Хрупкая женщина, сильный специалист, мудрый человек

Дата:

EPSON scanner Image28 мая отметила свой день рождения заслуженный врач РСФСР Людмила Алексеевна Донских
От коллег-врачей и пациентов о Людмиле Алексеевне Донских можно услышать следующую характеристику: строгая, честная, высокий профессионал своего дела.
Более полувека она верно служила медицине, за это время помогла вернуться к полноценной жизни многим и многим женщинам. В канун своего юбилея Людмила Алексеевна поделилась воспоминаниями о себе, своей работе, людях, с которыми её свели судьба и профессия.

«Я осуществила мечту родителей»
– Людмила Алексеевна, расскажите, где вы родились, где учились, кем мечтали стать в детстве?
– Родилась я в Горно-Алтайске в 1941 году в семье служащих. У родителей нас было трое, я средняя. Воспитывались мы в строгости. Моя мама была красивой женщиной с чёрными глазами. Бывало, если кто-то из нас в чём-то провинится, мама не ругалась, достаточно было её взгляда. И думаешь, что уж лучше бы она отругала.
Учились мы очень хорошо, я окончила 12-ю школу с серебряной медалью. У меня были замечательные педагоги, помню их до сих пор. В то время директором школы работал Евгений Григорьевич Надеждин. Классным руководителем у нас была Анастасия Романовна Крайванова, которую мы просто боготворили. Я её до сих пор уважаю, люблю и боюсь. Помню и Василия Григорьевича Иванникова – любимого учителя математики.
– Почему вы выбрали профессию врача?
– Не могу сказать, что я мечтала пойти в медицину, но мама и папа очень хотели, чтобы кто-то из их детей стал врачом. Я, как послушная дочь, решила осуществить их мечту.
– И вот вы поступили в медицинский…
– В 1958 году поступила в Барнаульский медицинский институт. На первом курсе познакомилась с Вячеславом Сергеевичем Донских, а на шестом курсе мы поженились. В 1964 году мы с мужем приехали в Горно-Алтайскую автономную область, получив направление в Эликманарскую больницу. К счастью или к сожалению, из-за некоторых накладок в учреждении работать нам там не пришлось. В Горно-Алтайске мне предложили два варианта работы: пойти в гинекологическое отделение областной больницы или в роддом. Я выбрала первое.
Отделение было рассчитано на 30 коек, четыре месяца здесь не было врача, пришлось учиться практическим навыкам у сестер и нянь. В начале моего профессионального пути мне очень помогла старшая медсестра Таисия Петровна Абабкова.
– Помните свой первый рабочий день?
– Конечно. Мы поступили на работу в одно время с мужем, я – в гинекологию, он – в хирургическое отделение. Вячеслава Сергеевича встретили хорошо, как долгожданного специалиста, хирургией тогда заведовала Александра Яковлевна Казанцева. Поскольку в моём отделении заведующего не было, мне никто тёплого приёма не оказал, до места работы меня проводила секретарь главного врача. Привела и представила: «Вот вам новый сотрудник», а потом ушла. Я была такая маленькая, худенькая… Мне показали вешалку, где висели огромные халаты, которые носила врач, работавшая до меня, она была крупной комплекции. Надела я халат и пошла к Таисии Петровне – она сидела за столом, в очках, державшихся на кончике носа. Взглянула на меня и спросила: «Сестрой работать-то или няней?» Я тихо ответила: «Врачом». У неё чуть очки с носа не упали. Мы пошли на обход, я от страха забыла, как к больным подходить. За этот день два раза упала в обморок. В жизни больше никогда не теряла сознания, только в тот день. Вот так я приступила к работе.
– Свою первую операцию тоже помните?
– Это случилось 19 августа 1964 года, пришлось оперировать женщину с внематочной беременностью. Муж уехал на специализацию, а мне отдали все его дежурства. Операция тогда прошла благополучно.
Помню свою первую операционную бригаду: анестезиологом была Неля Ивановна Кучигашева, ассистировал врач-хирург Владимир Филиппович Наумов. В работе мне на первых порах много помогал Анатолий Михайлович Гоман. В то время нередко поступали пациентки после криминальных абортов. Однажды привезли женщину, кровила она страшно! Вызвали Гомана, всю ночь её спасали. На следующий день Анатолий Михайлович к ней обращается: «Ну что, Варя…» А она отвечает: «Вроде ещё вчера Тоней была», а он: «Да какая разница – Тоня, Варя… Главное – жива!»

Делать хорошо и ещё лучше
– Как вы стали заведующей гинекологическим отделением?
– Я стала заведовать отделением гинекологии с августа 1967 года. Этот год для меня был знаковым, но и очень тяжелым. Я родила сына, пережила послеродовой сепсис, сильно болела и с февраля по август не работала. Потом меня пригласил к себе главный врач Михаил Павлович Горохов, извинился, что потревожил после такой тяжелой болезни, попросил временно остаться завотделением гинекологии. Вот так моё «временное» заведование затянулось до 2015 года.
– Получается, вся ваша трудовая деятельность прошла в одном месте?
– Да. Я пришла в гинекологическое отделение сразу после института, а через 51 год ушла на пенсию. За время моей работы количество коек в отделении прибавилось с 30 до 60, число сотрудников выросло с 19 до 38, врачей – с одного до 10. Мною оставлен работоспособный дружный коллектив, все врачи имеют квалификационные категории, знают и любят свою работу.
– Вам приходилось работать при разных руководителях. Кого вы вспоминаете с особым удовольствием?
– Многое для нашей службы сделал Николай Иванович Куропятник (с 1987 по 1997 год Н.И. Куропятник являлся министром здравоохранения Республики Алтай. – Прим. авт.). Он сам был акушером-гинекологом и знал о наших проблемах не понаслышке. С ним было очень легко найти общий язык, хотя, бывало, мы и спорили, ругались, но к консенсусу всегда приходили. При Куропятнике не только гинекология, но и все здравоохранение в области получило мощный импульс.
На память приходит имя Михаила Михайловича Самуйленкова (с 1968 по 1971 год работал заведующим Горно-Алтайским облздравотделом. – Прим. авт.). При его руководстве наше отделение расширилось до 40 коек, а операционная была оснащена современной аппаратурой.
– Много лет вы являлись главным акушером-гинекологом Горного Алтая – это почётно, но и неимоверно тяжело. На вас лежала ответственность за материнскую и младенческую смертность. Как вам удавалось нести эту ношу?
– Главным акушером-гинекологом я была в течение 40 лет, из них 27 лет – на добровольных началах. Помню, когда я пришла работать в отделение в 1967 году, по области было зарегистрировано 14 случаев материнской смертности. Каждый такой случай и тогда, и сейчас – это ЧП. Вызывали в край, разбирали произошедшее, отчитывали, выговоры делали, хоть и не в трудовую книжку, но все же… Последние четыре года моей работы в этой должности не было ни одной материнской смерти.

Средство от стресса – взаимопонимание
– Ваша деятельность была связана с постоянными стрессами, как вы снимали напряжение?
– Мы с мужем договорились, что в семье никогда не будем говорить о работе. Два медика в квартире друг друга очень хорошо понимают в этом смысле. Стрессовые ситуации всегда снимались дома в спокойной обстановке. У меня есть замечательная приятельница, совершенно отдалённая от медицины, мы дружим уже 47 лет. Общаясь с ней, я отвлекалась от больничных дел.
– Вы каждый день общались с женщинами, они доверяли вам свои личные тайны. Наверное, вы носите в себе много женских историй и секретов?
– С пациентками я беседовала только наедине, в отделении эти вещи никогда не обсуждались. Осмотр всегда проводится в присутствии медсестры, а беседы – один на один. Врач – кладезь интимных сведений о жизни женщины, мне известно много историй, зачастую очень трагичных.
– Не ошибаются только боги. Вы умеете признавать свои ошибки?
– Жизнь преподносила мне много уроков, на которых я училась. Настоящий врач – сам себе судья, он ничего не забывает, ни одну свою ошибку. Я твёрдо убеждена, что судить врача могут только специалисты, представители медицины. Почему врачи допускают ошибки? Видимо, потому, что на тот момент их знания не позволяли сделать лучше. Опыт приобретается в процессе работы.
– Чему в медицине никогда нельзя научиться?
– Доброму отношению к больному, это должно быть в характере, состраданию. Нельзя также научиться хорошо оперировать, это дается свыше. Оперируют многие, но лишь немногие пользуются заслуженным уважением.
– Как вы относитесь к идее исключения абортов из системы ОМС?
– Я застала время, когда все аборты были платные. Это был 1964 год, работающие платили 2,5 руб., неработающие – 5 руб. Тогда резко возросло количество криминальных абортов, от которых погибали женщины. Мое личное мнение: аборты искоренять никак нельзя, а вот сделать так, чтобы их стало меньше, можно: проводить просветительскую работу с женщинами, подбирать правильные контрацептивы.

До исступления любить свою работу
– Вы проработали в акушерско-гинекологической службе более полувека. Скажите, количество пациенток с заболеваниями женской половой сферы уменьшилось?
– Я бы сказала, что уменьшается количество тяжелобольных женщин, при этом растёт число онкологических больных.
– В чём причина?
– Во-первых, улучшилась диагностика, появились дополнительные методы обследования, аппаратура и т.д. Во-вторых, сказывается недостаточное внимание женщин к своему здоровью. Женская онкология – визуальна, ее легко диагностировать, рак шейки матки не возникает на здоровой шейке, этому предшествует эрозия. Сейчас встречается много послеродовых эрозий. Нельзя допускать беременность при патологии шейки, сначала её нужно оздоровить.
– Есть универсальный совет для профилактики женских заболеваний?
– Конечно. Два раза в год необходимо проходить осмотр у врача-гинеколога.
Даже если ничего не беспокоит?
– Не ДАЖЕ если, а КОГДА ничего не беспокоит. Если же появились какие-то проблемы – бегом к врачу.
– Как вы относитесь к гинекологам-мужчинам?
– Положительно. В нашей сфере все ведущие учёные – мужчины. Как мне кажется, мужчина-врач с большим состраданием относится к женщине. За время своей профессиональной деятельности мне удалось поработать лишь с одним гинекологом-мужчиной – Юрием Константиновичем Сидельниковым. Это был замечательный специалист в области акушерства, знаете, он так принимал роды, залюбуешься! А когда брал в руки младенца, просто весь светился.
В районах у нас тоже работали гинекологи-мужчины, и все они были очень хорошие врачи. Мужчин в гинекологии намного меньше, чем женщин, непонятно почему. В своё время я агитировала сына пойти в эту сферу, но он не захотел.
– Тем не менее ваш сын тоже выбрал путь врача и стал хирургом…
– Сын пошёл в эту профессию осознанно, по собственному желанию. Учился в школе он великолепно, у него были хорошие способности к изучению иностранных языков, хотел поступать в институт международных отношений, но в итоге пошёл в медицинский.
Мой внук учится сейчас на факультете журналистики, внучка – в 8 классе. Честно скажу, я не хотела бы, чтобы она выбрала медицину – это интересно, но очень тяжело. Чтобы быть хорошим врачом, нужно до исступления любить свою работу.
– Давайте снова проведём параллель между прошлым и настоящим. Каким было отделение гинекологии, когда вы только пришли туда работать, каким оно стало?
– Сегодняшнее современное оснащение не подлежит никакому сравнению. Сейчас у специалистов есть всё необходимое для работы, созданы хорошие условия как для пациентов, так и для сотрудников. Раньше само расположение отделения было неудобным, здесь размещалось много дополнительных ненужных помещений. Несколько лет назад в отделении проведён ремонт, всё сделано по нашему проекту, что позволило те же площади сделать более функциональными: палаты на четыре койки, огромная процедурная на три кресла, великолепная раздаточная, замечательная ординаторская. Наше отделение стало одним из лучших в ресбольнице.
Легко ли я уходила? Конечно нет. Но об этом знает только моя семья. В отделении я редко плакала, но дома часто давала волю слезам. Зато коллеги могли и поплакаться мне, доверить свои секреты. Я так и говорила сотрудникам отделения: помогу чем могу, если будете со мной честными. Вранья при мне не было. Я всегда заступалась за своих, часто принимала удары на себя.
– Людмила Алексеевна, спасибо вам за эту встречу. Крепкого вам здоровья, семейного благополучия и всего самого хорошего!

Светлана Костина

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...

В Горно-Алтайске прошло первенство конно-спортивной школы им. А.И. Ялбакова по конкуру и выездке

Состоялось первенство конно-спортивной школы им. А.И. Ялбакова по конкуру...