Черная «кошка» в темном лесу

Дата:

Ночь была лунная…

Над горой Солоп, возвышающейся в окрестностях Турочака, открылась полная луна, осветившая лес, дорогу, по которой возвращалась из Горно-Алтайска глава района Елена Унучакова. Тревожное предчувствие, что «черные» лесорубы вновь не будут спать этой ночью, заставило ее проехать за родное село в сторону Бийска. Вскоре на снегу появился след автомобиля, уходящий в бор у реки Бии. Служебный джип последовал за ним в лесной массив.

Луна высвечивала одну наезженную колею за другой, они пересекались, расходились в стороны, заставляя автомобиль возвращаться, менять курс. «Черные» лесорубы? Они, конечно, кто еще будет здесь так ездить! Вскоре обнаружился штабель свежесрубленной древесины, за ним другой, третий. Больше ста кубометров незаконно заготовленной деловой древесины, ожидающей погрузки.

– Станут грузить – здесь мы их и поймаем, – решила глава района и обратилась за помощью в Турочакское лесничество.

…День прошел в ожидании – никто не приехал. Вечером на пути к штабелям устроили засаду помощник лесничего Сергей Есиков и водитель Иван Попов.

Вдвоем в ночном лесу без оружия – удастся ли задержать, установить личности воров? Это не Гослесфонд, бор находится на землях сельхозназначения бывшего совхоза, но риск казался оправданным, ведь бор – общее достояние жителей района.

Приближалась полночь, когда в лесу появились машины, ехавшие к штабелям. Первым следовал тяжелый лесовоз, за ним – трактора МТЗ-80 и ДТ-75.

– Начинают грузить, – сообщил помощник лесничего главе района по сотовому телефону.

– Выезжаю с полицией, ждите, – коротко ответила Елена Унучакова.

Служебный УАЗ лесничества встал на лесной дороге, загородив колею, перед выездом на трассу.

Сотрудники полиции изъяли права у водителя КамАЗа и трактористов, доставили их в районный отдел МВД давать показания. Груженый лесовоз сопроводили на штрафстоянку.

Помощник лесничего с водителем оставались в засаде до утра, но никто к штабелям больше не приехал.

Месть «черных» лесорубов

Только к вечеру следующего дня главе района удалось найти технику для вывозки незаконно заготовленной древесины. Елена Унучакова решила лично проконтролировать погрузку и вывозку. Не предвидела она, что «черные» лесорубы решились на месть.

Служебный джип остановился на лесной дороге как вкопанный, колеса словно пули пробили. Машина напоролась на когти «черной кошки» – специального самодельного железного устройства, замаскированного на колее. «Черная кошка» пробила и колеса тяжелого автомобиля местного жителя, согласившегося помочь вывезти на штрафстоянку оставшуюся в штабелях древесину. Обе машины встали. На что надеялись воры – что люди не смогут выехать из леса и замерзнут?

Жертвенный лес

Зеленая стена леса Государственного лесного фонда, охраняемого лесничеством, – справа от дороги по правобережью Бии, а слева – жалкие остатки реликтового соснового бора на землях сельскохозяйственного назначения. Реку видно насквозь через эту «пустыню», где похозяйничали лесные воры. Это деяние отозвалось острой болью в сердцах жителей всего Турочакского района: почему такая несправедливость, почему лес отдан на заклание «черным» лесорубам, которые губят его так нагло и беспощадно?

Здешние леса - водоохранные
Леса здесь водоохранные.

Однажды в соседнем селе Дмитриевка местные жители собрались на сход, обозначив в повестке дня: «Защита лесов от браконьерских рубок». Страсти накалились до предела. «Зачем тогда районная власть?», «Создать народную дружину!», «Весь лес передать в лесничество!», «Обратиться к Президенту России!» – звучали вопросы и предложения участников собрания.

Они сообщили о том, что все действия сельской администрации по предотвращению незаконных вырубок результатов не дали. На заявления главы поселения о лесонарушениях полиция направляет отказы в возбуждении уголовного дела, так как земля, на которой происходят лесонарушения, относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения». Этим пользовались «черные» лесорубы. В сутки выпиливалось и отправлялось с прицепами древесины на общую сумму около 800 тысяч рублей – около десяти КамАЗов.

Дружину по охране лесов жители села создали, решили обратиться за помощью в самые высокие инстанции. Они, в частности, возмущались тем, что к вырубке лесов, по их мнению, приложила свою руку и районная администрация.

Отношение новой районной власти к лесу стало иным, усилилось взаимодействие с лесничеством, но проблемы охраны леса остались прежние. А наглость «черных» лесорубов превзошла все известные ранее пределы.

– В ближайшее время начнем консультации с лесничеством о возможном участии в кадастровых работах, – говорит Елена Унучакова.

Но сможет ли лесное ведомство помочь в проведении лесоустройства? Министерство лесного хозяйства Республики Алтай финансируется для ведения лесного хозяйства на землях лесного фонда. Субвенции из федерального бюджета не могут использоваться для проведения кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственного назначения. Примерная стоимость лесоустроительных работ, исполняемых Новосибирским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсибпроект», составляет около 150 рублей за один гектар. В программе финансирования Минлесхоза РА расходов на лесоустройство не предусмотрено. Найдет ли деньги на эти цели администрация Турочакского района?

Турочак - поселок лесной
Турочак – село таежное.

Министерство лесного хозяйства в курсе всех лесных проблем, волнующих жителей района, которые, в частности, возмущались созданием при прежней районной власти «Опорной фактории Турочакского района» на площади более 52 тысяч гектаров. «Куда уходит лес, куда деваются деньги?» – интересовались люди.

«Факторией» занялось министерство лесного хозяйства. По его предложению Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом по Республике Алтай обратилось в суд с иском о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок «Фактории» с возможностью бессрочного пользования им. Судебный процесс продолжался больше года. «Фактория» была признана незаконной.

После вступления в силу этого судебного решения министерство лесного хозяйства зарегистрировало право собственности Российской Федерации на большую часть лесов бывшей «Фактории». Но часть земельного участка вдоль реки Бии прежняя администрация района не согласовала для регистрации права собственности Российской Федерации, что повлекло массу нарушений лесного и природоохранного законодательства.

В дебрях законодательной путаницы на землях сельхозназначения, где еще сохранился «жертвенный» лес, можно заблудиться. Для «черных» лесорубов это их «фактория». Жители района видят один выход – передать эти леса в лесничество, чтобы они сохранились в Гослесфонде, а «черных» лесорубов привлечь к уголовной ответственности.

Валентин Варванец.
Фото автора.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...