дома » Новости » Медовые страсти

Медовые страсти

Пчел держать – не в холодке лежать. Случайно попавшаяся на глаза пословица как нельзя точно отразила суть беседы с председателем общественной организации «Пчеловоды Республики Алтай» Татьяной Владимировной Поликарповой-Гановой.

Мы встретились с ней весной, когда только-только начала пробиваться зеленая трава. Если вы думаете, что в холодное время года пчеловоды, как и огородники-садоводы, отдыхают, то глубоко заблуждаетесь. Татьяна Владимировна рассказала: пчелы требуют круглогодичного внимания. Конечно, летом приходится тяжелее всего: в спецодежде, маске проводить на солнцепеке по нескольку часов не каждому под силу. В юности, когда мама закрепила за ней несколько пчелосемей, частенько хотелось бросить все, «забастовать». Но с годами пришло осознание: этот  труд приносит большое удовлетворение – физическое, моральное, материальное…

Имея огромный опыт разведения пчел (у нее 110 пчелосемей), Татьяна Поликарпова-Ганова стала одним из инициаторов объединения пчеловодов республики. Сделано это было не ради праздного общения единомышленников – для решения копившихся десятилетиями проблем.

Проблема первая.

Нет закона – нет денег

— Пчеловодство всегда являлось одной из самых прибыльных отраслей сельского хозяйства, — говорит Татьяна Владимировна. – Однако в нашем регионе основная ставка делается все же на мараловодство. С одной стороны, это понятно — эксклюзивное направление, с другой – продукция пчеловодства тоже может стать изюминкой республики, потому что местный мед действительно отличается от других, и не только своим составом (а в нем содержится до 62 микроэлементов), но и уникальными вкусовыми качествами. Это объясняется биологическим разнообразием растений Горного Алтая, которого нет ни в одном другом субъекте страны.

Пчеловодам, конечно, хотелось бы, чтобы государство «протянуло руку помощи». Потому что, несмотря на высокую рентабельность, вложения в производство колоссальны. И они только возросли в связи с вступлением России в ВТО.

— Приведу один пример, — доказывает Татьяна Владимировна, — медогонка (агрегат для откачки меда) стоит сто тысяч рублей. Это огромные деньги для начинающего пчеловода, а ведь надо еще приобрести сами пчелопакеты, другое оборудование, создать подсобное помещение. При этом ухода за насекомыми требуется гораздо больше, чем за теми же маралами, коровами, овцами.

Так что конкретно хотят пчеловоды от власти? Поликарпова-Ганова сообщила интереснейшую вещь: оказывается, ни на региональном, ни на федеральном уровне нет нормативно-правового акта, который регулировал бы деятельность этой отрасли! А без закона, постановления и т.п. как можно устанавливать какие-то льготы, преференции, меры поддержки? Да, кое-что касающееся пчеловодства «проскакивает» то в ветеринарных СанПиНах, то в Налоговом кодексе, но это все эпизодические явления. А нужна, как и в любом деле, система.

— В Алтайском крае действуют местный закон и правила по содержанию пчел, — приводит пример Татьяна Владимировна. – И у нас несколько лет назад, я знаю, комитетом по аграрной политике велась работа в этом направлении, которая, к сожалению, ни во что не вылилась. Поэтому в прошлом году мы решили проявить инициативу «снизу»: разработали свои правила и отправили их в Минсельхоз, ветеринарный надзор, правда, никакого результата пока не получили.

При этом главный пчеловод республики считает, что с властью нужно договариваться, а не находиться в противостоянии, вести диалог, а не обвинять. Эта позиция позволила сдвинуть дело с мертвой точки – пчеловодов услышали. Как колоссальную удачу Татьяна Владимировна расценивает приглашение регионального министерства сельского хозяйства осенью поучаствовать в ярмарке на ВДНХ (Москва), причем затраты на транспортировку и аренду помещения возьмет на себя ведомство.

Появится нормативная база – возникнет обоснование для государственных вложений в отрасль. И они, по словам Татьяны Владимировны, окажутся очень выгодными самому же государству, так как открывают отличные перспективы развития других сфер сельского хозяйства. Например, если начать централизованно засевать поля медоносными растениями, за счет опыления пойдет восстановление биоресурсов, укрепится кормовая база (кстати, это проблема для Горного Алтая), как итог — увеличится поголовье скота. Есть над чем подумать, не правда ли?

Проблема вторая.

Имидж — ничто?..

— Мед в современном обществе не является предметом первой необходимости, — констатирует Татьяна Владимировна.  – Основные наши клиенты – люди старшего возраста или имеющие какие-то хронические заболевания. Хотя в больших городах ситуация начала меняться: народ приходит к пониманию, что урбанизация неблаготворно сказывается на здоровье, а мед как натуральный продукт способен поддерживать нормальную работу организма.

Одной из своих основных задач общественная организация видит приучение населения к потреблению продукции пчеловодства. Ее решение включает в себя и расширение рынка реализации, и раскручивание бренда «мед Горного Алтая».

— Мы с большим удовольствием вместе с горадминистрацией   включились в организацию фестиваля меда в Горно-Алтайске – это способ заявить о себе, — говорит Поликарпова-Ганова. – А еще планируем изготовить одинаковые палатки, одежду с нашим логотипом, собираться по пять-шесть человек — и на ярмарки, которые сейчас постоянно устраиваются в разных городах. А то многие дальше трассы-то никуда с товаром не выходили…

Что касается бренда, то он, несомненно, имеет право на существование. Как говорится, всяк кулик свое болото хвалит,  но научные исследования и отношение людей свидетельствуют о высоком качестве нашего меда.

— Один из моих коллег, — рассказывает пчеловод, — недавно ездил в Италию на выставку меда и убедился лично, что мед, произведенный в других странах, не идет ни в какое сравнение с продукцией Горного Алтая!

Однако Татьяна Владимировна заострила внимание на том, что заниматься продажей меда какого-нибудь Васи или Пети ее организация не будет:

— У нас более глобальная цель – создать условия для реализации. То есть, образно выражаясь, хотим дать людям удочки, а не рыбу. Пока мы их мастерим…

Проблема третья.

Менталитет пчеловода

Пчеловоды – народ особый, утверждает Поликарпова-Ганова. Во-первых, они свободолюбивы, а значит, собрать их в единый коллектив – вместе легче решать разные вопросы — очень сложно. Ощущение свободы идет рука об руку с осознанием, что в этом деле результат зависит только от тебя: поленился, плохо поработал – мало меда накачал. И наоборот.

Во-вторых, пчеловоды инертны. Большую долю их составляют пенсионеры, ожидающие, что к ним, как раньше, приедут закупщики и все заберут. Но ведь теперь мы живем в условиях не плановой, а рыночной экономики, и перекупщики предлагают за продукт, в который вложен не один десяток рублей, сущие копейки. Какой выход? Шевелиться самим, переламывать себя и выходить торговать самостоятельно. К этому призывает Татьяна Владимировна, правда, ее доводы скорее воздействуют на молодежь, коей тоже немало в рядах пчеловодов. Люди среднего возраста «выпали из обоймы», причины этого надо искать в 90-х: когда все производство «загибалось», не было денег, многие бросили заниматься пчелами, а многие – из числа желающих – так и не начали.

Важно не просто выйти на рынок, но и грамотно вести себя на нем. Этому тоже надо учиться. Так, к примеру, три года назад цена на мед резко возросла – до 1500 рублей за банку (при прежних 600 – 700). Следующие сезоны были урожайными, а пчеловоды не стали снижать планку. Что в результате: покупателей нет, дохода нет, развития производства нет, зато есть тонны нереализованного меда.

— Я всегда говорю: надо следовать правилу золотой середины, — рассуждает Т.В. Поликарпова-Ганова. — Безусловно, надо ценить свой труд, но задирать цены нельзя, иначе отпугнем людей. Сами отучим их потреблять нашу продукцию.

На пути смены менталитета уже есть определенные успехи: Татьяна Владимировна гордится тем, что пчеловоды начали проявлять социальную активность. Зимой провели акцию в психоневрологическом интернате, где каждому пациенту вручили баночку меда и соты.

Проблема четвертая.

Соседская зависть

Кроме решения серьезных мировоззренческих задач организация пчеловодов занимается и рутинными, приземленными делами. Скажем, помогает пчеловодам с юридическим оформлением кооперативов (к слову, Татьяна Владимировна — заместитель декана юрфака ГАГУ, при этом честно признается, что не знает, какая работа — пчелы или преподавание – для нее является основной).

 — Пчелы же не спрашивают, куда им лететь, — объясняет Татьяна Владимировна, — из-за этого часто случаются конфликты с соседями. Но я считаю, что в основе их все-таки лежит банальная человеческая зависть.

Действительно, пчеловоды, как правило, крепкие хозяева, при этом, на взгляд непросвещенного человека, ничем особым не занимаются, даже и на работу не всегда ходят. И вот на тебе – новую машину купил, или отдохнуть за границу съездил, или дом подновил.

Судебные перспективы у пчеловодов хорошие: разведение этих насекомых не ограничивается ни одним актом. Единственная санитарная норма, касающаяся пчел, — хозяйства должны быть огорожены двухметровым забором (для того чтобы пчела поднималась выше человеческого роста). Ну а вообще близость с пасекой приносит ощутимую пользу.

— Благодаря моим пчелам, — улыбается Татьяна Владимировна, — в окрестных садах-огородах значительно улучшился урожай. Иногда соседи приходят ко мне и просят пчелку – подлечиться. Апитерапия очень действенна, ученые доказали, что с ее помощью можно вылечить такое серьезное заболевание, как атеросклероз.

Беседовала с Татьяной Владимировной, яркой, энергичной женщиной, и думала: за таких людей держаться надо, они из любой ямы страну вытянут. Нужно им только помочь, дать, образно говоря, буксировочный трос. Но для начала их необходимо хотя бы услышать…

Ольга ДЕНЧИК.

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: