дома » Статьи » Почему бы не вернуть старый уклад?

Почему бы не вернуть старый уклад?

К любому делу, особенно связанному с жизнью в деревне, надо подходить взвешенно, а с точки зрения истории — рационально и объективно, поделился своим видением на современное состояние органов местного самоуправления лидер ветеранского движения Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Алтай» Анатолий Михайлович ЧИЧИНОВ.

Если обратиться к истории российского самоуправления, то были и лучшие времена, и худшие, рассуждает он.
— На мой взгляд, периоды с 1900 года по 1917-й и после нэпа — с 1922 по 1927 год явились самыми благоприятными для развития села. Почему? Потому, что вопросам землеустройства в России именно в это время уделили большое внимание.
На основе тех норм, которые определило правительство страны, вышел Указ царя о наделении крестьян землей, согласно которому каждому жителю полагалось по 15 десятин (одна десятина равна 1,09 га). Все получили наделы. Правда, на нашей территории, в горном Алтае, распределять земли стали позже — примерно в 1912 году.
Кроме того, все вопросы, связанные с жизнью сельчан, решались в самом селе, где авторитетное мнение оставалось за двумя людьми, а ими были староста и писарь.
Они вели все дела, в которые волостные начальники не вмешивались никоим образом. Все решалось на сходах. Если, к примеру, вопрос доходил до рассмотрения на уровне губернии, то, как правило, там говорили: как сход села решил, так и должно быть. Думаю, отсюда сегодня нам и нужно танцевать.
В 1925 году по решению власти Советов землеустройство было пересмотрено, но при этом в документе отмечалось: землю за населением сел оставить в пределах имеющихся наделов. Фактически новая власть согласилась с царским решением.
В указанные периоды было полное самоуправление. Местная власть решала многие серьезные вопросы, вплоть до важнейшего – наделения землей.
С приходом коллективизации все в корне поменялось. Земли отдали колхозам, практически отобрав у крестьян. Трудная ситуация на деревне сохранялась до 1960-х годов, когда наше государство немного поднялось, отошло после тяжелейших испытаний войной.
В 1930-х, при том, что самоуправление никто не отменял, реальная власть перешла к партии, которая вела административное направление. Это был роковой шаг для сельской жизни.
Между тем росла хозяйственная власть. Например, кто сейчас вспомнит секретаря парткома в том или ином селе? Да никто. А вот о крепких хозяйственниках расскажут.
Таким образом, на селе сложилось троевластие из партийных, советских и хозяйственных органов управления, но главенство всё же было за партийным комитетом.
В современной России все ликвидировали, упразднили. С 1991 года власть перешла к администрации села и сельсовету.
Почему не было большого стимула для работы в советский период? Потому, что появлявшиеся колхозные излишки изымались в пользу государства.
Стимула и сейчас нет — бюджет урезается в пользу райцентра. Известная в народе мудрость гласит: «Бедный крестьянин — бедная страна!» Поэтому при распределении государственных ассигнований следовало бы учитывать интересы села. А вообще необходима система, поддерживающая развитие сельской местности.
В добавление к сказанному Анатолий Чичинов привел мысли ученого-агрария из Томской области, озвученные на одном из сельскохозяйственных форумов. Ветерану показалась рациональной его идея: «Прежде чем говорить о самоуправлении, решите сначала вопрос о земле. Территория в радиусе 10 — 15 километров должна принадлежать селу, а все вопросы надо решать на сходах: кому, сколько и т.д.»
К сожалению, в стране никто не слышит подобных предложений, посетовал Анатолий Михайлович.
Сегодня осложняет ситуацию и то, что многие сельскохозяйственные площади, розданные по паям, скупленные, сданные в аренду, не используются по назначению. Между тем немало желающих заняться фермерством. Опять же, изъять землю – далеко не простое дело.
Но пробовать надо! Нет, не изымать угодья, а на примере хотя бы одного сельского поселения попробовать устроить уклад, похожий на тот, что был в первой половине прошлого века, конечно, с учетом нынешних реалий…

Записала Наталия Манышева

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: