Думай – глобально, действуй – локально

Дата:

Завершился очередной учебный год. В школах подводят итоги, строят планы на будущее.
Каковы сегодня возможности у ученика получить качественное образование? На эту и другие темы наш разговор с председателем Комитета ГС – ЭК РА по образованию, молодежной политике, спорту, культуре, СМИ и общественным объединениям В.Н. УХАНОВЫМ.

В. Уханов

– Вячеслав Николаевич, вы работаете в системе образования более 20 лет. Что для вас означает понятие «образование»?
– Скоро будет ровно 25 лет, как я окончил физико-математический факультет Горно-Алтайского пединститута и пришел работать в эту сферу деятельности, хотя еще до института полгода был учителем физкультуры и рисования.
На вторую часть вопроса ответить сложнее, но, думаю, упрощать ответ не следует. Свое видение попробую высказать без красивых и малопонятных большинству людей слов, таких как модернизация образования, реструктуризация и оптимизация системы образования, КПМО, ФГОС, КИМ и ЕГЭ.
В публикациях об образовании, в выступлениях ученых, специалистов и чиновников нетрудно заметить, что миссия, цели и задачи, мнения по содержанию, методам очень разнятся.
По-моему, в нашем многонациональном, поликонфессиональном и поликультурном регионе и в целом в государстве должен быть только один подход – в качестве миссии образования определяется ведущая социальная деятельность:
– по формированию гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности;
– по усвоению различных традиций, ценностей и норм поведения;
– по воспроизводству интеллектуального потенциала государства, являющегося важнейшим условием конкурентоспособности в мире.
Тогда основной задачей системы образования (другого института просто нет) будет становление ценностных ориентиров в сознании человека, формирование целостного мировоззрения, основанного на собственной традиционной культуре. Образование – ваяние образа человека и развитие человеческой души. Это всегда сотворчество учителя, ученика, семьи и общества. Это не просто сумма усилий всех участников, а появление некоторого синергетического эффекта, когда появляются дополнительные качественные изменения в духовной сфере. Такой вывод я делаю исходя из личного общения и знакомства с трудами именитых и знаковых в образовании личностей. Это доктор философских наук член-корреспондент РАО А.П. Валицкая, директор образовательного центра заслуженный учитель России Е.А. Ямбург, доктор психологии А.Г. Асмолов, который принципиально вышел из членства в РАО, доктор философских и физико-математических наук Л.Г. Сандакова из Бурятии и многие другие. В связи с этим, когда говорим о формировании мировоззрения у молодого поколения, с большим негодованием вспоминаю исчезновение в середине 90-х годов из расписания уроков астрономии. Считаю необходимостью возвращение этого предмета в школу. Астрономия интегрирует многие школьные знания, в том числе гуманитарного цикла. Это основной мировоззренческий предмет, формирующий понимание устройства и целостности мира, основ пространственного и временного воображения у молодого человека, помогающий ему найти и определить себя в этом мире.
Сегодня происходит чрезмерное разделение и дробление предметов, появляются новые, что приводит к перегрузке детей, потере интереса к учебе и формирует у них фрагментарное, дискретное сознание и поверхностные знания. А на качественное изучение государственных языков и литературы остается все меньше часов или они вовсе не изучаются.
Такие вопросы, как создание условий для получения качественного образования и его доступность вне зависимости от места проживания ребенка, – это производные задачи, решение которых – обязательства властей всех уровней. К великому сожалению, об образовании у многих, даже и у некоторых больших начальников, очень поверхностное представление. Для одних важны показатели на экзаменах, олимпиадах, проценты зачисления в учебные заведения, количество мероприятий и отчеты о них, толщина портфолио и т.п. Или, как метко выразил это состояние Е.А. Ямбург: «Школа становится тем местом, где дети мешают учителям делать свои отчеты». Другие считают: ну что, мол, в школе не работать – везде интерактивные доски, Интернет, пластиковые окна, везде чисто и теплые туалеты… Танцуй, рисуй, пой да задачки решай. Не работа – одна благодать. Такое представление о роли образования необходимо сообща преодолевать путем встречного движения и взаимного восприятия, большей открытостью, прозрачностью, ответственностью в деятельности самой системы и пониманием, заинтересованностью степенью комфортности и самочувствия системы образования обществом через различные общественные институты.

– Многие известные педагоги, ученые, политики определяют образование как систему и фактор безопасности России. Есть ли у нас собственная российская образовательная парадигма?
– Я согласен с утверждением, что образование является системой и фактором безопасности России. Приведу простой пример, который показывает, что в любом важном деле мелочей не бывает. Допустим, в школе нет учебников и необходимой учебной литературы, или их качество не соответствует современным требованиям, или качество преподавания не «тянет», или вовсе нет учителя по предмету. Следовательно, расстраивается учебный процесс, а в перспективе пострадают наука и инновационные процессы. Проблемы науки бьют по технологиям, сказываются на продвижении прогрессивных технологий. Отсюда возникает вопрос: когда войдем в «пятерку сильнейших экономик мира»? Такую амбициозную, но вполне достижимую задачу поставил наш президент. А это уже вопросы глобальной конкуренции и безопасности государства. Поэтому в образовании принцип «думай – глобально, действуй – локально» весьма актуален. Да, государство в последние годы уделяет достаточно серьезное внимание вопросам образования, выделяет серьезные финансовые ресурсы. Вопрос только в том, как внутри системы определить приоритеты, получить наибольшую пользу от этого внимания и максимально эффективно использовать ресурсы? В этом плане есть большие внутрисистемные проблемы на уровне как федерального ведомства, так и регионального.
На фоне последних событий в мире значимость образования я бы ещё расширил. Ибо в моем понимании оно является важнейшим условием государственной целостности, гражданского мира и общественного согласия. Определяющую и стабилизирующую роль образования недооценивать нельзя. Сегодня актуальным становится вопрос: по каким и чьим правилам мы будем учиться и жить? Во всем мире при любых интеграциях народы в основополагающих вопросах опираются на собственные корни, культуру и традиции. Известный российский филолог Г. Гачев писал, что многовариантность народов и их культур есть сокровище человечества. Подобно тому, как в симфоническом оркестре каждый инструмент имеет свой тембр, так и каждый народ одарен талантом видеть мир и творить вещи не свойственным народу-соседу образом. Однозначно, что на нашей планете народы дополняют друг друга.
Да, интеграция по всем направлениям – процесс неизбежный. Но слепое и бездумное копирование других ценностей, в частности европейских, ни к чему хорошему не приведет. «Оригинал всегда лучше, чем копия», – так подметил, только по другому поводу, в своем выступлении на международном Евразийском форуме секретарь Союза писателей России Б.Я. Бедюров. Образно говоря, неправильно не совсем новую рубаху с чужого худого плеча надевать на свои могучие плечи. Затрещит по всем швам и лопнет.
Поэтому необходимость формирования евразийского образовательного пространства давно настала. В последние годы оно получает развитие. Эту идею активно продвигает в том числе и наш парламент во главе со спикером. Смена образовательной парадигмы осознается на рубеже тысячелетий как глобальная тенденция, более того – как условие выживания человечества. Необходимо вернуться на более осознанном и качественном уровне к национальной доктрине образования, принятой правительством в начале 2000-х годов. Фундаментальных идей там было заложено много, в том числе сохранения культурно-образовательных традиций. Могу сказать, что в российском образовательном поле есть реально работающие собственные идеи, проекты и концепции. Замечательна концепция А.П. Валицкой, профессора ведущего Российского педагогического университета им. А. Герцена. Более 20 лет культуротворческая концепция образования успешно реализуется в разных уголках России усилиями и энтузиазмом ученых и простых учителей. Она предлагает эволюционный путь перехода к новым парадигмальным основаниям при условии сохранения и развития ее особых национально-мировоззренческих, гуманистических традиций. Это возможно в условиях, когда территория образования и окружающего социума погружена в пространство культуры и сотворчества, в процессы целостного восприятия мира и человека в нем, где истина находится только в ходе общения, диалога и полилога равных, но разных людей, где ценится мнение каждого.

– Какова, на ваш взгляд, сегодня в нашем обществе роль учительства?
– «Мои боги, мои педагоги – пролагатели торной дороги» – такими щедрыми строками одарил учителей поэт Борис Слуцкий. Природа учительской профессии такова, что она поглощает человека полностью, без остатка – его внимание, энергию, мысли, время. Учитель должен дать своему воспитаннику только одно, но зато самое важное и трудное – увлеченность позитивным и продуктивным познанием. Здесь уместно вспомнить известную притчу.
Идет строительство. Прохожий спрашивает одного из работников:
– Что ты делаешь?
– Да вот, камни таскаю.
– Что ты делаешь? – спрашивает у второго.
– Зарабатываю хлеб насущный, – отвечает тот.
– Что ты делаешь? – спрашивает он третьего. Тот, гордо подняв голову, отвечает:
– Я строю Шартрский собор!
Выше мы говорили о миссии образования.
Так вот, чтобы эта миссия была выполнима, необходимо, чтобы как можно больше учителей относили себя к строителям собора человеческой души. Именно такими я считаю и своих учителей. С благодарностью и огромным уважением вспоминаю всех. Первую учительницу в далекой сельской школе Светлану Аркадьевну Сабину. В майминском училище – учителя химии Л.С. Усова, физики – Р.П. Одерова, военрука и классного руководителя А.М. Бандура. Замечательных физматовских педагогов А.В. Петрова, А.А. Потапова, С.С. Михайлова, В.С. Полянского, Л.И. Бортник, И.Ю. Шетеля, А.А. Гайдабрус. Легендарных в республике людей В.И. и Л.С. Неустроевых, тренеров В.Л. Панова, М.С. Каратунова, С.Ф. Милехина и многих других.
Правовые основы нашего государства сформированы достаточно. В последнее десятилетие активно формируются институты гражданского общества. Президент внес в Госдуму проект закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Учительство – мощная профессиональная общность, имеющая общие ценности, образ жизни, культурные традиции, и не всегда таковой себя осознает. Настораживает, что в системе образования начало приживаться словосочетание «образовательные услуги». На мой взгляд, смена понятий «учитель – воспитатель личности» и «учитель – человек, оказывающий образовательные услуги» может завести нас в тупик. Не по этой ли причине в последние годы многие педагоги постепенно превращается в репетиторов, и, как правило, это сильные предметники. То есть налицо некая непонятная перестройка образовательного процесса.
Кстати, недавно прошло учредительное собрание республиканской общественной организации «Союз учителей Республики Алтай». Учителя сами создают свою общественную организацию, основная цель которой поднять престиж профессии и высочайший статус учителя.
Боги управляют молниями, а учителя – личностями, они же формируют социальные нормы поведения людей. Поэтому нужно именно понимать, а не приручать тех, кто будет торить дорогу второго десятилетия нашего сетевого века.
Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег – работников системы образования с окончанием очередного учебного года. Хорошего всем вам летнего отдыха!

Н.ВАСИЛЬЕВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...