дома » Тематические рубрики » К 25-летию республики » От автономии – к самостоятельному субъекту

От автономии – к самостоятельному субъекту

В научной работе «Образование Республики Алтай» ее автор первый заместитель председателя правительства региона кандидат исторических наук Наталья Михайловна ЕКЕЕВА на основе опубликованных материалов и архивных документов освещает процесс образования в 90-х годах XX столетия Республики Алтай. Газетный вариант статьи адаптирован для массовой аудитории, исключены библиографические ссылки.

На исходе ХХ столетия история Горного Алтая, равно как и других регионов бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), ознаменовалась целым рядом важных национально-государственных событий, наиболее значимым из которых для нас, в то время жителей Горно-Алтайской автономной области, безусловно, стало образование в 1991 г. Республики Алтай. Общеизвестно, что свою государственность (в виде автономии) алтайский народ обрел еще в начале 20-х гг. ХХ века. В таком качестве она просуществовала более 70 лет. Стартовавшая в начале 90-х гг. XX в. «перестройка» породила сначала распад СССР, а затем дала толчок «суверенизации бывших советских союзных республик», в том числе и РСФСР. Это дало возможность алтайскому народу «обрести» свою республику, воплотив, таким образом, на практике конституционное право народа на самоопределение.
Повышение государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области, как, впрочем, и других национальных образований в составе РСФСР, стало прямым следствием радикальных политических и экономических реформ, начавшихся в конце 80-х годов ХХ столетия в Советском Союзе и завершившихся в конечном итоге сменой общественно-политического строя в нашем союзном государстве. В авангарде демократических преобразований оказалась, естественно, многонациональная по своему составу РСФСР, чье радикально настроенное руководство не раз приходило к противостоянию с центром Союзного государства.
Первоочередными задачами на пути реформирования политической системы РСФСР стало её национально-государственное устройство, а также налаживание взаимоотношений Москвы с национальными образованиями, входившими до этого в состав РСФСР. Действовавшие на тот момент Конституции СССР и РСФСР предусматривали, как известно, четыре вида национально-государственных образований: а) союзные и автономные республики и б) два вида национально-территориальных образований – автономные области и автономные округа. Именно в этом подразделении накопилась, как показывала практика, основная масса проблем и противоречий. Об этом впервые было заявлено на съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1989 г. Тогда же было заявлено о «сложившемся неравноправии советских народов» и о «необходимости предоставления каждому из них равных прав». Руководствуясь принципом федерализма, центральные органы российской власти стали строить свои взаимоотношения с национальными образованиями по-новому, всецело опираясь на Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, с учетом права каждого народа на самоопределение в рамках избранных им национально-государственных и национально-культурных форм.
Как известно, в 1989 — 1990 гг. развернулась активная разработка Федеративного договора (ФД), который до принятия новой Конституции РФ должен был определять полномочия и статус субъектов Российской Федерации и их взаимоотношения с центром. Впоследствии основные положения ФД были закреплены и новой Конституцией РФ. В период подготовки ФД центр вел интенсивные консультации со всеми субъектами РСФСР, но никаких прямых указаний и распорядительных документов о повышении государственно-правового статуса национальных образований тогда еще не было, если не считать ставшую «исторической» фразу Президента РФ Б.Н. Ельцина в одном из его интервью Центральному телевидению: «Берите столько суверенитета, сколько вы только сможете проглотить…» Иначе говоря, нужны были инициатива, желание самих народов и политическая воля руководителей национальных образований. И такая политическая воля со стороны тогдашнего руководства Горно-Алтайской автономной области была проявлена в полной мере.
Уже в начале 1989 г., особенно в период избирательной кампании по выборам народных депутатов СССР и РСФСР, местных советов, на встречах избирателей с кандидатами в депутаты постоянно поднимался вопрос о статусе области, о её «бесправном положении в составе Алтайского края», о необходимости изменить в силу этого существующий порядок. В условиях начавшегося в стране «парада суверенитетов» и локальных конфликтов, а порой и прямых столкновений на национальной почве вопрос о повышении государственно-правового статуса автономии алтайского народа руководители области начали решать поэтапно, крайне осторожно, не раскачивая, как говорится, «лодку согласия и мирного проживания народов Горного Алтая».
Первым шагом на пути к образованию республики руководители региона назвали выход автономной области из состава Алтайского края и прямое ее подчинение РСФСР. Этот вопрос оказался, пожалуй, наиболее сложным, щекотливым и даже опасным. Ещё никто тогда не отменял руководящей роли КПСС, ещё жива была у людей память о тех временах, когда даже мысль об этом считалась недопустимой и руководители области, посмевшие в той или иной форме высказать их, неизбежно расплачивались за свой «радикализм» партийными билетами.
Напомним, что образованная 1 июня 1922 г. Ойротская (с 1948 г. – Горно-Алтайская) автономная область до 1925 г. находилась в составе Алтайской губернии, затем до 1930 г. – в составе Сибирского, с 1930 по 1937 год – Западно-Сибирского края, а с 1937 по 1991 год она входила в состав Алтайского края. За этот период ею были полностью утрачены ее «губернские права», предусмотренные Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 г. «Об образовании автономии алтайского народа». Находясь в составе Алтайского края, наша автономная область оказалась приравненной к административной единице края – району. При распределении материальных, финансовых, сырьевых и иных ресурсов она рассматривалась как «один большой район края». При этом его власти никак не учитывали ни уровень развития производительных сил, ни национальные и географические особенности автономии. Эти и другие факторы начали со временем тормозить развитие экономики нашей области. В результате регион существенно отстал в своём экономическом и социальном развитии от большинства районов Алтайского края, не говоря уже о других регионах Западной Сибири.
В силу всего вышесказанного 3 марта 1989 г. на заседании Горно-Алтайского облисполкома было принято решение: «…предполагаемый выход из состава Алтайского края и последующее повышение государственно-правового статуса области вынести на широкое обсуждение общественности, а также рассмотреть эти вопросы на ближайшей сессии областного Совета народных депутатов». Это решение и выработанные облисполкомом предложения о выводе автономии из состава Алтайского края были направлены в Президиум Верховного Совета РСФСР и Совет Министров РСФСР. Нашли своё отражение указанные выше вопросы и в записках, направленных 7 июля в Президиум Верховного Совета РСФСР и 7 августа 1989 г. Председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р.Н. Нишанову. Соответствующие телеграммы были направлены тогда и в адрес центральных органов власти. Кроме того, данные вопросы активно обсуждались общественностью. Без преувеличения, это обсуждение приняло общенародный характер. Повсеместно состоялись сессии городского, районных, сельских и поселковых Советов народных депутатов. На сессиях городского, пяти районных, 35 сельских Советов были приняты решения о выходе области из состава края и непосредственном подчинении её центральным органам власти.
Иначе говоря, вопрос о выходе автономной области из состава Алтайского края ставился открыто. Он широко обсуждался и в СМИ. Наиболее развернуто, грамотно, политически и юридически обоснованно идею самостоятельности Горного Алтая как полноправного субъекта Российской Федерации сформулировал тогда С.С. Тюхтенев, работавший в то время главным редактором областной газеты «Алтайдын Чолмоны», в своей статье «Где наши «губернские» права?». Наряду с нею на страницах областных газет «Алтайдын Чолмоны» и «Звезда Алтая» появились тогда статьи на эту тему известных поэтов и общественных деятелей нашей области В.О. Адарова, Б.У. Укачина и других. Необходимо отметить, что руководители края не предпринимали каких-либо активных действий в ответ на инициативы руководства нашей области. Не было ни встреч, ни консультаций между партийными лидерами Барнаула и Горно-Алтайска по обсуждавшимся в области вопросам. Видимо, волна демократизации общества и идея построения социализма с «человеческим лицом» на всей территории нашей страны способствовали смягчению напряженности между краем и автономной областью.
Примечательно, что именно в это время состоялся пленум ЦК КПСС, обсудивший вопрос «О национальной политике партии в современных условиях», признавший необходимость реформ и в сфере межнациональных отношений. При этом он определил и направления новой национальной политики: преобразование Советской Федерации; расширение прав и возможностей всех форм и видов национальной автономии; обеспечение равных прав каждого народа, удовлетворение специфических интересов каждой национальности; создание условий для свободного развития национальных культур и языков – укрепление гарантий, исключающих всякое ущемление прав граждан по национальному признаку.

Продолжение в следующем номере

Comments

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: