Она везде несла добро

Дата:

Безимени-3Нина Федоровна Хощанова (Тозыякова)
Данной публикацией мы открываем конкурс, объявленный на страницах нашей газеты, «Учитель Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов».

Оставляет ветка плод,
Оставляет пчелка мед,
Нивы – золото зерна,
Золотой янтарь – сосна,
Овцы – тонкое руно.
Оставляет человек
Имя доброе навек.
О. Дриз

Много учителей работало в Узнезинской школе в военное и послевоенное время. Низкий поклон им от всех сельчан. Особо хочу остановиться на судьбе учителей из династии Тозыяковых. Наш школьный музей носит их имя. Они оставили добрый след в сердцах людей.
Мой рассказ о замечательной женщине, матери, Учителе с большой буквы. Нелегка была ее судьба: смерть маленького сына, смерть первого мужа, погибшего в Монголии от рук бандитов в 1934-м, смерть второго мужа, погибшего в годы Великой Отечественной войны на Смоленщине в 1941-м… Но на уныние и горесть времени у нее просто не было. Всю себя отдавала любимой учительской работе, которая и спасала, и лечила. Педагогический стаж Нины Федоровны Хощановой составляет 40 лет. Она родилась в Узнезе, и прах ее покоится здесь же.
* * *
Когда в 90-х годах XIX века началось большое движение духовной миссии на Алтай, Узнезя показалась удобным и привлекательным местом для православной школы, там стали обучаться местные дети. Школа православия открылась в 1898 году. Ее посещали многие видные деятели того времени. Продолжительное путешествие по Алтайской миссии предпринял и Томский викарий Преосвященный Иннокентий. Ехали через Александровку и Бешпельтир. Дальше – в Узнезю. Хорошо была известна эта чудная дорожка через наше село в Чемал и отцу Макарию.
По архивным данным за 1886 год, в Узнезе насчитывалось два дома русских, четыре дома инородцев, пять домов с летниками и три юрты без дома. Из мужчин было двое грамотных, из женщин – одна, а сорок три человека из мужчин были безграмотными (по материалам Национального музея РА имени А.В. Анохина).
Первым учителем в Узнезе был Иван Тюмаков (сведения доктора филологических наук З.С. Казагачевой). Он приложил много сил и стараний, чтобы научить маленьких христиан читать, писать и веровать в Иисуса Христа. О нем известно немного. Работал в школах Аноса, Куюма. В школьном музее имеется фотография, подаренная В.Ф. Тозыяковой, хранительницей дома-музея династии Тозыяковых. Фотократочка датирована 1926 годом и имеет подпись «Улала, съезд учителей».
Благородное дело первого учителя продолжила славная династия Тозыяковых. Её основатель Федор Сергеевич после обучения в Бийском миссионерском катехизаторском училище стал работать в Узнезинской начальной школе.
Здание возводили при Федоре Сергеевиче всем селом под руководством нанятых строителей из Кара-Трука Чевалковых. Решение иметь школу жители приняли на сходе, на котором избрали родительский комитет и старосту, им стал Кучин. Все необходимое для обучения покупалось на вырученные деньги от продажи овощей, выращенных в большом школьном огороде. Федор Сергеевич все свои силы, знания отдавал детям, много занимался со взрослым населением по ликвидации неграмотности.
В 1937-м Ф.С. Тозыякова арестовали. Причиной послужил донос о зажиточности. При расспросе односельчан обвинение было подтверждено: у семьи было большое хозяйство, кроме того, его жена Варвара Яковлевна подрабатывала у селян мытьем полов и стиркой, а он в свободное от работы время занимался извозом отдыхающих по маршруту Бийск – Чемал. Но не был учтен тот факт, что всего хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью, в которой воспитывалось 11 детей. Обвинение в зажиточности не имело весомых оснований. Скорее всего, истинной причиной ареста послужил тот факт, что в доме Тозыяковых часто бывали Г.И. Гуркин и другие известные люди, которые были признаны «врагами народа». Умер Федор Сергеевич вдали от дома. Известно, что он был расстрелян 12 ноября, а Г.И. Гуркин чуть раньше – 4 октября. Могила его неизвестна, как и многих пострадавших в те годы.
Время расставило все на свои места: доброе имя старого учителя восстановлено. С большой теплотой вспоминал о нем старейший выпускник школы ветеран педагогического труда, участник Великой Отечественной войны М.М. Рукавишников, много лет проработавший в Аносинской школе: «Учил Федор Сергеевич все классы один. Он был строгим и требовательным, но справедливым. Мы жили дружно, старшие никогда не обижали младших. Все годы обучения он учил нас добру, терпению, стойкости».
Узнезинская школа в 1920 году была начальной, обучение велось на русском и алтайском языках. Сторожем работала Юлия Егоровна Тощакова (мать ученых сестер Таисии Макаровны и Екатерины Макаровны Тощаковых, дочери являлись выпускниками начальной Узнезинской школы), стряпухой при интернате – Мария Максимовна Кучина, поломойкой – Татьяна Челтугашева. Двадцать пять детей проживали в интернате.
Школа представляла собой специальное здание с одним общим помещением. Внутренние размеры: длина одиннадцать метров, ширина пять метров, высота три метра. Занятия проходили в одну смену. Для отопления требовалось тридцать кубов дров. Школа была обнесена оградой, имелись баня, амбар, погреб. На школьном участке в пять га сеяли пшеницу, гречиху, просо и овес. Кроме этого был огород. Из скотины – одна свинья (по сведениям архива г. Горно-Алтайска).
Дело отца продолжила старшая дочь Федора Сергеевича Тозыякова Нина Федоровна Хощанова. После окончания школы она поступила в педагогический техникум. За отличные успехи в учебе и в связи с тем, что в области не хватало учителей, Нина Федоровна окончила обучение досрочно, в 1931 году. Первое время трудилась в школах Кош-Агачского района. За отличную работу была представлена к награде, но из-за репрессированного отца представление было отменено. В 1932-м Нина Федоровна познакомилась с инструктором районного комитета партии К.Р. Хощановым и вышла за него замуж. У них родился сын Владимир. Из ЦК Москвы в РК партии пришло решение о направлении одного из сотрудников райкома в Монголию. Выбор пал на Хощанова, сильного, честного и порядочного работника. В то время там была ожесточенная борьба с бандитизмом. В одной из таких схваток Хощанов погиб. Похоронен он в городе Кобдо.
Нину Федоровну не раз предупреждали о том, что ее вместе с маленьким сыном хотят похитить. Тогда она обратилась к монгольскому министру обороны. Он посоветовал выехать из Кобдо в Улан-Батор. Предложили постоянное место жительства в столице Монголии или Москве. Но Нина Федоровна с сыном и двумя сопровождающими военными выехала в Горный Алтай в село Узнезя, где проживали ее родители, братья и сестры Тозыяковы. Время было голодное, тяжелое. Чувство долга и ответственности для нее было превыше всего, её не привлекала незнакомая жизнь в Москве.
Нина Федоровна получала из Монголии хорошую пенсию на себя и ребенка. Была прикреплена в один из новосибирских торгсинов, где на тугрики (монгольские деньги) покупала все необходимые продукты и товары. Ее обеспечивали машиной, на которой она привозила товары и продукты в Узнезю. Учительствовала она в начальной школе в селе.
Вскоре Нину Федоровну перевели преподавателем русского и алтайского языков в Бешпельтирскую семилетнюю школу, её выпускниками были Лидия Васильевна Берегошева, Нина Николаевна Суразакова, которые впоследствии стали преподавателями русского и алтайского языков, учеными. Н.Н. Суразакова часто вспоминала и поздравляла свою учительницу, говорила ей много теплых слов.
Какое-то время спустя из Бийска по направлению в Бешпельтирскую больницу приехал молодой русский парень. После окончания Бийского медтехникума Федор Васильевич Заозеров стал фельдшером в чисто алтайском селе. Быстро нашел общий язык с местным населением, лечил трахому, принимал роды, выполнял все немыслимые обязанности медика. Пользовался авторитетом и уважением. До сих пор старожилы вспоминают его. Через некоторое время молодые люди поженились.
В 1938-м у них родилась дочь Валерия, будущая исполнительница алтайских и русских песен, заслуженный деятель культуры. Валерия Федоровна окончила начальную школу в Узнезе, затем училась в Эликманарской школе. По окончании Горно-Алтайского педучилища год проработала в Кош-Агачском районе. А окончив историко-филологический факультет пед-института, в течение двух лет была учителем русского языка и литературы в Дъектиекской восьмилетней школе. Валерия Федоровна Заозерова вспоминает: «Связать свою жизнь с песней –даже мысли такой не возникало, но петь всегда любила». Школьная жизнь ей была известна не понаслышке. Но стремление к сцене оказалось сильнее, ей отдала она 30 лет своей жизни.
Своего отца Валерия Федоровна не помнит: 10 ноября 1939-го его призвали на действительную службу в армию. В 1939 – 1940 годах он сражался в финской войне. После ее окончания сразу стал участником Великой Отечественной войны. В 1941-м при защите Смоленска Ф.В. Заозеров погиб, ему было всего 25 лет. Федор Васильевич похоронен в братской могиле недалеко от села Соловьево Кардымовского района Смоленской области. Валерия Федоровна навестила могилу отца, почтила его память в 1986 году.
Нина Федоровна больше замуж не выходила. Потери продолжали ее преследовать: в 1940-м тяжело заболел маленький сын, врачи Ойрот-Туры не смогли его спасти.
Шесть звезд дома Тозыяковых видны издали: пятеро братьев и зять ушли на фронт. Пришли похоронки на братьев Виталия и Геннадия, на мужа. Надо было выдержать все удары судьбы, только сильной женщине это под силу.
Во время войны она вела уроки в летной школе, которая была эвакуирована на время из Ленинграда. Также – в сельхозтехникуме. П.П. Кучияк и Нина Федоровна вместе работали над переводами произведений Улагашева, и еще она умудрялась вечерами учиться на краткосрочных курсах Красного Креста и обороны. Там готовили медиков для фронта, но ее не взяли на фронт, потому как все оставшиеся в живых братья, сестра и больная мать были на ее попечении.
В 1941-м Узнезинская школа стала семилетней. На тот период в ней обучались сто девяносто два ученика.
Нина Федоровна внесла достойный вклад в дело образования узнезинцев. В военное и послевоенное время она работала в нашей школе. С благодарностью вспоминают свою учительницу бывшие выпускники Виталий Трофимович Осипов, Виталий Макарович Титанаков и другие старожилы села.
«Школа была открыта всегда и для всех. Утром мы учились, днем и вечером помогали взрослым: кто в колхозе, кто в поле, а некоторые рыли окопы. Ведь рвы вокруг школы – это вырытые учениками окопы для противовоздушной обороны. Каждую весну мы сажали деревья. Сейчас на территории школы растет тополь, который был посажен в грозном 1943 году. Он напоминает нам не только о тяжелых военных годах, но и о школе, о ее заботливых учителях. Вдохновителем и организатором всего была Нина Федоровна Хощанова (Тозыякова)», – вспоминает В.М. Титанакова.
Надежда Андреевна Марлужокова, много лет проработавшая директором Узнезинской школы, вспоминает следующее: «Уже в преклонном возрасте Нина Федоровна пришла в школу, просила, чтобы ее взяли на работу, так был силен дух учительства».
Где бы ни трудилась Нина Федоровна – в сельских школах области, педучилище, сельхозтехникуме, методкабинете при обл-оно, она везде несла добро и свет людям в течение сорока лет службы, внесла большой вклад в дело народного образования. Мы должны помнить и чествовать ее так, как чествуют и помнят ее последователей. Учениками были ставшие впоследствии известными людьми не только в республике, но и далеко за ее пределами С.С. Суразаков, Л.В. Кокышев, С.С. и Т.А. Каташ, Н.А. Штанаков, Н.Ф. Тозыяков и многие другие.
* * *
В 1941 году моя бабушка Аграфена Степановна Токуекова вместе со своими детьми Василием Павловичем Кортиным 1931 г.р., Кларой Енчилеевной Токуековой 1938 г.р., Тамарой Енчилеевной Токуековой 1941 г.р. переехала в Узнезю в поисках лучшей доли. Деда Енчилея Бадновича Токуекова уже забрали на фронт.
Бабушка устроилась работать на сырзавод, он находился на реке Узнезе. Заработки мизерны. Было очень трудно прокормить семью, поэтому Василию Павловичу вместо учебы приходилось думать о пропитании, а он мог быть учеником Нины Федоровны, ведь возраст был школьный. На плечи военных подростков легла непосильная ноша. У меня нет сведений о близком знакомстве моей бабушки и Нины Федоровны, но одно то, что обе ходили по улицам Узнези, дышали одним воздухом и мечтали об одном – о скорой победе, наполняет меня гордостью.
В 2006 году на базе нашей школы был открыт школьный музей имени династии Тозыяковых – Федора Сергеевича и его детей Нины Федоровны, Николая Федоровича (участника Великой Отечественной войны, в послевоенное время тоже работавшего в нашей школе), Веры Федоровны, хранительницы дома-музея в Узнезе, поддерживающей и по сей день живую связь со школой. Вера Федоровна помогает и словом и делом. Благодаря ей и Валерии Федоровне мы узнаем много интересного и полезного. Преклоняемся перед ними и благодарим этих замечательных людей за то, что они есть, за бесценное дело, которое они несут людям. Они носители ценной информации. Память – это священно.
В год 70-летия Великой Победы мы обязаны вспомнить и почтить память всех людей, кто своим трудом приближал святую Победу!
Священна и свята наша земля своими людьми, оставившими свое доброе имя навек!

Светлана Юрьевна Бочкарева,
учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея
им. Тозыяковых,
с. Узнезя Чемальского района

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

За неделю от укусов клещей пострадали 189 человек

Клещевая активность продолжает расти в Республике Алтай. Как сообщили в...

Патриотическая акция «Окна Победы» стартует в Республике Алтай

В преддверии Дня Победы Движение Первых объявило о старте...

В Национальной библиотеке подвели итоги республиканского конкурса чтецов «Живая классика на алтайском языке»

В Национальной библиотеке имени М.В. Чевалкова 25 апреля состоялся...