Амаду Мамадаков: «Мама – главный человек в моей жизни…»

Дата:

Кинозвездой российского масштаба заслуженным артистом республик Алтай и Тыва лауреатом Премии имени Г.И. Чорос-Гуркина Амаду Мамадаковым гордятся его земляки. Они с нетерпением ждут у телеэкранов фильмы с его участием. Наверняка многие наслышаны о том, что Амаду работает в Театре Калягина, реализует себя в качестве режиссера. Также он преподавал в Национальной алтайской студии Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина. Мамадаков снялся в более чем 30 фильмах и сыграл в ряде спектаклей, также он автор нескольких постановок на сценах различных театров Москвы, Тувы и Республики Алтай. Живет и работает в Москве.

Недавняя премьера детективного сериала «Защита свидетелей», где в одной из главных ролей снимался Амаду, стала поводом для интервью. Он любезно согласился.

– Амаду, как вы поступаете, если на улице к вам обращаются незнакомые люди с вопросом: «Можно с вами сфотографироваться?» Кстати, при случае я бы тоже обратилась с такой же просьбой…

– Я уже привык к тому, что многие меня узнают, подходят, просят сфотографироваться вместе или просто делают это, не спрашивая, желаю я того или нет, а потом выкладывают в Интернет. Думаю, с подобными ситуациями сталкивается каждый киноактер, которого знают в лицо миллионы людей. Это неотъемлемая часть нашей профессии. С этим приходится мириться, независимо от того, какое у тебя настроение. Иногда случаются даже комические ситуации. Однажды собирался с друзьями на дачу к знакомым, заехали на рынок. Иду в трениках, майке, с арбузом в руках, а они мне говорят: «Видел там юного баяниста? Видимо, твой поклонник, у него баян твоими фотографиями обклеен. Может, порадуешь мальчонку, автограф дашь…». Подхожу к нему и говорю: «А вот и я!» Но этот безобидный с виду мальчик прогнал меня и обозвал вдогонку. Мы же долго смеялись. Думаю, если бы я подъехал на лимузине, в дорогом костюме, тогда бы он меня точно узнал. Так что многие, наверное, не хотят, чтобы кто-то разрушал их иллюзии.

У нас на Алтае люди особенные – скромные, совсем не такие, как в крупных городах. За это я и люблю своих земляков. Даже если и узнают кого-то на улицах, ведут себя спокойно, не бросаются с возгласами и просьбами дать автограф. Не то что, например, на Украине – там мне пришлось скрываться от темпераментной толпы на мотороллере!

В Сан-Франциско шел как-то по улице и разглядывал небоскребы, слышу в спину на алтайском языке: «Здравствуйте, алтайский юноша!» Обернулся – стоит паренек-азиат. Оказалось, он тувинец. А еще приятно, когда за границей подходят русские и по-свойски начинают разговор. Они так радуются, что встретили земляка, говорят, что смотрят российские фильмы, благодарят и по широте душевной приглашают в гости. Меня с типичной азиатской внешностью считают русским актером!!! Мне это приятно.

Конечно, много было разных курьезных историй, связанных с моей актерской деятельностью, благодаря чему стал узнаваемым, но не буду вдаваться в подробности. Хочу надеяться, что все это временно. Поскольку я в одном лице и оптимист, и реалист, то прекрасно понимаю: всему свое время, у всего есть начало и конец, в том числе и у популярности. Поэтому спокойно ко многому отношусь и принимаю все, что происходит в моей жизни сегодня. Признаюсь, радуюсь каждому новому дню и с удовольствием нахожусь в этом конкретном промежутке времени, который плавно перетекает в завтра из вчера.

– Шекспир сказал: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры! Кто – плут, кто – шут, а кто – простак, мудрец или герой». Что вы думаете по этому поводу, если учесть, что каждый человек в определенный период жизни «играет» роль ребенка, родителя, начальника или подчиненного?

– Профессия актера – великое искусство, которое объединяет музыку, вокал, хореографию и т.д. Когда ты много лет изучал актерское мастерство и знаешь, что это такое, подолгу тренировался перед зеркалом, не раз перевоплощался в разные роли, то понимаешь, какой это труд. Профессиональный актер «надевает маску» под прицелом объектива и «снимает» ее, когда камера выключена. В жизни все гораздо сложнее. Ты тонко чувствуешь фальшь, неискренность. Видишь, что кто-то так правдиво обманывает тебя, а другой неуклюже пытается помочь. Порой смотришь на происходящее вокруг и соглашаешься с гениальным Шекспиром, что мир – большой театр. Одни талантливо играют навязанные им роли, некоторые заигрываются настолько, что не понимают, как перешли границы дозволенного, другие пытаются «смыть грим» и обрести свое лицо. Жизнь – сложная штука, в которой важно не играть, а жить по-настоящему, так, как подсказывает тебе совесть, если, конечно, она есть…

– А что вы думаете о деятельности храмов искусства, в том числе и в нашей республике?

– Есть регионы, где театры закрываются, и это печально. Что касается нашей республики, то, на мой взгляд, театр было бы правильнее назвать Центром искусств, поскольку одну сцену у нас делят несколько организаций. Там же в перерывах между правительственными совещаниями, юбилеями и всякого рода форумами проводятся всевозможные шоу и концерты. Актеров лишили голоса, а среди них немало талантливых, я бы даже сказал гениальных, людей. У них отняли место, где рождается великое искусство. Считаю, что профессиональный театр умер в нашем регионе еще в 90-х годах в развалинах старого здания, после чего плюс ко всему не стало русской труппы. Зачем, как в сказке про «Теремок», объединили под одной крышей драмтеатр, филармонию, Государственный национальный театр танца и песни «Алтам» и так далее? Этого я не понимаю.

Радует, что в некоторых соседних с нами регионах открываются новые театры, и в отличие от нашего там создаются условия, чтобы они развивались без влияния извне.

Я с трепетом в душе наблюдал, как Российская академия наук боролась за самостоятельность. А спросил ли кто-то у актеров нашего театра, хотят ли они объединения?

Профессионалы театра и кино, побывавшие в нашем национальном театре, качают головами, узнав, как обстоят дела в стенах этого роскошного здания… Я солидарен со своим руководителем Александром Александровичем Калягиным, который убежден: уровень культуры, духовного, нравственного воспитания населения в регионах зависит теперь от губернаторов, от их отношения к культуре и искусству.

Кстати, в том, что я стал актером, – заслуга бывшего главы нашего региона Валерия Ивановича Чаптынова. Он сыграл в моей жизни решающую роль. Идея отправить ребят из республики в Щепкинское училище принадлежала ему. Помню, он несколько раз лично приходил к нам во время учебы и интересовался, как дела, а когда мы получили дипломы, Валерий Иванович принял нас в своем кабинете и сказал, что театральное искусство в республике будет развиваться. В свое время по его инициативе в разные вузы страны разъехались студенты из региона. После окончания они вернулись домой и вносят свою лепту в культуру Горного Алтая.

– Одно время вы преподавали в Национальной алтайской студии в театральном училище имени Щепкина. Почему ушли?

– В Щепкинском я уже не преподаю, хотя просили остаться. Понимаете, постоянно гастролирующему актеру сложно совмещать все это. К тому же педагогика – непростое и ответственное дело. Ну, в общем, решил уйти. Возможно, доживу до определенного возраста, когда будет и время, и чему научить молодежь, что передать ей. Тем не менее помогаю чем могу училищу.

– Над съемками в каком фильме и вообще над чем вы работаете сейчас?

– Недавно вернулся из Латвии. В Риге снимался в полнометражном фильме «С пяти до семи», где играл киргиза-бармена. Мне приятно, что внес в киноленту свой вклад –  отрывок из киргизского эпоса «Манас». Алтайская и киргизская речь очень схожи, но древний их язык пришлось учить. Надеюсь, этим порадую жителей Кыргызстана. Во время съемок с удовольствием общался с разными киргизскими актерами, особенно со старшим поколением, это очень интересные, духовно богатые люди.

Сейчас, во время летних каникул, помогаю Щепкинскому училищу набирать студентов в Туве. Еще работаю в труппе Калягина. Побывал также с режиссером Юрием Морозом на съемках в Мальте, в Америке (Сан-Франциско). Там снимали фантастику, в которой я играю самого себя, то есть Амаду Мамадакова. Сейчас нахожусь в Москве, сижу практически на чемоданах, потому как скоро выезжаем на съемки в Крым. Название фильма мы не афишируем. Пока готовлюсь к постановке в Театре Калягина алтайского героического эпоса «Маадай-кара».

– Я слышала, что в каком-то фильме, не помню его название, вы совершали традиционный для алтайцев обрядов. Расскажите об этом подробнее.

– В картине «Звезда» о разведчиках в годы Великой Отечественной войны мне предложили сыграть роль казаха Джурабаева, я же попросил режиссера Николая Лебедева включить вместо него роль алтайца и аргументировал это тем, что два мои дедушки тоже воевали. Помню, мы писали письмо главному продюсеру фильма Карену Шахназарову, и он согласился. Я предложил на выбор список алтайских фамилий и имен на трех листах. Так появился персонаж Темдеков. В одном из эпизодов он зажигает пучок травы, что тоже не было предусмотрено в сценарии. Спасибо режиссеру и продюсеру: они включили в фильм обычай моих предков. Это древний ритуал, который до сих пор совершают у нас на Алтае. О нем мне известно от моих родителей.

В сериале «Защита свидетелей» режиссера Владислава Фурмана изначально по сценарию был кавказец. Я предложил в качестве одного из героев тувинца и придумал его имя. Вместе с режиссером мы переписывали сценарий, куда я внес некоторые тувинские слова.

– Вам как актеру с яркой азиатской внешностью приходилось играть алтайцев в других фильмах?

– В сериале «Основная версия» режиссера Александра Смирнова о жизни оперативников Московского угро играл алтайца Баштака Таланова. До сих пор с благодарностью вспоминаю жителей Республики Тыва. Они здорово мне помогли: отправили из музея и из театра реквизит – настоящие древние серебряные нож, пиалу и пояс. В этом же сериале можно увидеть войлочную юрту, которую мне подарил бывший глава Онгудайского района Семен Сергеевич Тузачинов. Она пригодилась и студентам-щепкинцам – они проводили Чага байрам во дворе своего училища. А еще ее устанавливали на крыше многоэтажки напротив нашего Белого дома на берегу Москвы-реки и провожали новогоднюю ночь 2008-го. У нас побывало много гостей. Все называли юрту «Крышей мира». Получилось великолепное зрелище! Теперь эта юрта стоит в Подмосковье на берегу Оки.

– Недавно с одним знакомым из другого региона мы немного поспорили из-за вас, когда речь зашла о сериале «Защита свидетелей». Он сказал: «А-а, это фильм, в котором тувинец снимается». На что я ему ответила: «Он чистокровный алтаец с типичным алтайским именем Амаду, что в переводе означает «мечта», к тому же родом из Ело Онгудайского района, и его родители до сих пор там живут». А потом подумала: наверное, для всех азиатов вы свой? Земляки приходят к вам в театр?

–  В зале нашего театра, имеется в виду Театр Калягина, я уже узнаю лица постоянных зрителей-азиатов – студентов и москвичей, которые много лет живут в столице, у них там родились и выросли дети. В их числе тувинцы, алтайцы, буряты, якуты, хакасы, монголы и многие другие. Администрация театра и работники кассы знают, что азиаты приходят ко мне, и откладывают билеты. Кстати, наш театр благодаря профессионализму руководителя – один из лучших и популярных в Москве. Калягин сумел сделать из него  настоящий храм искусства. Так что приглашаю всех своих земляков. Приходите! Буду очень рад!

– Что для вас родина?

– Я родился и вырос на Алтае. Там живут мои родители. Я их очень люблю, с ними созваниваюсь каждый день, а также друзья детства, родственники. Папа мой обычный деревенский трудяга. Мама всю жизнь проработала фельдшером. С ней по вызовам я объездил на мотоцикле «Урал» с коляской все стоянки. Фельдшер в деревне несет службу круглые сутки и, как говорится, не имеет права на личную жизнь. И днем и ночью, в любую погоду он должен быть наготове. Вызывают его при любых несчастных случаях. А сколько жизней мама спасла! Часто вспоминаю, как самоотверженно она трудилась, и поражаюсь, как ей удалось выдержать такие нагрузки. Несмотря на то, что сейчас она на пенсии, люди по сей день обращаются к ней за помощью. Обидно, что за свой труд она получает мизерную пенсию. Естественно, я помогаю ей, стараюсь, чтобы она ни в чем не нуждалась. Она до сих пор восхищает меня честностью, чувством юмора, оптимизмом, добротой и мудростью. Я очень ее люблю! Мама – главный человек в моей жизни, к мнению которого я всегда буду прислушиваться, сколько бы мне ни было лет.

В прошлом году в Доме культуры родного села Ело я отметил свой день рождения. Встретился с одноклассниками, родными – было многолюдно и весело.

Для меня родина – это как зарядное устройство для батареек. Когда чувствую, что пора «подзарядиться», спешу домой на Алтай.

Марина Туркушева. 

алтайские-горы.рф

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...