дома » Новости » Нелегальная миграция: бомба замедленного действия

Нелегальная миграция: бомба замедленного действия

Проблема нелегальной миграции в России появилась в 90-е годы, после развала Советского Союза. Образование нового геополитического ландшафта привело к тому, что бывшие соотечественники стали гражданами других государств, а экономическая ситуация заставила их в больших количествах мигрировать к более благополучному соседу. Во втором десятилетии 2000-х годов на эту проблему уже нельзя закрывать глаза.

Миграционная гравитация

Страны, которые по уровню жизни гораздо выше своих соседей, всегда привлекают мигрантов, и Россия здесь не исключение. Скорее даже наоборот, у россиян есть долгий опыт совместного мирного существования с нынешними «чужаками», поэтому проблема массовой ксенофобии только начинает зреть в обществе – но именно в контексте позитивного прошлого опыта она наиболее опасна.

Большое притягивает маленькое – этот закон миграционной гравитации действует и в США, где существует проблема латиноамериканских мигрантов, и в Европе, которая особенно остро ощутила на себе миграционные потоки с Ближнего Востока после «арабской весны».

К счастью, в Россию жители постсоветского пространства едут по менее драматичным причинам, но все равно не от лучшей жизни: ситуация в их собственных странах гораздо хуже, чем в РФ, и даже тяжелая работа за мизерную зарплату у нас позволяет им помогать своим семьям на родине. И чем благополучнее будет жизнь в России, тем больше нелегалов она будет привлекать.

Стремительный поток

Следует строго разделять понятия легальной и нелегальной миграции. Совсем без рабочей силы извне российской экономике придется трудно, однако современные объемы нелегальной миграции превышают реальную потребность страны, а потому наносят только вред. Судите сами: в 2011 и 2012 годы квоты на работу иностранных граждан в России составляют 1,8 млн. человек. Они дают право на абсолютно легальное трудоустройство, которое контролируется ФМС и другими органами. Но на деле, по оценкам экспертов, сегодня в РФ трудятся от 12 до 15 миллионов трудовых мигрантов – в несколько раз больше квотированного объема.

Действительно ли такое количество иностранной рабочей силы необходимо для России? Многие работодатели говорят, что да, и даже просят об увеличении официальных квот, но они лукавят: им просто выгодно использовать труд нелегалов, так как у них фактически нет никаких прав и законодательной защиты, им можно платить в разы меньше чем легальному работнику и уж, тем более россиянину. И это одна из многих проблем, которые создает нелегальная миграция в России.

Последствия нелегальной миграции

Как уже отмечалось выше, одна из проблем – бесправное положение нелегальных гастарбайтеров. Они живут в ужасных условиях, в их среде часты несчастные случаи из-за ненадлежащих условий труда и проживания, болезни, отмечается высокая смертность. А проконтролировать этот процесс и исправить ситуацию невозможно из-за их подпольного положения. Такая ситуация озлобляет мигрантов, толкает их на правонарушения, на конфликты с местным населением, которое отвечает тем же. Страдает и государство: с нелегальных зарплат не платятся налоговые отчисления.

Еще одну проблему представляют национальные диаспоры. С одной стороны, создание землячеств должно идти мигрантам только на пользу – диаспоры могли бы помогать интеграционным процессам, обучать своих членов местным правилам и нормам, но на деле происходит обратный процесс. Нахождение среди «своих» позволяет мигрантам считать, что они могут вести себя в России как на родине, без учета морально-этических принципов российской жизни. Кроме того, диаспоры часто «откупают» соотечественников, совершивших на территории России противоправные действия, покрывают организованную преступность или даже выступают организаторами преступных групп. Разумеется, улучшению межнациональных отношений это не способствует.

Без радикальных мер в миграционной политике эта ситуация будет ухудшаться год за годом и в итоге может вылиться в столкновения между этническими группами, популяризации националистских идей среди населения и дальнейший ущерб экономике и политической ситуации России.

Мягкая интеграция

Что же делать, чтобы миграционная ситуация хоть немного улучшилась? Перекрыть все пути, по которым в Россию попадают мигранты, невозможно – ужесточение контроля на границах приведет только к увеличению нелегалов. На сегодняшний момент больше требуется контроль внутри самой страны – в первую очередь, за работодателями, которые используют иностранную наемную силу, потому как именно они зачастую сводят на нет все государственные начинания по улучшению миграционной обстановки. Мерами наказания за нарушение трудового, налогового и миграционного законодательства для недобросовестных работодателей могли бы стать большие штрафы и даже уголовная ответственность.

Тех же мигрантов, которые приезжают работать в Россию легально, надо мягко интегрировать в российское общество. В качестве образца можно использовать западный опыт, но очень избирательно. Так, например, следует воздержаться от решения миграционных проблем по французской модели, когда правительство «тушит» все очаги недовольства мигрантов социальными пособиями в надежде, что ситуация будет тихой еще с десяток лет. Но это в любом случае бомба с часовым механизмом, и перевод стрелок немного назад ситуацию не исправит.

Гораздо более удачным на данный момент представляется опыт Швеции. Там миграционные «бомбы» обезвреживают более действенными мерами: мигрантам помогают интегрироваться в социальную и экономическую жизнь страны, получить образование, найти нормальную работу, подавляют роль диаспор и земляческих объединений.

Разумеется, брать пример с Европы нужно осторожно, у России должен быть принципиально свой путь решения миграционных проблем. Каким он будет – решать нам, гражданам страны. И в первую очередь нам всем следует осознать серьезность проблемы – в нашем большом и многонациональном государстве вопрос миграции – это больше, чем экономические или социальные трудности. Для нас это вопрос целостности и внутреннего мира.

 

 

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: