не перестаёт. У всех опухли лица, руки и, главное, ноги…» Позже плот всё-таки соорудили, уже шестой. Журавлёв и Стофато плыли на нём через шугу, Кошурников шёл по берегу, следя за рекой. Река разогнала плот, он нырнул под лёд, а вместе с ним Костя Стофато. На берегу Казыра замёрз Алёша Журавлёв, не дошёл несколько километров до жилья Кошурников. Последняя запись в дневнике – 3 ноября: «Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог ему я, но вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замёрзну».
Пропавшую экспедицию искали с помощью самолёта, снаряжали лыжные поисковые отряды. Только год спустя, 4 октября 1943 года, нашли охотники на берегу тело начальника экспедиции в сорока восьми километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. Рядом с кустами в воде на камнях белели, спасённые мелководьем, листки бумаги. Это был дневник Кошурникова, бесценный по зафиксированным в нём данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа…
Изыскания продолжил помощник и ученик Кошурникова Евгений Павлович Алексеев, использовав и результаты погибшей экспедиции. В 1959 году были уложены первые рельсы, а спустя шесть лет был сдан в эксплуатацию участок дороги Абакан – Тайшет длиной 646 км.
Ещё известны нам две важные причины, едва ли не главные, из-за которых Кошурников не дошёл, не доплыл до людей и погиб. Одна из них: территория хребта Крыжина и его отрогов была объявлена Саянским заповедником с 1937 – 1938 годов, Кошурникову не разрешили взять оружие, даже рыболовные снасти. Люди голодали, плыли, а под плотом – косяки хариусов: будь у них леса, крючки, можно было бы питаться рыбой. Другая причина – по вине Пустохина Василия Ильича, бывшего председателя Гутарского колхоза в 1942 году, Кошурников задержался с выходом на 15 – 20 дней. Этих дней как раз не хватило, а вернее, с избытком хватило бы, чтобы группа Кошурникова спокойно, до холодов смогла доплыть до населённых пунктов в низовьях Казыра. Этот В.И. Пустохин был горьким пьяницей, и он, увы, узнал, что у Кошурникова есть 2 – 3 литра спирта (для всяких случаев в дороге). И пока весь спирт не был выпит, Пустохин не дал оленей и проводника (каюра). Это последнее обстоятельство – поздний выход в дорогу, – по-видимому, самое главное, что погубило экспедицию.
Сейчас на берегу Казыра возвышается стела, символично выполненная из трёх железнодорожных рельсов. От стелы вверх ведёт дорожка к могиле Александра Михайловича Кошурникова. Здесь часто бывают люди, которые с большим уважением относятся к подвигу, который совершил этот человек и два его товарища. Все трое изыскателей были посмертно награждены государственными наградами. Именем этих трёх мужественных людей названы станции на магистрали Абакан-Тайшет, улицы, открыты мемориальные музеи, памятники.
Так, в селе Усть-Муны памятник А.М. Кошурникову появился благодаря усилиям Гелия Николаевича Боголюбова, бывшего ленинградца, ветерана труда, почётного железнодорожника. Он вёл очень активную жизнь, интересовался и занимался историей экспедиции Кошурникова и трассы Абакан – Тайшет. В начале июля 1974 года Боголюбов отправился в Усть-Муны, где в то время жила сестра Кошурникова – Елена Михайловна. На въезде в село было решено поставить мемориал. Советские географы назвали именем замечательного изыскателя, руководителя экспедиции, хребет вдоль Левого Казыра. А за трассой Абакан – Тайшет закрепилось название «Трасса мужества». Всего на ней пробито девять тоннелей. Общая их длина достигает 10 километров. Самый крупный – Манский – имеет протяжённость 2487 метров. Уникальнейшим инженерным сооружением является и Козинский виадук высотой 65 метров. И всё это – рукотворные памятники подвигу трёх первопроходцев – Александра Кошурникова, Константина Стофато, Алексея Журавлёва…
Карта-схема железнодорожной трассы Абакан-ТайшетКаждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами железной дороги. Но мало кто знает, какими усилиями прокладывались эти «серебряные рельсы». Работа изыскателя не всем видна, но невероятно важна для страны. Возможно, в будущем эту работу научится выполнять техника. Рельеф местности можно изучать с помощью спутника из космоса. Тем более важно сохранить нам память о тех людях, которые ценой своей жизни выполнили свой долг. Я уверен, что в любом уголке России есть своя такая же история – о людях, не пожалевших своих жизней для того, чтобы сделать большое дело. И хорошо, когда об их подвиге не забывают.

Е.В. КАЙГОРОДОВ,
кандидат физико-математических наук, доцент Горно-Алтайского
государственного университета

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...