дома » Новости » О майских указах Президента, специфике регионов и механизмах экономической поддержки

О майских указах Президента, специфике регионов и механизмах экономической поддержки

Почти год назад, 7 мая 2012-го, Президент России Владимир Путин подписал ряд указов, касающихся практически всех сторон жизни как государства в целом, так и отдельных его граждан. Ситуация с исполнением этих документов в регионах складывается неоднозначная. О том, как идет процесс в нашей республике, корреспондент «Звезды Алтая» попросила рассказать министра экономического развития и инвестиций Александра Алчубаева.

— Прежде всего подчеркну: майские указы президента, касающиеся всех сторон жизни граждан России — экономики, социальной сферы, здравоохранения, образования, жилья и ЖКХ, государственного управления, демографической политики и других аспектов жизнедеятельности, крайне важны. В них поставлены конкретные задачи, обозначены четкие показатели, к которым через пять — семь лет должна прийти страна. Они носят мобилизующий характер: органы власти обеих ветвей и всех уровней должны сделать все от них зависящее, чтобы обеспечить исполнение.  Характер и содержание указов вдохновляют, настраивают на еще более серьезную работу. Мы понимаем, на каком уровне находимся сегодня и чего должны достичь в результате исполнения, разрабатываем комплекс соответствующих мероприятий.

Однако при всей важности задуманного нельзя не отметить: реализация указов требует значительных финансовых ресурсов. При этом подход ко всем субъектам (и к Татарстану или Красноярскому краю, и к Республике Алтай, Туве или Забайкалью) одинаков — к такому выводу мы пришли, работая с федеральными министерствами и ведомствами. Но субъекты находятся на разном уровне экономического развития, кардинально отличаются и их финансовые возможности.

В ряде регионов (доноров) выполнение указов вызвало лишь небольшую корректировку  своих программ. В нашем случае, сосредоточив ресурсы под их выполнение, мы вынуждены были «оголить» другие направления, связанные в основном с привлечением инвестиций и созданием инфраструктуры на территории республики. В прошлом и в этом году нам пришлось «заморозить» многие объекты и приостановить проекты. Кроме того, мы участвовали в ряде федеральных целевых программ на условиях софинансирования (должны вносить средства республиканского бюджета, прежде чем получить федеральные деньги), но в 2012-м вынуждены были значительно сократить эти расходы. Соответственно намного меньше получили из федерального бюджета. Это касается объектов капитального строительства (пострадали также и строительные организации: в ряде случаев мы вынуждены были перенести сроки оплаты за выполненные работы), проектов, связанных с дорогами, в том числе районными и поселковыми, поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и предпринимателей, многих других направлений. Где-то закупили меньше, чем предполагали, медицинского оборудования, где-то не повысили пособия или другие выплаты.

В связи с этим республиканское правительство перед Администрацией Президента РФ и Министерством финансов России поставило вопрос о том, что для обеспечения выполнения майских указов на всей территории страны необходимо учитывать специфику регионов. Эту проблему неоднократно поднимал и лично Глава РА Александр Бердников, озвучивая ее на самом высоком уровне.

И надо отдать должное Администрации Президента России: после наших обращений (очевидно, аналогичные вопросы поступали и из других регионов) было назначено совещание. Из одиннадцати приглашенных на него регионов наша республика была единственной, представлявшей Сибирский федеральный округ. Не потому, что только у нас сложилось такое положение дел, возможно, определенную роль сыграло то, что мы были более настойчивы, чем многие другие.

Совещание состоялось 4 апреля под руководством помощника Президента РФ Эльвиры Набиуллиной, были приглашены руководители федеральных министерств (финансов, экономики, регионального развития), а также Экспертного управления администрации президента. Республику представляли руководители министерства финансов и министерства экономики и инвестиций, была представлена информация о ситуации с выполнением указов президента на территории региона и тех трудностях, с которыми пришлось столкнутся. В частности, мы сообщили: чтобы исполнить указы президента и при этом не сворачивать собственные программы развития, запланированные ранее, нашему региону на 2013 год необходимо дополнительно около шести с половиной миллиардов рублей.

По итогам совещания российскому министерству финансов было поручено создать рабочую группу, чтобы рассмотреть ситуацию, сложившуюся конкретно в нашей республике, и попытаться найти решение, позволяющее минимизировать влияние мероприятий, связанных с реализацией указов, на программы, которые мы вынуждены были приостановить.

Минфин и Миэкономики Республики Алтай подготовили расчеты и обоснования, подтверждающие наши цифры, в настоящее время отрабатывается поручение Эльвиры Набиуллиной по возможному увеличению финансовой поддержки региона в связи с реализацией указов.

Подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть: майские указы президента крайне важны, но у субъектов очень разные возможности, а в федеральных министерствах на сегодня нет механизма учета региональных особенностей. Руководители в центре принимают правильные решения, но как бы в отрыве от реальности, а для таких территорий, как наша республика, должен быть особый механизм экономической поддержки. И это в очередной раз доказывает актуальность нашей инициативы о принятии федерального закона об устойчивом развитии горных территорий. Этот документ предусмотрит разработку территориального коэффициента для корректировки федеральных решений. Если будет работать законодательно обеспеченная система, справедливая по отношению к подобным регионам, отпадет необходимость ставить вопросы перед администрацией президента или как-то иначе решать проблемы в особом порядке.

Надо отметить: в декабре 2011 года вышел Федеральный закон «О зонах территориального развития…», в нем заложены элементы механизмов, предлагаемых нами в законе об устойчивом развитии горных территорий. Нас предварительно внесли в перечень субъектов, которые могут претендовать на включение в список. На прошлой неделе в республике состоялось совещание с министерствами, ведомствами и администрациями пяти муниципалитетов. Теперь многое будет зависеть от того, насколько качественно и грамотно мы сумеем оформить и подать соответствующую заявку. Очень надеемся на то, что федеральную помощь республика все-таки получит.

Галина МИРОНОВА.

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: