Воспоминания Сказание о школе Чарышской долины…

Дата:

 

Посвящается   Учителчм…

      Самая прекрасная пора в  жизни любого человека – это детство, звонкое, самое светлое. Детство, а затем и ранняя юность связаны со школой. Здесь  всё в первый раз: первое открытие, первая победа, первая любовь… Все эти чудеса мы проживаем в школе. А какая она, наша школа – школа, где работают  и учатся люди Чарышской долины, люди горы Темир-Туу? Я расскажу о жизни нашей школы: с конца шестидесятых годов 20-го века  и о переходном времени – начале нового тысячелетия.  Расскажу о трёх поколениях моей школы: о моих учителях, коллегах и наших учениках, выбравших эту профессию. Есть такая профессия «сеять разумное, доброе, вечное»…

Первой  моей учительницей была  Санашева Галина Ивановна. Необыкновенная  и незабываемая.  Она  – посланник света, солнца  и добра.  Для нас, малышей, всё было новым и незнакомым:  буквы,  слова, парты и даже мел… Взяв каждого малыша за руки, наша учительница повела нас по жизни. Галина Ивановна дала ответ на одни из самых главных вопросов: зачем человек живёт на земле, и как ему жить? Он живёт на земле честным трудом, умножая добро.  Нашими учителями также были Саналова Галина Былыевна, Некёрова Анна Чагиевна, Кудачина Валентина Васильевна, Чунижекова Анна Ярдашевна  – люди, посвятившие свою жизнь  учительству – этому тяжёлому, изумительно-радостному труду.

Директором работал Санашев Алексей Табуевич. Какие цели ставила школа? Как  и чему учить  деревенских ребятишек? Какие качества надо развивать, чтобы они стали  личностями? В будущем, выбрав учительскую профессию, я поняла,  что тогда наши педагоги владели тем самым «инструментарием» для развития личностных качеств, говоря современным языком – инновационными педагогическими технологиями. Помню сказочную снежную бородатую голову Руслана, которую соорудил Тысов Максим Куйрушевич  вместе со старшеклассниками,  как поднимаясь по снежным лесенкам и спускаясь по ледяным виражам «затылок – рот», катались с упоением, до потери чувства реального времени. Для нас это казалось чудом – сколько радости, праздника было в душах маленьких,  и не только у них, но и у взрослых людей! Это «архитектурное сооружение» – продукт коллективного творческого дела  «Снежная сказка».  Коллективное занятие –  педагогическая технология, когда школьная жизнь – это постоянная забота друг о друге, об окружающих людях на пользу  и радость всем.

Санашевым Алексеем Табуевичем, как руководителем школы, были определены и  поставлены  чёткая концепция и стратегия развития школы. Затем директором стал Шодоев Николай Андреевич. Для этих руководителей основным кредо было «Чтобы делать что-то иначе, надо уметь  и видеть иначе». Директора нашей школы – носители педагогической философии, они сделали акцент на самом человеке, на его внутреннем мире, на самопознании, саморазвитии и самореализации. Содержание образования они видели  в развитии личностных качеств ребёнка, а учебные предметы и воспитательные мероприятия –  считали средствами развития личности. А какие качества называются  личностными?  Важно отметить, что личностные качества, как жизненно важные, необходимы человеку на протяжении всей его жизни, чтобы быть здоровым, успешным и счастливым. Личностные качества физические и мыслительные – это сила, здоровье, ум. Эмоционально-чувственные качества – такие как честь, достоинство и патриотизм. Поведенческие качества, коммуникативные и творческие  –  это трудолюбие,  ответственность, терпимость,  творчество и любовь. Приоритетом нашей школы были воспитание и обучение на духовности, основанные  на ценностях «истина», «доброта» и «красота». Красота моих педагогов – внутренняя и внешняя.  Остались в детской памяти красивые серёжки Чунижековой Анастасии Степановны, её статная фигура. Пышные волосы и красивое лицо Саналовой Галины Былыевны, длинные каштановые волосы, отливающие золотом, и аристократизм Махалиной Натальи Степановны, изящество и пластика Кестелевой Надежды Егоровны. Я помню, вернее, ничего не помню, кроме слов «Туманность Андромеды»… Это был урок астрономии, и вела его молодая учительница  Сапышева Клара Николаевна. Нам,  маленьким девчушкам, она казалась идеалом красоты… Мы сидели и слушали ее открыв рот. Такысова Анна Табуевна – икона стиля, всегда одетая  уместно  и со вкусом.  Эстетичная внешность Ишминой Марии Торбоковны:  на улице дождь, грязь, а у неё абсолютно чистая обувь. Мы недоумевали: «Мария Торбоковна, наверное, передвигается по воздуху, поэтому у неё всегда чистые сапоги!» Отметим гармонию и красоту  Шодоевой Александры Григорьевны и  Телёсовой Анны Николаевны – в речи, манерах,  во внешности и работе. Помимо внешней красоты  наши педагоги  были красивы душой. Их внутренняя красота – это  благородство, порядочность и честь.

Знать свою культуру, язык учили Чичканов Николай Чичканович, Кулаков Макар Попоевич, Тысова Нина Санашевна, Кудирмекова Тамара Григорьевна. Меня удивляли  начитанность, глубокие познания русского языка и литературы Чичканова Николая Чичкановича. Он использовал в своей речи образные средства: афоризмы, поговорки, крылатые слова, цитаты классиков. Особенно осталась в памяти «Валюха-горюха». Мне было интересно, хотелось поскорее прочитать  и  узнать, из какой  же книги эта цитата  и что она означает. Нельзя не отметить безупречного  владения литературным словом Кулакова Макара Попоевича – его речь лаконичная, эмоциональная, не раздражающая, вызывала большой интерес. Никогда не забудем уроки Тысовой Нины Санашевны и  Кудирмековой Тамары Григорьевны.  Они прививали нам любовь к своему родному языку, мы тогда зачитывались алтайским героическим эпосом – квинтэссенцией духа народа. Наши учителя приобщали нас к великой алтайской  культуре  – нашим сказкам, легендам, мифам, прозе и поэзии. Они говорили, что в  наших пословицах, поговорках – формулы самой жизни. Николай Чичканович, Макар Попоевич, Нина Санашевна, Тамара Григорьевна учили нас правильно говорить на родном языке и выражать свои мысли.

Уроки истории, которые вёл Санашев Алексей Табуевич,  навсегда с нами.  Маленьким детям, он казался человеком-монолитом: могучий, немногословный. Он никогда не повышал голоса, но его все слушались. Такими качествами обладают великие полководцы, и кажется, не случайно  он преподавал историю. Мне, маленькой девочке, казалось, что наш учитель –  один из этих полководцев, уж сильно он походил на них, так рассказывал, как будто он –  участник всех этих исторических событий.

На своих  уроках наши учителя преподавали свой предмет, постигая его глубинный смысл, задаваясь вопросами: «Что я преподаю? Как я преподаю (какие методические приёмы использую на уроке?). Зачем я преподаю (в каких жизненных ситуациях могут быть использованы знания, полученные на моих уроках)?» И они учились друг у друга, занимались  самопознанием, саморазвитием, самореализацией. На уроки  Такысовой Анны Табуевны  мы шли с удовольствием. Учиться у нее нам было легко, радостно и весело. Хорошая школа – та, в которой много смеются, хороший учитель – тот, кто вселяет в своего ученика много радости. Она – цельная органическая личность. Редкостная, незаурядная учительница; её самозабвенное служение вызывает огромное уважение.

Окончив школу, мы учились в других учебных заведениях: по истории и философии у нас всегда были пятёрки – такие глубокие, прочные знания давала  наша любимая  учительница.  Помню  чёткость, точность Марии Торбоковны –  так объяснит решение трудной задачи, что понятно раз и навсегда.  Детям нравились её требовательность,  в меру строгость, принципиальность, и мы  испытывали к ней  бесконечное уважение и безграничную любовь, а её предмет –  математику – понимали и любили  все дети! Наши мальчишки высоко ценили честность, справедливость Кестелева Василия  Васильевича, а наши девочки и молодые коллеги восхищались его быстрым решением нестандартных  химических задач. Мама нашего учителя Кестелева Байчыл Иркитовна – Герой Социалистического Труда Республики Алтай. Мы гордимся Героями нашей Чарышской долины! Кестелева Надежда Егоровна и Махалина Наталья Степановна – сильный  учительский «дуэт»  по преподаванию природоведения и  географии.   Мы до сих пор    помним все столицы государств, отлично  знаем карту и ориентируемся по ней.  Сапышев  Михаил Кудюшевич был  и остаётся самым «загадочным» учителем. Как  он прививал интерес к физике, как доступно объяснял серьёзные научные вещи! Наглядно –  на опытах,  на показах диафильмов, кинофильмов. В те далёкие 70-е годы он  владел современными педагогическими технологиями,  и успешно применял их в своей работе. Нестандартные уроки астрономии: мы разглядывали ночное небо  в телескоп,  удивлялись красотой  звёздного купола.  Каждый его урок  был неповторимым, мы всегда сидели  в ожидании физического чуда.  Мы  помним уроки биологии  и химии Чуруптановой Тойке Оштековны,    они были интересными и любимыми. Мы понимали  материал с полуслова, как ей это удавалось? Всю жизнь хотелось быть такой учительницей, как   Тойке Оштековна! Уроки  Чендыевой Раисы Каткачиновны отличались тем, что там царили одновременно дух математики и добра. Мы могли покапризничать, пожаловаться на «трудности школьной жизни», она всех  обогревала своим теплом  и  прощала наши человеческие слабости. Очень  любила своих учеников,    искренне переживала за нас –  дети отвечали ей взаимностью. Затем она – учитель начальных классов. Её первоклашки – самые любознательные, самые талантливые, самые-самые.  Сапышева  Клара Николаевна  – мыслящий, благоразумный педагог. «Сильный математик» – так говорят у нас дети и их родители. Её блестящий ум, сила воображения, широта и активность души, безупречное знание школьной и высшей математики, математическая индукция Клары Николаевны до сих пор в памяти её  учеников.

Наш мир целостный, мы сами целостны от природы, следовательно, должно быть целостным  и наше образование. Оно должно быть интегрированным – это  использование материала из родственных  предметов и  информации из разных сфер жизнедеятельности.  Помню  интересные уроки обществознания, которые вёл  Шодоев Николай Андреевич, вот где он применял принцип «интегрированности» современной системы образования. На уроках Николай Андреевич отбирал проблемы и аргументы, требующие выхода в разные сферы знаний, использовал информации из разных жизненных ситуаций. Мне кажется, что он тогда, опережая время, разработал интегрированные курсы «Естествознания», «Человековедения», «Культурологии», «Алтайской философии». Николай Андреевич –  учитель- философ – думал о слиянии философии, науки и религии; религию рассматривал как одно из духовно-философских  учений.  В будущем  все свои идеи  он  изложил в книге «Алтайский билик» и многих других изданиях. Книги в самобытной образной форме доносят до наших дней древнее целостное знание и многовековое наблюдение человека за процессами природы. Уравновешенность духа, характера, постоянство сердца, уверенность в поступках, безупречная честность – сильные стороны его человеческой натуры.

          Нельзя не отметить труд наших школьных работников, которые заботились о здоровье детей. Наша школа всегда отличалась чистотой.  Эту чистоту создавала нам Мамина-Кулакова Ирина Кыдрашевна.  Ирина Кыдрашевна – образец женственности, мудрости,   порядка и огромного трудолюбия. Эта хрупкая женщина всё лето работала в школе: покраска, побелка, косметический ремонт. Сюнюшева Анна Табачиновна, помню её калачики, ничего вкуснее в жизни  я не пробовала,  и не встречала. Мы выстраивались в большую очередь,  и каждому маленькому человечку хватало: и калачик, и внимание, и любовь Анны Табачиновны. Она пекла эти вкусности у себя дома, а потом приносила нам в школу. Ирина Кыдрашевна и  Анна Табачиновна  дарили детям  свой мир,  где всегда – любовь, тепло, и радость. Мы не знаем других признаков превосходства Ирины Кыдрашевны и  Анны Табачиновны,  кроме их доброты.

          У нас была интересная школьная жизнь. Наша школа богата своими традициями – это праздники: День знаний, праздник Великой Октябрьской социалистической революции, новый год, День Советской армии и Военно-морского флота, день рождения В.И. Ленина, праздник Первомая и День великой Победы, день рождения Всесоюзной пионерской организации. Все праздники готовились и проводились советом пионерской дружины и комсомольским комитетом школы. К дню рождения В.И. Ленина под руководством Шодоева Николая Андреевича, был создан  школьный ленинский зал. Как мы восхищались и радовались  этим коллективным творческим делом: «У нас в школе есть собственный ленинский зал, как в больших городских школах!» На торжественных линейках проводились пионерские сборы дружины с рапортами, речёвками: приём октябрят в пионеры, незабываемый пионерский костёр,  чествование ветеранов Великой Отечественной  войны и тружеников тыла, встречи с интересными людьми села, творческие отчёты. Политические праздники сопровождались демонстрациями: праздничное шествие совершалось по всем улицам нашего села, как в больших городах. Мы испытывали гордость за свою школу, что идём в ногу со временем,  и  чувство единства с нашей Родиной  – Советским Союзом. Работа общего сбора – это забота об окружающем мире, развитие всех и каждого –  это социальная активность,  творчество и  товарищество. Всей работой руководила старшая пионервожатая  Содоева Любовь Михайловна –  человек неравнодушный, со светлым умом и правдивым сердцем. Помню трудовые атаки и десанты: заботу о престарелых, заготовку дров для ветеранов войны и труда, для школы и колхоза, заготовку корма, сена для колхозной скотины, стрижку овец, чёску коз, сакман, помощь чабанам, расчистку навоза. Помню, как пятнадцатилетние девчушки вручную  стригли колхозных овец – вся ладонь в трудовых мозолях, и первую зарплату – 45 рублей, тогда это были большие деньги! В школе работал летний трудовой лагерь. Там кашеварили Кадышева Антонина Антоновна, а потом  эстафету переняла Оспанова Мария Отрадовна. Какая была вкусная еда, приготовленная с любовью  и  душой! Как детвора любила их  и была благодарна Антонине Антоновне и Марии Отрадовне! Проводились экологические десанты: помощь лесничеству, расчистка гор и лесов. Кипела работа на пришкольном участке: посадка, прополка картошки и других овощей. Всюду был порядок: все грядки с табличками, велась опытническая работа, нацеленная на конечный результат. Целое овощное «царство»! Несбыточная, недосягаемая  мечта всей детворы!  Мы тогда совершали ночные «набеги», но этот «секретный» объект надёжно охраняли старшеклассники  вместе  с  Санашевой Галиной Ивановной. Руководила всей этой работой биолог школы Тюрмина Мария Ивановна – человек огромного трудолюбия, вдохновенный, с огромным учительским и жизненным опытом. Собирали материал о ветеранах войны и труда, об истории села, экспонаты для краеведческого музея школы, села. Школьный музей приобрёл статус республиканского, у истоков которого стоял Шодоев Николай Андреевич. Следует отметить работу средств массовой информации: еженедельно выпускалась  сатирическая  газета «Оса», о нарушителях законов школы, школьное радио сообщало нам свежие новости.  Художественные делами занималась Кестелева Надежда Егоровна – одарённый педагог, олицетворение изящества и таланта. Надежда Егоровна учила маленьких девочек танцам народов мира. Она рассматривала детский танец как фактор приобщения детей  к хореографическому искусству. Помню индийский танец – горячие аплодисменты, высокие оценки жюри. Мы заняли первое место, и нам дали возможность выступить на областной сцене, аккомпанировал на баяне  Ефтифеев Орузбай Сергеевич  – передовой шофёр, один из самых уважаемых людей колхоза  «Ленинский наказ». Надежда Егоровна, в детской памяти остались ваши  сказочные танцы, ничем не уступающие современным, ни по композиции, ни по ритму, ни по технике!  Принимали участие в районных художественных смотрах. Как нас готовили наши педагоги под руководством несравненной Анны Табуевны! Она устраивала незабываемые праздники, учила сценическому мастерству –  мы  всегда  занимали призовые места  на  районных художественных смотрах. Спортивная и военно-патриотическая  жизнь школы проходили под девизом «Бодрость, сила и здоровье». Военная спортивная игра «Зарница» проводилась военруками школы Санашевым Алексеем Табуевичем, Кергиловым Петром Васильевичем  и учителем физкультуры   Кокулековым Геннадием  Ойноткиновичем,  людьми, преданными  своему делу. Затем эстафету приняли Бадиков Геннадий Григорьевич,  Асасыров  Альберт  Бостонович,  Такысов Борис Алексеевич, Чичканов Арсен Владимирович. Эти игры проходили на одном дыхании – чётко, организованно,  нам всем хотелось одного – ещё раз повторить. Мы любили спорт. Во всех видах спортивных соревнований, таких  как  лёгкая атлетика, футбол, волейбол, хоккей, гандбол, греко-римская борьба, скалолазание,  ученики  нашей школы занимали призовые места. Люди нашего села и стар и млад,  дружат со спортом, каждый второй житель нашей деревни  – спортсмен.

Хочется особо отметить Асасырова Альберта Бостоновича – прекрасного учителя, настоящего человека, героя, который спасает других  ценой собственной жизни. «Душу –  Богу, сердце – детям, жизнь – людям, честь – никому» – вот такой кодекс правды и жизни  Асасырова Альберта  Бостоновича.

          Навсегда  в детской памяти осталась туристская «сюита» Чуруптановой Тойке Оштековны. Мы стали настоящими туристами, овладели всеми секретами этой категории романтиков – людей, любящих дорогу, горы и костры. Завоёвывали все награды школьных, районных, областных туристских слётов, соревнований, полос препятствий  в туризме, а также и  в жизни, как нас учила Тойке Оштековна. Мы помним – как шли по горам и долам, по узким тропинкам, преодолевая маршрут «Горно-Алтайск – Манжерок», ориентируясь по компасу и карте. Наш первый маршрут и первый путь в мир большого туризма. Восторг, удивление, открытие новых горизонтов – всё это переполняло детские сердца  и души. Тойке Оштековна дала  деревенским девчонкам и мальчишкам  путёвку в жизнь и веру в себя! Преемственность всегда  была присуща нашей школе. В дальнейшем  работа секции туризма перешла правопреемнику Тойке Оштековны Мендешеву Геннадию Шалтаевичу,  с достоинством продолжившему дело своего учителя. Геннадий Шалтаевич –  опытный альпинист, который облазил все горные вершины Алтая, Сибири и России. Честность учителя – это благородство его души с его просвещённым умом.  Геннадий Шалтаевич оставил свой след  не только на вершинах гор, но  и в сердцах  своих учеников – талантливых скалолазов-альпинистов. Хотелось особо отметить работу по военно-патриотическому воспитанию, работу военруков школы Санашева Алексея Табуевича, Кергилова Петра Васильевича. Это люди, знающие свою работу  и внёсшие огромную лепту в благородное дело по воспитанию каждого молодого человека,  чарас-баши.  Их ученики поступали в высшие учебные военные заведения, а также достойно несли службу, исполняя свой долг перед Родиной. Они – военные разных чинов и рангов: кто в действующей армии, а кто в отставке. Не зря выпускники нашей школы имеют удостоверения на право ношения  крапового берета –  как символ доблести спецназа. В Усть-Канском районе всего лишь  пять обладателей красных беретов, двое молодых людей  – из нашей деревни, и  они учились в нашей школе.

         А сейчас я расскажу о жизни школы во втором поколении. Спустя некоторое время я сама стала учителем в родной школе. Нам,  молодым учителям, было легче в том плане, что были налаженная работа, материальная база и ресурсы: кадровые, нормативно-правовые, временные. Извечно простые школьные вопросы. Те же самые: «Что, как и зачем преподаем?»  Простые вопросы, на первый взгляд… Мы плечом к плечу со своими вчерашними  учителями, а теперь уже с коллегами,  окунулись в работу. Все учителя –  трудоспособные творческие  люди. Отличительной чертой нашего учительского коллектива было гуманное отношение: ценностное, уважительное, ответственное, основанное на понимании и помощи друг другу. Отличительная особенность нашей школы: в школе всегда раздавался смех. С юмором  мы преодолевали  трудности и решали все проблемы. Вместе с детьми принимали участие во всех делах школы. Наша цель – развитие личности каждого ребёнка. Мы  учились и  росли  вместе со своими учениками, потому что человек учится всю свою жизнь.

 Плеяда учителей начальных классов. «И швец, и жнец, и в дуду игрец» – это о наших педагогах.  Кого ни возьми – певунья, плясунья, сценарист,  методист и режиссёр. Составят сценарий любого урока и воспитательного мероприятия и проведут на самом высоком методическом уровне. Наши учителя: Шодоева  Александра Григорьевна, Санашева Галина Ивановна, Чунижекова Анастасия Степановна,  Чендыева Раиса Каткачиновна, Кестелева Надежда Егоровна, Токтомысова Мария Андреевна, Шортова Светлана Алексеевна, Папаева Клара Ивановна, Самырова Светлана Михайловна, Санашева Любовь Олеговна, Чичканова Айана Владимировна.

          Мария Андреевна – разносторонний человек, у школьной доски она – талантливый педагог, знающий требования федеральных, региональных проектов ФГОС и ФГТ. Методическими разработками, сценариями своих уроков, воспитательных мероприятий она делится со своими коллегами, обобщает и распространяет свой педагогический опыт. Её инновации и приоритеты в образовании публикуются в информационно-методическом журнале  для педагогических работников  «Вестник», сборниках материалов межкурсовых научно-практических конференций. Высшая задача учительского таланта Марии Андреевны – своим трудом дать детям понять смысл и цену жизни. Юмор Марии Андреевны, её изящные шутки и занимательные рассказы о пустяках жизни, её красноречие, остроумие сочетали в себя изысканность и непринуждённость, заражая своей верой в самое лучшее. Её слушали с огромным удовольствием и интересом. Как  высоко мы ценим  удивительные  истории, жизненный  оптимизм, светлую  энергетику Марии Андреевны! Папаева  Клара Ивановна – самая  первая, самая любимая учительница моего сына. Истинно цельный и надёжный человек. Плоды работы учителя –  это его ученики. Клара Ивановна вложила много светлого, разумного и доброго в наших детей. Самырова Светлана Михайловна – одна из знаменитых сестёр Маташевых. Голоса сестёр Маташевых – это  достояние народа. Голос нашей  Светланы Михайловны в том числе. И не только голос, но и её  учительский талант! Простота характера Шортовой  Светланы Алексеевны. Вспоминается афоризм  философа: «Простота характера  – это естественный результат глубокой мысли и гениальности». Человек прост, если его главной заботой является желание быть тем, кем следует быть, то есть честным и естественным». Светлана Алексеевна – человек твёрдых правил, её слова не расходятся с делами, её разум – это понимание добра и зла, её сила – это достижение определённых результатов, доведение дела до конца, планомерно, чётко. Одна из достойных  учителей нашей школы,  дающая глубокие, прочные знания, она –  пример и  образец хорошей дочери своих родителей (как она ухаживала за тяжелобольным отцом!). Благородство, профессионализм Санашевой Любови Олеговны нравились всем потому, что они сопровождались скромностью. Она научила наших детей тому, что сама наилучшим образом знала. На сегодняшний день Любовь Олеговна работает в Усть-Канской школе, приумножая добрые традиции своих школ. Чичканова Айана Владимировна – перспективный, умный, творческий педагог. Главная её добродетель – это душевная деликатность, щедрость, и умение быть благодарной. Сейчас она  работает в особенной школе –  в школе, где учатся глухие дети. Она совершает труд, способствующий гармоничному развитию сил, дремлющих в глухом ребёнке. Айана Владимировна – одна из самых компетентных, незаурядных учителей  этой особенной школы.  Педагоги групп продлённого дня –  Токтомысова Тамара Андреевна, Папаева Наталья Макаровна, Юкубалина Валентина Григорьевна. Тамара Андреевна, несмотря на все жизненные преграды, стойко  прошла весь тернистый путь своего учительства. Школа богата такими   мужественными  людьми, ибо «мужественный человек страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется не страдая»… Тамара Андреевна – пример  сильного духом человека. Наталья Макаровна с доброй улыбкой  встречала и провожала наших детей. Рисунки, поделки из природного материала, лепка из пластилина – все работы её учеников достойны восхищения и удивления. Она развивала все формы творческого воображения малышей. Юкубалина Валентина Григорьевна работала недолго, но оставила незабываемый след учительского таланта в душах, памяти маленьких её воспитанников. Как её любили дети, как к ней ходили домой –  в гости.

Выпускники нашей школы оканчивали школу с серебряными медалями, а высшие учебные заведения – с дипломами  с отличием. Они учились и  учатся в городах: Горно-Алтайск, Ачинск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Бийск, Санкт-Петербург, Москва, Курган  и  т.д..  Начальная школа – это фундамент  образования. Огромная роль учителей начальных классов  бесспорна. С их лёгкой руки души  и сердца маленькие ребятишки школы Чарышской долины «вылетали» в большой мир. И где бы ни находились,  наши выпускники, они  всегда прославляли свою школу, вспоминая самых первых, самых  любимых своих педагогов.

          Учителя  русского  языка и литературы – художники, мастера слова. А   какая основная характеристика правильной речи? Главная характеристика речи – она должна нести добро. Добрая  речь вызывает в человеке  лучшие свойства его души. Доброму слову учили наших детей Санашева Вера Кылбышевна, Махалина Лидия Кузешевна, Чабачакова Алина Ивановна, Толоева Раиса Кыпчаковна. Высокие баллы на  ЕГЭ по русскому языку и на предметных Олимпиадах всех уровней  –  у наших детей и учителей  Лидии Кузешевны и Веры Кылбышевны! Они  работали без спешки и суеты, равномерно и долго. Надежные люди, упорные труженики. Чабачакова Алина Ивановна – учитель высокой эстетической культуры. Разносторонняя личность: и споёт, и станцует,  и научит детей так, что им нет равных. А видели бы, вы, какие она ставит копны! Да, вы не ослушались, – копнЫ! Так вот, её копна – это пример образцового сенометания. Спросите: «Причём здесь копна, стог сена?» А вот в чём дело:  наша школа – сельская, в деревнях народ держит скотину, и  её надо кормить. Поэтому наши девочки, девушки, женщины умеют делать эту тяжёлую  мужскую работу не хуже мужчин, а иногда даже лучше, чего греха таить: косить сено, ставить копны, стоговать – и всё вручную. Целый день,  и в дождь и в зной, трудятся дети и взрослые на полях, в долинах, а то и высоко в горах, у кого где покос. Вечером, а то и поздней ночью приходят домой – поясницу ломит так, что нет сил, а завтра снова на покос. Вот такой  летний отдых сельских учителей и ребятишек! «Круговорот труда в школе». Большие копны, стога ставила Алина Ивановна! При этом ни одного слова о том, как ей тяжело. Она напоминала мне героев произведений Джека Лондона: немногословных, трудолюбивых, честных, мужественных людей. Толоева Раиса Кыпчаковна – пример бескорыстного служения ребёнку. Дополнительно, безвозмездно, не считаясь ни со своим временем, ни со своим здоровьем, она занималась с нашими детьми.

   Алтайский язык – гибкий, нежный, вещный, сочный, живой и  прозрачный. Баграшева Юлия Карандашевна, Сексекова Татьяна Арпаковна, Ефтифеева Наталья Кучалаевна, Чуйчина Нина Михайловна, Содоева Светлана Чербоновна работали с разными родами, видами и жанрами алтайской художественной словесности: эссе, стихи, поэмы, повести, рассказы, баллады и сказания, легенды и предания, статьи и научные исследования.

 Мы называли первой ласточкой, первопроходцем нашу коллегу  Юлию Карандашевну. Первые учительские конкурсы, первая печатная продукция: альбомы, книги, буклеты, журналы. Она – автор многих   научно-методических пособий по предмету. Юлия Карандашевна  возобновила традиции школы: вояжи-экскурсии по городам России. Во многих городах побывали наши деревенские ребятишки со своими учителями,  открывая для себя большой и  удивительный мир. Юлия Карандашевна,  размышляя вместе со своими коллегами о судьбах духовной культуры мира, объездила весь мир, всю Россию и Алтай. По пути великого Аттилы – «легендарного гунна, предка железных степных воинов, предка алтайских тюрков, а затем и кёк-тюрков, которые создали  Великий Тюркский каганат, Аттилы – верховного жреца народа, поклонявшегося солнцу и луне».  Юлия Карандашевна  вместе со своими учениками  побывала во Франции, в долине Аттилы, где она спела благопожелания – алкыш, привязала к веткам  ленточки-1аламаа, принесла весточку с  далёкого Алтая – «Золотой колыбели многих племён и  народов, тех, что ушли давным-давно, покинув навсегда его ровные долы, прекрасные степи и чудные горы».  Благословила эту прекрасную долину, которая напоминала Аттиле его прародину – священный Алтай, «Золотую гору, стоящую на равном удалении от четырёх океанов. Золотую седловину, стыкующую собой две половины Великой Степи». В Париже, в университете, состоялось выступление школьного ансамбля. Звуками кая наполнился весь Париж! «Взяв с собой топшуур, комус и шоор – флейты из простого тростника, растущего на склонах Алтая», вместе со своими учениками  она шла по миру, выполняя свою учительскую, гражданскую и человеческую миссии: нести Дух Чарышской долины,  Дух Алтая. В  данное время  работает  в Республиканском классическом лицее  в  Горно-Алтайске. На всероссийских, международных предметных олимпиадах,   научно-исследовательских  конференциях, конкурсах Юлия Карандашевна  со своими учениками занимает только призовые места. Её выпускники учатся в  городах: Горно-Алтайск, Улан-Удэ, Кызыл, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, Париж  и многих других. Высоко несёт свою алтайскую шапку  выпускник и педагог Мендур-Сокконской школы Баграшева Юлия Карандашевна! Каких жизненных и  профессиональных высот она достигла! Родная школа гордится своими  выпускниками!

          Сексекова Татьяна Арпаковна, Ефтифеева Наталья Кучалаевна, Чуйчина Нина Михайловна,  Содоева Светлана  Чербоновна  работали над  формированием мировоззрения, духовно-нравственных ценностей алтайского  народа. Ученики этих педагогов – неоднократные победители республиканских олимпиад по алтайскому языку, авторы научно-исследовательских проектов, участники конкурсов. Татьяна Арпаковна – победитель республиканского конкурс «Учитель года-2012» среди учителей алтайского языка и литературы. Лучшая  среди равных! Учитель-самородок, учитель высокой педагогической культуры, её отличали спокойствие, выдержка и огромный учительский талант. Искренность Татьяны Арпаковны – это мудрость и большой душевный такт. Ефтифеева Наталья Кучалаевна много лет работала директором нашей школы, она – яркий пример современного руководителя. Компетентность, креативность, харизма, высокий профессионализм в деле обучения подрастающего поколения –  отличительные черты Натальи Кучалаевны.  Чуйчина Нина Михайловна – директор городской школы №7. Она – умелый, знающий и претворяющий в жизнь самые смелые проекты, планы и замыслы. Она – талантливый руководитель большой школы, большого учительского коллектива,  с большим человеческим сердцем и светлой душой. Её школа – одна из лучших школ в республике по всем показателям!  Содоева Светлана  Чербоновна,  много лет  – заместитель директора по учебной работе, а потом – глава  сельского поселения, и  всегда оставалась образцом высокого профессионализма, большого чувства долга, умеренности, разумности  и благородства. Вот какие у нас учителя алтайского языка и литературы!  Вспомним Мармакову Валентину Чууровну – учителя иностранных языков, немецкого и французского, человека очень скромного, но за этой скромностью скрывались отличное знание своего предмета, чистое произношение и свободное  владение языками, а также высокий интеллект,  чистота помыслов, человечность и душевная щедрость. Благородство Валентины Чууровны состоит из добродушия и избытка доверия. Человек большой души она вечно надеется и никогда не отчаивается. Валентина Чууровна – образец безупречной честности. Этими личностными качествами обладает и  другой учитель иностранных языков – Такысова Надежда Васильевна:  яркая, красивая, умная, позитивная. Выпускники Махалиной Светланы Михайловны  отличались прочными знаниями по химии, мне пришлось быть свидетелем того, как о её работе высоко отзывался выпускник нашей школы при сдаче вступительных экзаменов  в медицинское училище, преподаватель выразил своё восхищение результатами нашего выпускника и спросил: «Кто же вас так научил, молодой человек,  отлично разбираться в химии?». Не в этом ли счастье педагога! Не в этом ли показатель высокого качества учительского труда Махалиной Светланы Михайловны! Её ученики учатся во многих медицинских университетах страны. Огромное трудолюбие, безусловная любовь ко всем людям, открытость  Бохтиной Надежды Маевны притягивали  и удивляли. По её инициативе впервые в школе заработала теплица, педагог трудилась не покладая рук –  всей деревней ходили к ней за советом. Надежда Маевна  помогала всем: кому-то – словом, а кому-то – конкретным делом. Стоило ей прикоснуться своими руками, как все клумбы,  грядки,  картошка  цвели, набирали сил на радость всем. Она работала во многих школах района, Горно-Алтайска и в других городах России. Неизменными спутниками её  работы всегда были чёткая постановка целей и задач  и стремление научить главному – определять теоретическое и практическое значение биологии.  Во всех школах,  где работала  Надежда Маевна, всех удивляли глубокое знание предмета и методики преподавания, понимание аспектов современной системы образования. «Где, в какой школе вы всему этому научились?»- удивлённо спрашивали её  методисты, завучи, директора районных, республиканских, российских школ. «В Мендур-Сокконской средней школе» – таков был ответ. Её ученики поступают и учатся  в медицинских университетах страны. В каких жизненных ситуациях обучающиеся могут использовать полученные  знания по истории? Этим вопросом всегда задавалась Тайтыкова Наталья Теновна. Особенность Натальи Теновны в её умении говорить – коротко и ясно, и всё сказанное претворять в жизнь. Её ученики – призёры школьных, районных, республиканских олимпиад по истории, авторы научно-исследовательских проектов. Они учатся и оканчивают исторический, юридический  факультеты вузов республики и страны. Методическое объединение учителей   математики и физики. Маяком для нас всегда была Сапышева Клара Николаевна. Вечно что-то записывала в тетрадь, всё время читала методическую литературу. Так как любой пример заразителен, мы от неё «заразились» творчеством, субъектным мировоззрением. А что это такое? Это улучшение качества жизни школы, а самое главное – наукоёмкость, то есть обучать и воспитывать детей с позиций философии, педагогики, психологии, информатики. Аладякова Жанна Николаевна, Кушкулина Ирина Кудюшевна, Сапышев Михаил Кудюшевич – профессионалы своего дела, двигатели математического образования родной школы. Как мы проводили математические вечера: дефиле от «модного приговора», дружеские шаржи, эпиграммы, фокусы, предметные олимпиады.  На районных, республиканских олимпиадах по физике у педагогов Сапышева Михаила Кудюшевича и Кушкулиной Ирины Кудюшевны ученики всегда занимали призовые места. Районные конкурсы «Учитель года», «Ученик года». Мы – активные участники и призёры. Вместе с детьми выезжали в соседние сёла, как говорится, на других посмотреть и себя показать. Как самозабвенно готовили детей к поступлению в вузы по физико-математическому профилю! Помню, как однажды  нас с детьми закрыли в школе. Откуда мог знать сторож, что в такое позднее время в школе мог находиться кто-то? Кушкулина  Ирина Кудюшевна – самая молодая, самая талантливая. Помнится, как мы решали трудные олимпиадные задачи: спорили, находили разные варианты решений. Затем она работала в городской школе №7, а сейчас работает в Усть-Канской средней школе. Высокую планку держит всегда, уж такой она учитель по своей  профессиональной и человеческой сути. Аладякова Жанна Николаевна отличалась удивительной скромностью, имея  большой потенциал всего: светлого ума, творчества, усердия, упорства, человеческой добродетели – высокой нравственности. Впоследствии она работала в школе для детей-инвалидов по слуху. Та же программа, что и  для общеобразовательных школ, те же ГИА, ГВЭ, те же самые предметные олимпиады по математике и информатике, те же учебные проекты и так же её  ученики – призёры межрегиональных, международных олимпиад по математике и информатике. Её ученики учатся в Новосибирском государственном техническом университете, в учебных заведениях городов Горно-Алтайск, Уфа, Челябинск, Бийск, Волгоград,  оканчивая и получая диплом об образовании, помнят Жанну Николаевну, выражая ей свою благодарность и любовь. Михаил Кудюшевич – не только преподаватель  физики, но и в течение четырёх десятилетий – тренер по волейболу. Талантливый человек  талантлив во всём. У незаурядного учителя незаурядные ученики, все –  призёры, чемпионы по волейболу. Слава тренера Сапышева Михаила Кудюшевича известна далеко за пределами республики.

Люди Чарышской долины очень трудолюбивы, потому что наши учителя сами много работали, показывая пример ученикам. Педагоги,  чьи руки золотые, точный глаз и острый ум, –  это Кергилова Лидия Григорьевна, Аладякова Римма Деруковна,  Бабанов Владимир Константинович. Разные изделия шили наши девочки  со своим учителем Риммой Деруковной – это алтайские шапки, национальная одежда, сумки, новогодние костюмы, мягкая обувь  и многое другое. Всем золотошвейкам по 8 – 10 лет. На уроках труда учителя Лидии Григорьевны  готовили пекарские «шедевры», какие только есть в кулинарных энциклопедиях и книгах. Знатокам кулинарного искусства –  по 8 – 12 лет. Это какой талант надо иметь, чтобы заинтересовать и  научить маленьких девочек большому труду! Вспомним столярные изделия – стулья, столы, скамейки, шкафы и многое другое, сделанное руками учеников и учителем  Бабановым Владимиром Константиновичем. Люди пользуются этими вещами до настоящего времени, потому что они – красивые, прочные и современные, сделанные с заботой о людях. Особое слово – о библиотекаре нашей школы Такысовой Зое Иркитовне, «хранителе знаний, мудрости и просвещения». Её особенность – в удивительном отношении к людям, которое проявляется в равном, уважительном отношении ко всем.

Директорами нашей школы работали Сапышев Михаил Кудюшевич, Бабанов Владимир Константинович, Кергилова Лидия Григорьевна, Чендыева Раиса Каткачиновна, Ефтифеева Наталья Кучалаевна, Токтомысова Валентина Феликсовна, Самырова Сара Вячеславовна, Самырова Светлана Михайловна. Все трудились, продолжая дело своих учителей, приумножая добрые школьные традиции.

Хочу рассказать о Баиной Екатерине Николаевне – выпускнице нашей школы. Будучи ребёнком, она была  непосредственной и очень красивой девочкой. Катюше  легко давалось всё – учёба, спорт, её уважали все и восхищались ею. Вот какая была наша Катюша, а также все девочки и  мальчики школы Чарышской долины,  в нашем далёком, беззаботном, сказочно-чудном, светлом и безвозвратном детстве. Окончив педагогический,  она работала завучем по воспитательной работе в своей родной школе: пусть недолго, но оставила добрый след. Творческая личность, какие общешкольные мероприятия проводились под её руководством! Всегда – масштабные, зрелищные, запоминающиеся, светлые праздники.

Третье поколение учителей Мендур-Сокконской средней школы – это наши ученики, выбравшие эту необычную профессию «Сеять, разумное, доброе, вечное». Какая это большая ответственность перед самим собой и перед миром! Педагоги в третьем поколении: Матина Оксана Андреевна, Махалины Чечек Валерьевна и Чейнеш  Валерьевна, Кучукова Алёна Григорьевна, Кокулекова Чечек Геннадьевна, Атыкова Индира Владимировна, Такысова Солонгы Борисовна, Кадышева Айсулу Владимировна, Кыдрашева-Сапышева Чечек Михайловна, Чичканова Алёна Артемьевна, Махалин Амыр Сергеевич, Махалина Яна Сергеевна, Кергилова Маргарита Васильевна, Матина Олеся Викторовна, Такысова Айару Сергеевна, Тохнина Асель Васильевна, Чагышева Арина Игоревна, Самырова Сара Вячеславовна, Толоев Эзендей Леонидович. Они – любознательные, инициативные и предприимчивые, творческие и ответственные учителя. Молодые педагоги осознают необходимость развития нового мировоззрения, нового содержания образования, освоения современных образовательных технологий.  Ваши учителя верят в вас, что вы достойно пройдёте  свой учительский путь  и обретёте таких же удивительных и достойных  учеников!

Педагоги нашей школы, всех трёх поколений,  представляют собой  реальный пример модели человека 21 века – «патриоты с высоким уровнем духа и добра, стремящиеся к высоким целям, решительно настроенные на реализацию перемен, физически и духовно стойкие, способные пройти путь, гибкие, вступающие в диалог без грубости, глубоко скромные без саморекламы и самолюбования».

Каждый учитель Мендур-Сокконской школы – это личность, о каждом можно написать целую книгу. Это люди-сподвижники, люди-символы  неустанного подвижничества и  просветительского труда… Учителя школы  Чарышской долины, горы Темир-Туу села Мендур-Соккон Усть-Канского района Республики Алтай.

P.S.:  Особое слово – о скромности наших учителей, о скромности без саморекламы и самолюбования. Хочу закончить максимой: «Скромность замечательных людей, которая часто кажется нам поразительной, во многом объясняется именно тем, что они, как  правило, мало знают о самих себе, редко думают о своём «я»…»

О себе они никогда не напишут. Узнав свои добродетели, они  сейчас испытывают некоторую неловкость, замешательство и смущение. Но согласитесь, написанное – это правда. А правду надо знать и уважать.

Римма Александровна Мюсова-Шодоева, учитель математики Школы-интерната для детей с нарушением слуха, выпускница 1978 года

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...