Война в судьбе семьи

Дата:

«У моей бабушки Татьяны Степановны Саруевой было шестеро детей. Четверо из них – участники Великой Отечественной войны», – пишет в своем письме Галина Георгиевна Коровина.

Болело сердце за Украину

Сын Вениамин 1917 года рождения в 1938-м был призван на военную службу. Начал он ее в Приморском крае на ст. Лазо в 151-м кавалерийском полку пулеметного эскадрона. Там окончил полковую школу, получил звание старшего сержанта. Вернулся в свой эскадрон, стал командиром.
В письме с фронта, адресованном младшему брату, он написал: «2 сентября 1941 года под Кременчугом, когда бои шли за переправу через Днепр, ранило в левое бедро пулей. Это произошло в небольшом селе, там стояли немцы. Были в разведке с четырьмя бойцами. Зашли ночью в село. Когда начали выходить, они (немцы), видимо, решили схватить нас, кокнуть. Но мы благополучно смылись, хотя с большим трудом (троих из нас ранило). После этого я попал в госпиталь в Кисловодске. Пуля в кость не попала, пролежал два месяца, и выписали в запасной полк».
26 сентября 1943 года в письме он писал: «Почти все села сожжены до одной хаты. Когда проезжаешь села, так вместо красивых аккуратных украинских хат видишь обгорелые стены, да торчат высокие столбы. Коровы и телята по дороге валяются застреленные. Даже маленькой копны соломы в поле нет. Мало того, нет дома, откуда бы не были увезены сын или дочь. Словом, вся молодежь от 26 лет и старше увезена в Германию».
В письме сестре (моей маме) от 18 декабря 1943 года, когда начали освобождать села и города, писал: «Маруся, как твоя работа идет, как готовишь будущих культурных строителей? Здесь, на освобожденной нашей земле, снова восстанавливаются школы, детишки с радостью и гордостью идут учиться. Когда вижу этих маленьких людей с сумками, вспоминаю детство. И как я бесконечно рад, вполне разделяю радость этих будущих строителей. Честь и хвала вашей армии учителей. Если бы я мог, то всем учителям сказал бы мое большое солдатское спасибо. Итак, желаю тебе, моя сестрица, больших отличных успехов.
Мама, как чувствуете себя? Не поддавайтесь ничему, не теряйте былую гордость. Вот поразгоним всех фрицев, все соберемся опять к Вам».
Вениамин сражался за освобождение Украины. В каждом письме просил написать о мирной жизни. Спрашивал, как колхоз работает, что посеяли, какой получили урожай, сколько заготовили сена, как живут колхозники, кто из односельчан вернулся с фронта. Всем родственникам передавал привет и в каждом письме писал: «Разобьем фашистов, и все вместе соберемся».
Мне в каждом письме писал: «Здравствуй, Галочка! Как твои дела? Чем занимаешься? Помогаешь ли бабушке?» В письме от 26 сентября 1943 г. писал: «Галочка, я твое письмо читаю день и ночь и все не кончу. Сохраню их все, когда приеду, расшифруем. Ладно? А сейчас я тебя целую много-много раз».
Свидеться не пришлось. 26 июля 1944 года получили похоронное извещение: «Ваш сын старший сержант Саруев Вениамин Федорович, уроженец с. Онгудай, в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство, мужество, был убит 10 апреля 1944 г., похоронен юго-западнее окраины с. Марентань Одесской области». Ему было 27 лет, шесть из которых он отдал службе в армии.
Его мама, моя бабушка, Татьяна Степановна до последних дней своей жизни ждала весточку от него. Все говорила: «Сходи посмотри в почтовом ящике, может быть, пришла весточка от Вениамина». Не могла поверить, что так нежно любящий ее сын мог погибнуть на войне. Она сохранила около 80 его военных писем.

Пережившие блокаду

В 1940 году успешно окончила Ойротский педагогический техникум младшая дочь моей бабушки Мария Федоровна 28 декабря 1921 года рождения (двух бабушкиных дочерей звали Мариями, старшая Мария – моя мама, о младшей речь идет сейчас). Для продолжения обучения ее направили в Ленинградский пединститут народов Севера им. Смидовича.
Вместе с ней поехала ее старшая сестра Александра Федоровна, мечтавшая поступить на журналистский факультет. Но опоздала, набор студентов уже полностью закончился. Она отдала документы в Ленинградский пединститут на литературный факультет. До поступления в институт Александра Федоровна проработала шесть лет. В 1934-м окончила Ойротский педтехникум. Работала учителем в Онгудайской образовательной школе. Была учителем года, награждена грамотой, премирована. В 1935-м ее направили в райком ВЛКСМ зав. отделом пионеров. В 1936 году перевели ответственным секретарем и переводчиком газеты «Будь готов!» («Белен бол!»). Затем – в Ойротский филиал Объединения государственных издательств (ОГИЗ) – переводчиком и редактором детской художественной литературы. В 1937-м ее направили на курсы редакторов-переводчиков в Москву. С 1938 года она стала редактором ойротских учебников и художественной литературы в национальном издательстве.
Обе сестры окончили первый курс. Собрались ехать домой на каникулы, но началась война. Александра Федоровна писала в автобиографии: «Когда началась Великая Отечественная война, по распоряжению Наркомпроса всех бывших учителей национальных школ отправили по своим краям на учительскую работу. В дни войны я считала своим высшим долгом защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков непосредственно на фронте, поэтому ехать в свой Алтай отказалась. По зову партии осталась оборонять город». Такое же решение приняла ее младшая сестра Мария, она тоже добровольно осталась защищать Ленинград. Обе вступили в дивизию народного ополчения. Окончив курсы, работали в госпитале. Вместе со всеми ополченцами рыли траншеи, окопы, возводили дзоты, ночами дежурили, чтобы вовремя погасить фугасные бомбы. Александра Федоровна участвовала в обороне Пушкино, Пулково, а затем непосредственно Ленинграда. Участвуя в обороне Северной столицы, получила тяжелую контузию и лишилась слуха. За период блокады, конечно, от них не было сообщений. Во время войны бабушка была радистом, в ее доме был установлен аппарат, и в определенное время она включала радиовещание. На улице возле кузницы стоял высокий столб, и на нем был установлен радиорепродуктор, который все село извещал о военных событиях. Бабушка первая в селе услышала, что из Ленинграда эвакуировали детей и ополченцев. Первую весточку от Марии она получила в конце февраля, что они доехали до Новосибирска. Александру Федоровну сняли с поезда и госпитализировали. Мария Федоровна, пройдя медицинский осмотр, вернулась домой. Я помню, что бабушка все плакала, по ее щекам текли слезы. Я спрашивала: «Мама (так звала свою бабушку), что вы все плачете?» Она отвечала: от счастья, радости, что вернулись дочери. Я про себя думала: как можно от радости плакать, нужно смеяться. Позже, после курса лечения, приехала Александра Федоровна.
В начале мая, окрепнув, восстановив свои силы, Мария уехала из дома с мечтой продолжить учебу. Послала документы в Московский пединститут им. В.И. Ленина, сообщив о том, что окончила полностью первый курс в Ленинградском пединституте. Её приняли на филологический факультет, который она успешно окончила в 1948 году. Сразу после института поступила в аспирантуру. Защитила диссертацию. Во время учебы в аспирантуре вышла замуж за черкеса М.М. Сакиева. У них родилась дочь, затем – сын. В своей статье «Дороги судьбы» Л. Бекизова, доктор филологических наук, член Союза писателей, писала: «Когда женщин Карачаево-Черкесии по давней традиции называют горянками, Марию тоже причисляют к ним, потому что ученый-лингвист, кандидат филологических наук, педагог, коммунист Саруева отдала сердце и знания второй своей Родине – Карачаево-Черкесии».
Александра Федоровна после возвращения домой осталась жить в Улите. Постепенно к ней стал возвращаться слух. Она не могла сидеть дома без дела. Война продолжалась. В трудные годы она, еще не совсем здоровая, выступала перед тружениками села с лекциями и докладами, рассказывала о событиях на фронте, выпускала стенгазеты со своими стихами и рисунками. Ходила по стоянкам, где в период весенне-летне-осенних кампаний работали колхозники, и подробно рассказывала о военных действиях Советской армии. Ее направили уполномоченным в колхозы района.
К концу 1942 года, почувствовав себя здоровой, с вернувшимся слухом она уехала из Улиты в Ойрот-Туру. Ее направили преподавателем в Ойротский областной национальный рабфак. В феврале 1943-го пригласили на работу главным редактором облрадиокомитета алтайского национального радиовещания и зампредседателем.
В 1943 году Александра Федоровна решила продолжить учебу в московском вузе. Поехала в столицу. Там почувствовала себя плохо. Болезнь стала прогрессировать, и она снова лишилась слуха. Длительное время лечилась. После пожизненно получила инвалидность первой группы.
Александра Федоровна целиком отдалась профессиональному литературному творчеству. В 1958-м была принята в члены Союза писателей СССР. Ею написаны стихотворения, проза, поэмы на алтайском и русском языках. Писала и детские рассказы, стихи. В своих произведениях отражала темы Родины, дружбы народов, труда, борьбы за мир, молодежи, счастливой жизни. Она умерла в 1980 году после продолжительной болезни.

Продолжение следует.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Горно-Алтайске пройдет ежегодный фестиваль «Книга Алтая»

Одиннадцатый ежегодный фестиваль «Книга Алтая» пройдёт с 8 по...

«Манжерок» запустил специальный тариф для школьников

Всесезонный курорт «Манжерок» запустил специальный тариф для школьников. Акция...

Под счастливым числом

Сегодня, 29 марта, в Перинатальном центре Республики Алтай по...

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...