дома » Новости » Не просто отдых

Не просто отдых

«Я хотел бы поговорить о главной, стратегической, отрасли нашей региональной экономики. Туризм сегодня — не просто отдых, но и серьезная экономическая категория», — обозначил министр туризма и предпринимательства Евгений Ларин тему пресс-конференции, прошедшей в минувшую пятницу. Эти встречи уже сложились в добрую традицию: после череды весенних выставок, где главные и привычные — ITB (Берлин), ITM (Москва) и «Турсиб» (Новосибирск), Евгений Владимирович собирает журналистов и беседует с ними о прошедших мероприятиях, об итогах прошлого турсезона и планах на предстоящий.

Жемчужина не только для Сибири

Один из важных моментов этого года — вопрос об изменении подходов к продвижению Горного Алтая. Сегодня мы уже вправе говорить не только об имеющихся на нашей территории природных ресурсах, о красоте, экологии и богатом культурно-историческом наследии, но и об уровне развития туристской индустрии. Инвестиции в нее обусловлены не только факторами, перечисленными выше, но и процессами, происходящими в региональной экономике, в частности, динамичным развитием инфраструктуры и эффективной системой государственного влияния на развитие отрасли. Есть идея поменять что-то и в самом бренде территории. Если раньше на слуху было словосочетание «Республика Алтай — жемчужина Сибири», то теперь, учитывая все возрастающую популярность региона, мы чаще называем Алтай центром Евразии, духовным полюсом планеты. Это и плюс создание современной инфраструктуры, а также подход к демонстрации наших возможностей позволяют нам говорить о том, что Алтай — это целый мир! К тому же на относительно небольшой площади у нас сосредоточено более тридцати ландшафтных типов, а Горный Алтай действительно давно уже жемчужина не только для сибирских регионов. Возможно, изменится и цветовая гамма печатных материалов, представляющих республику: уже в этом году в каталоге туристских ресурсов, ежегодно выпускаемом министерством, превалируют бело-голубые тона, символизирующие чистоту, доброту, красоту и гостеприимство.

Но решение о ребрендинге будет принимать не отдельное ведомство, а республиканский Совет по имиджевой политике. Глава региона Александр Бердников уделяет большое внимание развитию туризма, он согласился лично провести соответствующее совещание и обсудить систему имиджевых подходов.

Количество и качество

Говоря о качественных и количественных показателях, министр отметил: по итогам сезона-2012 турпоток увеличился почти на 11 процентов, количество туристов превысило резонансную отметку — полтора миллиона посещений в год. По числу туристов на одного местного жителя наш регион лидирует в России, оставив позади даже знаменитые «Курорты Краснодарского края». Средняя стоимость туристских услуг выросла на десять процентов, средняя величина потраченных в сутки средств одним туристом составила 1759 рублей (в 2011-м — чуть больше тысячи). Загрузка объектов в высокий сезон — более ста процентов в выходные и праздники, в районе 80% — в будни. Прием гостей осуществлял 221 туробъект, что на 41 больше, чем в 2011-м (плюс 2100 мест размещения, из них 650 круглогодичных). При этом базы и комплексы, предоставляющие более дорогие и качественные услуги, пользовались большим по сравнению с объектами эконом-класса спросом. Отмечено увеличение числа туристов, прибывших на организованном коммерческом транспорте (плюс более 50 тысяч человек). Возрос поток из Новосибирской области, Алтайского и Красноярского краев, европейской части страны, уменьшился — с Урала. Но основными потребителями наших туристских услуг остаются жители Сибири. Еще одна тенденция, наблюдающаяся уже в течение нескольких лет, — снижение числа туристов, размещающихся в сельских домах (их сегодня более 420) — минус 50 тысяч человек. При этом примерно на 55 тысяч выросло число неорганизованных туристов, Специалисты связывают это как с ростом цен на услуги, так и со стагнацией в экономике страны.

Зимние виды и новые тренды

Констатировал министр и увеличение инвестиций в создание туристских объектов — правда, отметил, что это небольшие базы и гостиницы, тем не менее объем частных вложений оценивается в районе миллиарда рублей. Обусловлено это и общей популярностью региона у турагентств и туристов, и обустройством в республике инфраструктуры (прежде всего аэропорт, реконструкция Чуйского тракта и проекты, осуществляемые в рамках особой экономической зоны), и работой по созданию инвестиционного климата.

Набирают обороты новые виды, например оздоровительный, событийный туризм, из активного отдыха в отдельное направление можно выделить снегоходные туры. Начинает развиваться конгрессно-выставочный туризм: количество и направления чартерных рейсов, регистрируемых в аэропорту «Горно-Алтайск», позволяют говорить о крупных компаниях российского и международного масштаба, прибывающих к нам, чтобы провести выездные совещания, конференции или конгрессы. В министерстве это расценивают как серьезный тренд в развитии отрасли, а руководители ряда туристских предприятий под эту тенденцию ориентируют свою инфраструктуру.

Бюджет, масштабы и отдельный бизнес

Что касается эффективности отрасли и ее отдачи в бюджет региона, то по прошлому году объем налогов и неналоговых сборов составил более 125 миллионов рублей (119 млн. — в 2011 году). Прямые налоговые отчисления при этом — порядка 65 млн. руб., рост к 2011-му — около 12 процентов. С точки зрения налоговой политики это вполне объяснимо — предприятия, оказывающие туристские услуги, в основном относятся к среднему и малому бизнесу и находятся на льготных режимах налогообложения, так что большой бюджетной отдачи от них ожидать и не приходится. Задачу наполнения бюджета как раз должны решить крупные инвестиционные проекты, такие как «Алтайская Долина», всесезонный комплекс «Манжерок» и ГЛК «Телецкое».

«Мы скоро станем интересны для гостиничного бизнеса, представляющего мировые бренды, — высказал Евгений Ларин довольно смелую мысль (присутствующие журналисты, на протяжении доброго десятка лет занимающиеся темой туризма, впрочем, восприняли это как само собой разумеющееся: не так давно и планы по открытию аэропорта многим казались несбыточными). — А это — стандарт и гарантированное качество обслуживания, стимул для увеличения турпотока, импульс к дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса (вокруг крупных гостиничных центров)».

Сегодня уже всем ясно: за время высокого турсезона, предоставляемого природой, нельзя сформировать серьезный задел, который позволил бы инвестировать в развитие основного капитала. Поэтому и делается упор на создание возможностей для круглогодичного отдыха.

На взгляд премьера

Важная составляющая деятельности Министерства туризма и предпринимательства РА — продвижение туристских ресурсов и турпродукта. В этом году республика планово участвовала в четырех мероприятиях (помимо трех, обозначенных выше, это международная выставка «Енисей» в Красноярске). Республика Алтай — единственный в России субъект, где специализация региональной экономики определена как развитие внутреннего и въездного туризма. Отсюда — особое внимание к рекламе и серьезность подходов к формированию имиджа региона. «Правительство республики совершенно справедливо столько внимания уделяет продвижению этой базовой для нас отрасли, — подчеркнул министр. — Участие в выставочных мероприятиях дает результат в плане создания и подтверждения образа региона как территории, благоприятной для отдыха и рекреации, кроме того, — является серьезной площадкой для делового сотрудничества представителей турбизнеса. В этом году особое внимание к отрасли было впервые продемонстрировано и со стороны первых лиц государства: «Интурмаркет», например, где был серьезно представлен и наш регион, посетил Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев — он дал высокую оценку состоянию туристской отрасли России в целом и организации выставки в частности».

Не увязывая напрямую с выставками цифры, отражающие посещение республики иностранными туристами, Евгений Владимирович отметил: в прошлом году из-за границы c туристскими целями к нам приехали около десяти тысяч человек. Лидеры в этом отношении Германия, Монголия, Китай (сегодня путешествуют более 70 млн. китайцев, и граница с таким соседом для нас — крайне важный фактор).

Три кластера одной программы

Из множества запланированных на предстоящий сезон дел есть смысл обозначить работу в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 — 2018 годы». Регион вошел в нее в этом году, реализация началась с проекта создания подъездной дороги к ГЛК «Манжерок». Следующим этапом станет искусственное оснежение горнолыжных трасс комплекса, далее — обустройство и берегоукрепление Манжерокского озера.

В целом в программе определены три кластера. Инвестиционный проект «Солнечная поляна» — это 69 га, прилегающие к Манжерокскому озеру, в настоящее время готовится мастер-план по созданию там курортно-санаторного комплекса мощностью 2,5 тысячи мест круглогодичного размещения, зон отдыха и развлечений.

Второй участок — ГЛК «Телецкое», который в этом году должен начать работу, давая тем самым мощный импульс развитию зимних видов отдыха и туризма на Телецком озере. «Всегда считал, что самое роскошное место в плане туристско-рекреационных ресурсов в любое время года — Телецкое озеро, — признался Евгений Ларин в особом отношении к уникальному водоему. — Сказывается его отдаленность, но за счет вхождения в ФЦП постараемся реконструировать дорогу от Верх-Бийки до Артыбаша, сделать качественные и современные очистные сооружения в Иогаче и Артыбаше, провести линии электропередачи и обеспечить всю инфраструктуру, необходимую для горнолыжных комплексов».

Третий, «Семинский берег», — каури-парк в Шебалинском районе. Автотуристический комплекс будет способствовать перераспределению турпотока по муниципальным образованиям республики.

Важный момент — создание туристско-информационных офисов в муниципалитетах. Кроме того, ожидается внесение изменений в Федеральный закон №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Они коснутся классификации туристских объектов, аттестации гидов и экскурсоводов, ответственности за осуществление незаконной туристской деятельности (такое понятие вообще вводится впервые). Но это тема для отдельного разговора. Как и проблемы очистки удаленных территорий, обустройства троп на опасных участках маршрутов, обеспечения безопасности туристов в целом (именно об этом шла речь в части «вопрос-ответ»).

Галина МИРОНОВА.

Добавить комментарий

Комментарии

Учредители: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, АУ РА "Редакция газеты "Звезда Алтая"

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Алтай.

Свидетельство ПИ N ТУ 22-00602 от 1 июня 2016 г.

Телефоны:

Главный редактор: 8(38822) 2-21-67,
Заместитель гл. редактора 2-20-31,
Секретарь: 2-20-57,
Отдел писем: 2-58-57,
Реклама (факс): 2-41-55

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: