дома » Статьи » Земля должна работать

Земля должна работать

При встречах с сельскими товаропроизводителями часто можно услышать высказываемое с их стороны недовольство по поводу использования земель сельхозназначения. Многие сходятся во мнении, что созрела необходимость совершенствования имеющегося порядка изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения — пашен и сенокосных угодий при их ненадлежащем использовании. Правда ли, что голос народа был услышан и сегодня в Государственной Думе и Совете Федерации идет серьезная работа по внесению изменений в законодательную базу, касающуюся земельных проблем?
Об этом наш разговор с сенатором Татьяной ГИГЕЛЬ.

— В действующем законодательстве уже заложен механизм изъятия неиспользуемых сельхозземель, но эти нормы, как все мы имели возможность убедиться, реализуются неэффективно. Рассматриваемый законопроект ФЗ №1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, что особенно актуально в современных условиях. Провозглашая новую процедуру изъятия земель, следует подчеркнуть, что такое изъятие не следует рассматривать как умаление права собственности, это санкция за ненадлежащее использование или даже неиспользование земель.
— Татьяна Анатольевна, многие наши граждане не подразделяют имеющиеся земли на категории — сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и т.д. Может быть, вы поясните для начала, что все-таки подразумевается под землями сельскохозяйственного назначения и в каких случаях они могут использоваться не по назначению? Много ли таких земель сейчас в России?
— К землям сельскохозяйственного назначения относятся, как правило, те, что находятся за границами населенного пункта и предоставляются для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Это важнейшая составная часть национального богатства России. Однако очень часто мы видим, как это богатство, образно говоря, пропадает. Так получилось, что миллионы гектаров плодородной земли выпали у нас из сельскохозяйственного оборота.
Наличие таких огромных земельных площадей — одна из острейших экономических и социальных проблем. И особенно она актуальна сейчас — в связи с применением против нас такого инструмента, как экономические санкции со стороны западных стран.
— Можно ли сказать, что наши земельные просторы помогут выстоять в нынешних непростых условиях?
— В своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент РФ В. Путин отмечал, что необходимо ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые находятся в руках крупных землевладельцев, но при этом простаивают. «Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю. Прошу правительство к 1 июня 2016 года подготовить конкретные предложения, включая проекты нормативных актов, а депутатов Государственной Думы и всех членов Федерального Собрания прошу внести поправки в законодательство в течение следующего года и в осеннюю сессию принять соответствующие законы».
Решение этой задачи ложится в основном на субъекты Российской Федерации. Надо сразу сказать, что картина здесь складывается пёстрая. Больше всего неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в регионах Сибирского, Приволжского и Центрального федеральных округов. Наименьшая площадь таких земель — в регионах Дальневосточного, Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов. Почти две трети общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения — это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Мы не вправе и далее спокойно взирать на всё это. Недавно ряд депутатов Государственной Думы и председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Г. Горбунов внесли в парламент законопроект, направленный на совершенствование законодательных норм, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения. Предусматривается усиление ответственности за ненадлежащее использование таких земель. На днях документ принят в первом чтении Государственной Думой.
— Предусмотрены ли в этом законопроекте условия, несоблюдение которых означает для собственника, что его земли подлежат изъятию?
— Да, по нашему законопроекту определен ряд критериев, по которым можно судить о неиспользовании и ненадлежащем использовании земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения:
* 30 и более процентов площади земельного участка не обрабатывается в соответствии с требованием технологии возделывания сельскохозяйственных культур;
* подготовка почвы к посеву и посев не проводятся, уборка урожая на участках, занятых многолетними посадками, также не ведется;
* 10 и более процентов площади земельного участка занимают сорная растительность и лес, работы по борьбе с вредителями растений не проводятся, участки, отведенные под пастбища и кормовые культуры, не выкашиваются, наличие поголовья скота ветеринарной службой не подтверждается;
* на земельном участке, занятом многолетними насаждениями, не производятся работы по обрезке, уходу и уборке урожая, не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
* на более чем 15 процентах площади земельного участка развивается водная и ветровая эрозия, идет процесс подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения почвы;
* объекты недвижимости, расположенные на участке, для содержания и выпаса скота, хранения кормов, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, временного проживания работников по целевому назначению не используются, превратились в рассадник загрязнения окружающей среды и не отвечают требованиям охраны природы.
Согласно законопроекту органам государственной власти субъектов Российской Федерации дается право устанавливать региональные особенности определения негативных процессов на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, используемых ненадлежащим образом.
Как видим, соответствующие нормы конкретизированы, прописаны чётко. Дело теперь за их применением, после того как закон вступит в силу. Ответственность за это ложится на региональные власти, территориальные органы федеральных служб и ведомств. Мы, парламентарии, будем вести мониторинг правоприменительной практики в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне.
— Есть ли в законопроекте различия для собственников, которые уже многие годы владеют сельскохозяйственными землями, и собственников, которые только вступили в свои права?
— Законопроект не будет делать различия между собственниками, которые много лет владеют сельскохозяйственными землями, и собственниками, которые только вступают в свои права.
— Кому будут передавать или продавать изъятые земли? Сможет ли физическое лицо стать новым собственником изъятой земли? Если да, то на каких условиях?
— Изъятые земли могут быть переданы широкому кругу лиц. Ограничений субъектного состава участников торгов законопроект не предусматривает. Участок может быть приобретен не только в частную, но и в муниципальную собственность, а также в собственность субъекта Федерации.
Строго говоря, в торгах могут участвовать все, кто заинтересован в приобретении земли и готов использовать её в соответствии с требованиями закона, за исключением юридических лиц, в отношении которых принято решение об изъятии у них земель. Они не вправе участвовать в публичных торгах по продаже такого земельного участка. Сделки, проведенные с нарушением данного правила, признаются ничтожными.
Следует отметить важную новацию законопроекта, а именно: земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, включая земли, изъятые в связи с их ненадлежащим использованием, могут по решению органов исполнительной власти регионов предоставляться населению бесплатно. Речь идёт о гражданах, имеющих троих и более детей, постоянно проживающих в сельской местности или переехавших на постоянное жительство в сельскую местность для организации фермерского (крестьянского) хозяйства на участках площадью до 50 гектаров.
— Будут ли по новому закону изыматься дачные и приусадебные участки, собственники которых не использует их?
— Закон не распространяется на дачные и приусадебные участки. Это не предмет регулирования данного документа.
— Как предлагаемый законопроект поможет развитию сельского хозяйства в стране и реализации программы импортозамещения?
— Введение в оборот миллионов гектаров пашни и угодий, которые сегодня «гуляют», — это тысячи и тысячи дополнительных тонн сельскохозяйственной продукции. В том числе той, дефицит которой ощущается в связи с введением санкций. Ведь за исключением разве что «традиционно южных» плодов, ягод, овощей, которые не могут у нас выращиваться по климатическим причинам, всё остальное мы в состоянии производить на наших землях. И тем самым поддерживать не зарубежных, а своих, отечественных товаропроизводителей. В этом смысле законопроект можно с полным правом назвать патриотическим.
— Татьяна Анатольевна, мы говорили пока что о земельных проблемах в целом по стране и путях их решения. А как обстоят дела в этом плане в нашей республике?
— За всю республику я пока не готова ответить. Но один пример все-таки приведу. Буквально в этом месяце именно с земельной проблемой жители села Актел Шебалинского района делегировали на встречу со мной своего представителя. В заявлении они указали, что традиционно большинство населения — а там живет 530 человек — занимается скотоводством. Но в силу объективных причин после аграрной реформы и приватизации колхозов в 90-х годах поселение и, как следствие, его жители остались без земли.
Находящиеся вокруг села сенокосы и пашни на тот момент принадлежали Алтайскому экспериментальному хозяйству СО РАН, и большинство сельчан работали там. В настоящее время хозяйство резко сократило свою деятельность, большая часть работающих уволены. «Часть земель используется нашими крестьянскими хозяйствами на правах аренды хозяйственных построек. Но поскольку никаких прав на землю у нас нет, — сообщали обеспокоенные жители, — наша сельскохозяйственная деятельность висит на волоске. И при первом же предписании прокуратуры мы вынуждены будем продать свой скот, а это значит, что у крестьянских фермерских хозяйств в селе нет будущего…»
— И каким видится выход из нынешней ситуации?
— Внеплановая проверка, проведенная Росимуществом в РА по целевому использованию земельных участков, закрепленных за ФГУП, показала, что огромные площади не используются предприятием по назначению. Из принадлежащих хозяйству 64 тысяч гектаров им используется в лучшем случае 20 тысяч – порядка 30 процентов. Кстати, эти земли вошли в черту девяти населенных пунктов, в том числе и Актельского поселения. Экспериментальному хозяйству было предписано в срок до 2012 года инициировать и завершить процедуру отказа от права постоянного бессрочного пользования на земельные участки. Однако неиспользованные земли до сих пор находятся в подвешенном состоянии.
Хочу отметить, об этом я сказала и представителям поселения, что во время поездки по району осенью прошлого года именно о судьбе земель ФГУП АЭСХ у меня состоялся серьезный разговор с главой муниципального образования Иваном Кирилловым, который подтвердил, что на данных землях никакой научной деятельности сейчас не ведется. В лучшем случае они используются на 30 процентов самим предприятием, налогов оно не платит, рабочие места сокращены до минимума. Он пообещал, что руководство района решит вопрос по неработающим землям и пустит их в оборот в пользу жителей поселения, которые изъявляют желание трудиться на родной земле.
Мне доподлинно известно, что решение данного вопроса в районе с мертвой точки сдвинулось. Администрация муниципального образования подготовила пакет документов и отправила его для рассмотрения в земельный комитет в Москву. Очень надеюсь на положительное решение. Ведь в этом случае можно будет вести разговор о дальнейшей процедуре оформления собственности на данные земли в строгом соответствии с действующим законодательством.

Беседовала Е. ДОЛГОВА

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: