Воспитать человека поможет музей

Дата:

Однажды мне посчастливилось оказаться в Национальном музее им. А.В. Анохина вместе с учащимися одной из сельских школ. Дети впервые пришли на экскурсию в музей. Их широко раскрытые глаза, в которых читался восторг и интерес к увиденному, помню до сих пор. Еще бы! Ведь ни один учебник, даже с самыми лучшими иллюстрациями, не приблизит человека настолько к миру истории и культуры, как это могут сделать музейные экспонаты – «живые», подлинные свидетели прошлого.

Экскурсия в глубину веков

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, трудолюбия, любви к окружающей природе. Если коротко, то суть ее в том, чтобы воспитать человека, духовно и интеллектуально развитую личность. Вот то, к чему сегодня стремятся семья и школа.

В настоящее время на всех ступенях образования активно применяются инновационные, современные формы воспитания и обучения ребенка, однако на этом фоне не стоит забывать о таком устоявшемся социальном институте, как музей. Он имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал, является важнейшим из учреждений, представляющих культурно-исторические ценности.

Открывшийся после реконструкции Национальный музей им. А.В. Анохина – это настоящая сокровищница предметов истории и культуры Горного Алтая.

Напомним, что он является старейшим учреждением Республики Алтай. Его история ведет отчет с 29 октября 1918 года. В настоящее время наш музей – хранилище уникальных артефактов, и он по праву считается одним из лучших в Сибири.

Национальный музей им. А.В. Анохина
Национальный музей им. А.В. Анохина

Бесспорно, что увиденное в нем при грамотно поданном теоретическом материале обязательно запомнится учащимся и, как говорится, отложится там, где нужно.

В главном музее республики всегда рады школьникам и студентам. Как рассказала нашему корреспонденту заместитель директора Римма Михайловна Эркинова, учащиеся школ и студенты являются основными посетителями. В стенах учреждения его сотрудники, используя подлинные материалы, проводят разнообразную культурно-образовательную работу: экскурсии, лекции, тематические мероприятия, презентации, фестивали, открытие выставок и т.д. Как правило, все это проходит в здании музея на базе постоянных экспозиций и временных выставок. Занятия здесь, в отличие от тех, что проходят в образовательных учреждениях, имеют особую эстетическую, информационную насыщенность в предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Совсем немного времени осталось до Дня Победы. Сегодня в музее идет большая работа по подготовке к празднику. Посетителей ждут увлекательные выставки и интересные экспозиции, посвященные событиям той непростой поры, ставшей важнейшей вехой в истории нашей страны.

Национальный музей им. А.В. Анохина
Национальный музей им. А.В. Анохина

О чем расскажут камни

Популярным местом для посещений как местных жителей, так и туристов остается Музей камня в Майме.

Как рассказывает его директор Татьяна Владимировна Кульбеда, бывает, люди приходят сюда на несколько минут, а остаются на два-три часа. Фонды музея таят в себе немало увлекательного. Это единственный в Республике Алтай специализированный геологический музей, в экспозициях которого представлены самые разнообразные минералы, изделия из камня, отпечатки на них древних растений и окаменевшие останки ископаемых животных. Почти все артефакты, выставленные на обозрение посетителей, найдены на территории Горного Алтая.

Директор учреждения отмечает: посетители находят здесь ответы на многие вопросы. Как возникли горы? Почему случаются землетрясения? Как вести себя в горной местности? Многие тайны из истории нашего края приоткрываются именно здесь.

Музей камня часто посещают учащиеся местных вузов, а также студенты из других регионов России. Например, недавно гостями учреждения стала группа из Московского государственного педагогического университета.

Стоит ли говорить, насколько это интересно – изучать геологию не по книгам, а «общаясь» непосредственно с предметами.

Как говорит Кульбеда, камни могут рассказать о многом, недаром посмотреть на них приходят люди разных поколений, в том числе и школьники.

Остается сказать спасибо тем, кто бережет и приумножает уникальную коллекцию. Все это является бесценным сокровищем, которым по праву гордится республика.

Особенное место в школе

Одним из средств патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях традиционно является школьный музей. В современных условиях его роль не уменьшается. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно разнообразны.

Как рассказывает учитель истории Майминской общеобразовательной школы №2 Ольга Викторовна Кочергина, музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Музей боевой славы Школы-интерната №1
Музей боевой славы Школы-интерната №1

В школьном музее, по словам педагога, хранятся материалы об истории учебного заведения, о его учениках и учителях. Отдельно размещены экспонаты, относящиеся к теме Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне. На базе музея проходят выставки прикладного творчества, встречи с интересными людьми – выпускниками, ветеранами. Здесь дети участвуют в конкурсах, занимаются научно-исследовательской работой.

– Жизнь в музее не прекращается. Например, сейчас ребята готовятся к 50-летию школы, они работают с историческими материалами, собирают информацию. Это достаточно сложный, но интересный труд, – говорит О.В. Кочергина.

В школьном музее села Сейка Чойского района всегда рады гостям. Здесь собран 481 экспонат, из них 234 подлинных. В музее можно увидеть фотоальбомы, документы ветеранов, медали, нагрудные знаки, пионерскую и комсомольскую атрибутику, кубки. Особый интерес вызывают старинные предметы техники, которые сейчас мало где встретишь: радио, пишущая машинка, фотоаппарат. Только в сейкинском школьном музее можно соприкоснуться с миром редких минералов из Синюхинского месторождения. Музей работает под началом педагога Анны Ивановны Каланчиди.

Много интересного можно почерпнуть в историко-этнографическом музее «Русская изба», действующем в Кадетской школе №4 Горно-Алтайска (руководитель В.Н. Бондарева). В роли экскурсоводов там сами учащиеся, которые владеют богатыми знаниями по темам «Красный угол», «Народные музыкальные инструменты», «Ткачество на Руси», «Быт крестьян XIX века» и прочим. На экскурсии сюда приходят ребята из других школ города.

С 1991 года открыты двери музея в Мультинской школе (Усть-Коксинский район). Здесь трудится Наталья Максимовна Истомина. За годы работы удалось собрать немало интересных экспонатов по темам «Мы – старообрядцы», «Из истории села», «Школьные страницы», «Край родной», «История в картинках», «Их помнит мир спасенный». Среди наиболее интересных «сокровищ» можно отметить документы и фотографии из истории школы, альбомы, макеты, пионерскую атрибутику и т.д.

В музее Шебалинской средней общеобразовательной школы особое место уделено жизни и творчеству великого земляка, поэта и писателя Л.В. Кокышева. Музейной работой занимается педагог Надежда Алексеевна Самыкова.

Здесь хранятся рабочий стол писателя, учившегося в Шебалинской школе в 1946 – 1950 гг., его печатная машинка, ручка с подставкой и цепочкой, портреты и книги. Благодаря музею у местных ребят не ослабевает интерес к творчеству Лазаря Кокышева, его незримое присутствие чувствуется тут до сих пор.

Мы рассказали лишь о нескольких школьных музеях, однако такая работа ведется сегодня практически во всех учебных заведениях региона. Зачастую в сельской местности школьный музей остается единственным местом, где хранится собранная по крупинкам память о селе, его жителях. Собрать и сохранить для будущих поколений уникальные экспонаты прошлого – это кропотливый, часто построенный на одном энтузиазме труд, который невозможно переоценить. Замечательно, что такие учителя-энтузиасты есть практически в каждой школе и в каждом селе находятся жители, которые готовы пополнять музейные коллекции предметами старины, уникальными фотографиями и другими вещами, имеющими важное образовательное и воспитательное значение для подрастающего поколения.

«Русская изба» Кадетской школы №4
«Русская изба» Кадетской школы №4

Возможности музеев в образовательной деятельности можно расширить путем организации выездных экскурсий для школьников по достопримечательным, памятным и историческим местам, объектам природы, проводя различные игры на местах исторических событий или организовывая встречи с интересными людьми на их территории (дом, место работы, мастерская и т.д.). Нередко вопрос упирается в материальную составляющую, например в транспорт, не многие музеи имеют экскурсионные автобусы. Понятно, что школы тоже, как правило, не всегда располагают собственными средствами передвижения. Но нет нерешаемых проблем. Хочется верить, что местные власти и народные избранники обратят внимание и на эти нюансы и будут активнее поддерживать инициативы, связанные с организацией образовательного процесса в музейном пространстве.

Пусть обучение для наших детей станет интересным процессом, оставляющим свой добрый след не только в их памяти, но и в душе!

Подготовил Андрей ШИРОКОВ

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...