У рудника есть будущее

Дата:

Как мы уже сообщали, депутаты во главе со спикером республиканского парламента И.И. Белековым побывали на шахте рудника «Веселый» в с. Сейка Чойского района. Встречались с инженерно-техническим персоналом и генеральным директором рудника С.Н. Ионовым.

Сергей Николаевич родился в городе Зыряновске Восточно-Казахстанской области. Окончил Казахский политехнический институт имени В.И. Ленина по специальности «технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых». Работал на свинцовом комбинате, в старательских артелях Приморского края, Амурской области и на Колыме подземным проходчиком, машинистом скреперной лебедки, начальником участка, главным инженером, главным механиком, директором рудника. Его стаж работы в горнодобывающей отрасли составляет более 35 лет, 15 из них – подземный. С 2009 года трудится на руднике «Веселый» — сначала заместителем исполнительного директора, а затем генеральным директором.

Сегодня С.Н. ИОНОВ отвечает на наши вопросы.

Ионов Сергей Николаевич

– Сергей Николаевич, какой вопрос, на ваш взгляд, был самым больным на руднике, когда вы приступили к работе?

– За свою более чем шестидесятилетнюю историю рудник не раз переживал тяжелые периоды, которые, как правило, выражались в спаде производства, значительном снижении на мировом рынке стоимости золота и других добываемых на предприятии драгоценных металлов, исчерпывании рудных запасов, кадровом голоде. Не буду скрывать: в далеко не лучшее время пришел работать и я. Коллектив еще не успел в полной мере оправиться после смены собственника. Предприятие находилось в федеральной собственности, а в декабре 2005-го его приобрела ОАО «Горнодобывающая компания «Сибирь». Как это часто бывает, процесс акционирования затянулся…

Материальное положение рудника на момент покупки было критическим. Чтобы избежать банкротства, новому собственнику пришлось взять на себя бремя погашения накопившихся долгов.

Срочная реконструкция требовалась дробильному отделению золотоизвлекательной фабрики, аналитической лаборатории. Без приобретения современного оборудования для геолого-разведочного участка, расширения поисково-разведочных работ, внедрения новых технологий по обогащению руды думать о работе на перспективу было крайне сложно. Предприятие лихорадило и из-за отсутствия необходимых для переработки запасов руды. Их оставалось менее чем на две недели. Остро встал вопрос по обеспечению профессиональными кадрами, поскольку это достаточно узкая отрасль промышленности. Средний возраст геологов и маркшейдеров перевалил за 60 лет, значительно снизился приток молодежи. Спад производства, уменьшение объема добычи металла привели к оттоку людей с предприятия. А рудник, сами понимаете, — производство специфическое, механизатора в забой не пошлешь…

Тут еще поползли слухи о бесперспективности предприятия, его ближайшем банкротстве…

– И с чего вы начали свою работу?

– Для начала требовалось поднять настроение у людей. Но на лозунгах далеко не уедешь — это все понимали. Представители собственника предложили организовать открытый разговор с коллективом и озвучить план по выходу из тупика.

Сказано – сделано. Мы не скрывали, что используемая в данный момент руда имеет меньший процент содержания золота и других драгметаллов, а потому идет снижение показателей по добыче. Но при этом обнадежили людей информацией о том, что значительные средства будут вложены в геологоразведку. До сих пор благодарен коллективу, который не только выслушал, но и принял все аргументы. Потихоньку мы стали выправлять положение. Сегодня готовых к переработке запасов руды имеется уже более чем на полгода, и качественно она лучше. Благодаря удачно проведенным геологоразведочным работам у нас появилась возможность планировать свою деятельность на ближайшие 10 — 12 лет.

О стабильности предприятия говорят увеличение добычи золота и другого сырья, постепенно проводимое обновление оборудования, машин и механизмов.

– Вы выжили в одиночку?

– В одиночку выжить в таких условиях, когда работников шахты мы были вынуждены отправлять в отпуска без содержания, сокращать штатную численность и продолжительность рабочего дня, было, пожалуй, невозможно. Обратились в правительство республики и к депутатскому корпусу с просьбой оказать содействие. А это и поиск потенциальных инвесторов для расширения производства, и получение под скромные, скажем так, проценты заемных средств, а также другие виды помощи. И надо сказать, что в высших эшелонах власти региона мы нашли поддержку. Пришедшие из фонда занятости республики деньги – в пределах 10 миллионов — позволили оплатить временные простои нашим работникам. Тем самым нам удалось сохранить костяк специалистов.

Приведу для сравнения цифры: если в 2009 году у нас числилось 517 рабочих, то в 2010-м – 480, а в 2011 — 447. Сегодня на предприятии работает более 530 человек.

– Вы намерены наращивать добычу золота?

– Акционерами поставлена такая задача. В перспективе планируем довести добычу золотоносной руды до 200 — 220 тысяч тонн в год, то есть увеличить практически в два раза.

Мы выполнили работы по проходке первой очереди транспортного уклона для вскрытия нижележащего горизонта, прошли 380 метров по наклонной, закупили конвейер, начинаем его монтировать. Это позволит увеличить добычу и выдачу руды на поверхность в два раза. Следующий шаг — расширение золотоизвлекательной фабрики, рост объемов перерабатываемой руды и получение большего количества золота и других металлов.

Значит, появятся новые рабочие места и, как следствие, увеличится поступление налогов.

– Мы много говорим о реконструкции, покупке нового оборудования, а после посещения шахты складывается впечатление, что модернизация ее мало коснулась.

– Понимаете, горная отрасль сама по себе очень консервативна. И в ней во многом сохраняются дедовские методы работы. Я пришел на горное производство в конце семидесятых годов, сейчас на дворе ХХI век, а ситуация в забоях мало поменялась. Как был главным инструментом ручной перфоратор, так остается и по сей день. Конечно, можно поменять это оборудование, но какие для этого нужны средства!.. Мы сегодня не лучшие времена переживаем. Цена на наше сырье упала почти на 30 процентов, а затраты на запасные части, оборудование, расходные материалы, горюче-смазочные и прочие ресурсы только увеличиваются.

– Работники рудника довольны своей зарплатой?

– Денег всегда не хватает, а в современном мире, когда инфляция бежит «впереди планеты всей», тем более. Наши доходы напрямую зависят от множества составляющих, начиная с цен на бензин и электричество и заканчивая ценой на золото на рынке. В прошлом году его стоимость упала почти на 30 процентов, как я уже говорил, но мы зарплату держим и даже пытаемся увеличивать. Так, на подземных работах, в геологоразведке, на обогатительной фабрике средняя зарплата — от 15 до 30 тысяч рублей. Иногда можно услышать, что на «северах» зарабатывают значительно больше. Наверное, не спорю, но только туда надо еще доехать, да и сама жизнь там куда дороже. И если все посчитать, то получится, что зарплата там мало отличается от нашей. Да и график работы у нас очень удобный — вахтовый метод: 15 дней человек активно работает, а затем 15 — отдыхает.

– Как вы решаете кадровые проблемы?

– Мы думаем о будущем: у нас есть несколько стипендиатов, которые сейчас учатся в различных вузах. За их обучение платим из собственных средств. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем выпускники школ перестанут видеть себя юристами и экономистами. Профессия инженера, если мы думаем о развитии страны, должна стать престижной. Да и рабочие специальности нужно получать.

Люди к нам едут из разных мест, но только не всегда имеют нужную квалификацию. Чтобы решить этот вопрос, открыли при руднике учебный центр. И сегодня желающие могут получить специальности по 25 направлениям. В качестве преподавателей работают наши же сотрудники. Это своего рода профессиональное училище. Преподавательская деятельность ведется не стихийно, а по четко выверенным планам, затем обучающиеся проходят производственную практику на рабочих местах, сдают экзамены. У нас имеется лицензия, выданная республиканским министерством образования. Все, как в хорошем учебном заведении.

– Рудник – предприятие сложное, и его влияние на природу не всегда положительное. Что сегодня делается для охраны окружающей среды?

– К экологической проблеме мы подходим со всей серьезностью, исходя из принципа: земля после нас не должна оставаться мертвой. Поэтому с 2009 года положен конец сбросам в реки Синюха и Сейка. «В тонусе», что называется, нас держат природоохранная прокуратура, Ростехнадзор. Кстати, у нас есть общежитие, в котором только три квартиры заняты вахтовиками, в остальных люди живут семьями. И к этому дому было решено подвести очистные сооружения. Да и при проведении ежегодных осмотров состояния здоровья работников вредных профессий не наблюдается увеличения числа заболевших.

– Для Сейки рудник является градообразующим предприятием. Какую конкретную помощь он оказывает населению?

– Я хотел бы уточнить: рудник сегодня — это единственное промышленное производство в районе и в Республике Алтай в целом. И к нам — особое отношение, более пристальное внимание. Самая большая помощь – это наши платежи в различные налоговые фонды как регионального, так и федерального уровня. Общая сумма годовых налоговых поступлений в бюджеты составляет более 100 млн. рублей, причем добрая половина этих денег остается в республике и идет на заработную плату работникам социальной сферы и другие нужды. При необходимости мы не отказываемся от оказания спонсорской помощи в ремонте домов наших тружеников, осуществляем подсыпку и ремонт дорог в поселке. Рудник бесплатно содержит в школе группу продленного дня, развивает детский спорт, учредил даже Кубок рудника по горным лыжам. Помогаем мы и пенсионерам. Приглашаем на торжества, помним об их вкладе в развитие рудника.

– Как вы относитесь к предложенным депутатами изменениям в законодательство?

– Мы очень благодарны спикеру парламента И.И. Белекову, нашему депутату Т.А. Гигель, которые прочувствовали наши проблемы. У нас много людей, которые ушли с производства, имея соответствующий льготный стаж и при этом не получая никаких привилегий. Принятие законопроекта позволит работникам шахт, горного производства воспользоваться льготами. Пусть они небольшие, но и такое внимание очень важно для каждого человека. Вообще наши труженики, горняки и обогатители, вниманием не очень избалованы.

– Вам приходится быть жестким?

– Конечно. Когда дело касается дисциплины, безопасности труда, выполнения производственных заданий, я стараюсь не принимать никаких оправданий. Вопросы безопасности и охраны труда, постоянной аттестации рабочих мест, улучшения условий работы горняков и обогатителей объявлены приоритетными. Это тем более важно, что шахта всегда подразумевает травмоопасность и сложность. И мы просто обязаны делать упор на снижение этих рисков. Мы фиксируем аварии и инциденты, которые не повлекли за собой несчастных случаев, но признаны потенциально опасными, и принимаем меры, чтобы они не повторялись. Это способствует снижению травматизма. В прошлом году непосредственно на охрану труда шахтеров, обеспечение их средствами индивидуальной защиты, специальным бесплатным питанием, на медобслуживание было истрачено более 10 млн. рублей. Стратегическая линия компании — сведение травматизма к нулевым показателям. Такая политика способствует не только снижению числа несчастных случаев, но и перемене отношения самих людей к вопросам безопасности своего труда.

Беседу вела Нина Снегирева.

Это интересно

Упоминание заимки Сейка встречается в списках населенных пунктов Томской губернии за 1904 год. На тот момент в ней зафиксировано пять дворов, в них проживали 17 мужчин и 21 женщина. В 1911 году Сейка насчитывает уже 11 дворов. В это же время отмечен аил Сейка Кузинской инородческой волости, в котором находится шесть дворов (16 мужчин и 22 женщины) на 100 десятинах. Разделение скорее всего шло по линии русские — алтайцы.

Первое упоминание о наличии золота относится к 1911 году. В 1923-м в пределах Синюхинского рудного поля начинается старательская добыча золота. В 1926-м в деревне уже 35 дворов. В 1951 году было открыто Синюхинское месторождение, получено первое промышленное золото. Начинается новый этап развития поселения — паломничество в эти места искателей больших денег.

Сегодня население Сейки составляет около 1900 человек. Добыча золота — 450 — 500 кг в год.

В 2005 году рудник «Веселый» приобрело ОАО «Горнодобывающая компания «Сибирь», в собственности которого он находится и сейчас.

 

 

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Дети с ОВЗ посетили курорт Сбера «Манжерок»

Благотворительный день прошел на курорте Сбера «Манжерок» для детей...

В Горно-Алтайске сотрудники полиции и предприниматели организовали турнир по мини-футболу среди учебных заведений

В рамках профилактических операций «Твой выбор» и «Чистое поколение»,...

«Ростелеком» разработал цифрового консультанта для розничных магазинов

«Ростелеком» завершил разработку нового сервиса «Цифровой консультант» для ритейл-индустрии....

Женщина в русском селенье

Зоя Викторовна Жданова в Чойском районе человек известный, можно...