Горно-алтайские любители театра, следящие за сценическими новинками, должно быть, уже обратили внимание на постановки недавно появившейся на местной сцене творческой экспериментальной студии «ТЭС». Молодежный коллектив, представивший зрителю свой свежий взгляд на театральное искусство, был образован в сентябре прошлого года. Основателями студии стали актриса Национального драматического театра им. П.В. Кучияка Татьяна Синькова и режиссер Михаил Кулунаков, выпускник Санкт-Петербургской академии кинематографии. Они поставили цель создать площадку для молодых постановщиков, желающих отойти от традиционного формата, в котором работает Национальный театр, и попробовать творить в самых современных стилистических формах.
Для своих постановок студийцы выбрали Малый зал. Они считают, что его камерная, интимная атмосфера, предполагающая тесный контакт со зрителем, больше подходит для реализации их устремлений. В частности, они работают с произведениями известных драматургов XX века, привнесших в театр новаторские идеи, в том числе таких знаковых, как Жан Жене и Славомир Мрожек.
Михаил Кулунаков уже поставил спектакль по пьесе Жене «Служанки», к которой, как мы помним, в 90-е годы обращался Роман Виктюк, и «В открытом море» по Мрожеку, предложив свои оригинальные трактовки их актуальных для нынешней публики смыслов. В настоящее время в театре продолжает собирать зрителей постановка Татьяны Синьковой «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. Автором четвертого спектакля «ТЭС» стала выпускница Алтайской государственной академии искусств Валерия Дударенко, поставившая пьесу «Человеческий голос» знаменитого француза Жана Кокто.
Экспериментальный характер режиссуры студии, которую Татьяна Синькова определяет как «авторскую», дает возможность идти своим путем, не боясь ошибаться и что-то менять уже в процессе работы над спектаклем. «Фирменные знаки» молодых режиссеров – использование в качестве литературной основы постановок современной драматургии и нетрадиционный подход к подаче материала зрителю, предполагающие его интеллектуальное «включение» и соучастие в театральном действе.
Для очередного спектакля, над которым студийцы работают сегодня, Татьяна Синькова пригласила свою однокурсницу по Высшему театральному училищу им. М.С. Щепкина молодого постановщика Ленару Гадельшину, которая, как и Татьяна, является ныне студенткой режиссерского факультета ГИТИСа.
Спектакль, получивший название «Я. Мы. Город», будет представлен горно-алтайской публике совсем скоро – 3, 4 и 5 апреля. Его автор использовала новый не только для Республики Алтай, но и в целом для российского театра жанр вербатим. Это, по сути, документальная стилистика – в основу постановки положены действительно имевшие место события из жизни реальных людей. Их-то монологи и сплетают ткань готовящегося сценического представления.
Написанию сценария предшествовала большая нелегкая работа. Для начала нужно было найти таких людей, которые захотели бы услышать свою историю со сцены театра. Татьяна бросила клич в социальных сетях, и желающие нашлись – с кем-то авторы постановки общались виртуально, с кем-то – вживую. Это горожане разного возраста, пола, профессий, национальностей, вероисповеданий, социального положения и т.д. Учителя, врачи, политики, спортсмены, журналисты – все вместе они и составят «город». Их жизненные коллизии, многие из которых, заметила Татьяна Синькова, не были доверены героями спектакля никому, даже близким и друзьям, будут озвучены на сцене актерами, при этом прототипы персонажей, естественно, сохранят инкогнито.

Справка «ЗА»:
Вербатим (от лат. verbatim – дословно), или документальный театр, – вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX — XXI веков. Типологически соответствует литературе нон-фикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами.
В нашей стране этот жанр впервые был использован в спектакле телевизионного политического театра «Почему убили Улофа Пальме?» (1987 г.) драматургами Георгием Зубковым и Андреем Красильниковым. Первый русский вербатим-спектакль – «Угольный бассейн» кемеровского театра «Ложа».
Опорой жанра вербатим в России является московский Театр.doc.
В жанре вербатим поставлен спектакль Академического театра им. Вл. Маяковского «Лакейская».

Фото В. Сухова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *