Без географии мы нигде

Дата:

Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!

География – наука про всех и для всех, которую изучают все – от маленьких почемучек до серьёзных седых учёных. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей.
По мнению ученых, география – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как о планете людей. Ведь география не просто наука, это безграничная область знаний, объединяющая практически все процессы на Земле. Она развивает широту взглядов во всём, являясь базой для формирования мировоззрения человека. География учит людей жить на Земле.
Второй Всероссийский съезд учителей географии состоялся в МГУ имени М.В. Ломоносова в начале ноября. В его работе приняли участие более 550 учителей географии, методистов, представителей региональных отделений Русского географического общества из всех субъектов нашей страны. От нашей республики там побывала учитель географии городской школы №1 Татьяна Степановна Бирюлина. Сегодня она гость нашей редакции.
– Организаторами второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.
Одной из ключевых тем съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России. Ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, открывая съезд, признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни».
И действительно, в последние годы, к великому сожалению, падает престиж школьной географии. Почему? Я вижу несколько причин. Как ни странно, научно-технический прогресс – основная проблема. «Цифра», Интернет, электронные карты, GPS-навигация привели к тому, что без малейшей умственной нагрузки ребенок получает моментальный доступ к любой информации, в том числе и географической. Учебники по географии и бумажные атласы, словари и справочники в этом плане неконкурентоспособны.
Во-вторых, произошло сокращение учебных часов на школьную географию. Их катастрофически мало! В шестом классе на изучение общей географии, где закладываются фундаментальные знания общих закономерностей природы, терминология, отведен всего один час!
Некоторые считают, что география – наука непрактичная! Современные ученики прагматичны, более плотно изучают те предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится, к сожалению. Хотя это беда не только нашего века. Мне вспоминается бессмертное выражение мадам Простаковой из «Недоросля» Фонвизина: «А географию зачем учить? Извозчик сам довезёт!» К сожалению, это мнение многих родителей и учеников.
Учебники по географии – отдельная тема. Здесь хочу процитировать учителя географии и экономики московской школы Олега Сычева, выступавшего на съезде: «Большинство учебников по школьной географии написаны формалистическим, сухим языком и не могут вызвать интереса к изучению предмета. Конечно, по содержанию все правильно (хотя и здесь бывают «ляпы»). Ученик – не научный работник, для которого степень формализации научной дисциплины важна безусловно. Ребенка важно заинтересовать! Но есть и другая крайность, когда учебник превращается в подобие комиксов или какой-то географической Книги рекордов Гиннесса (обилие картинок и перебор с материалом типа «самый-самый»), а научное содержание выхолащивается в ущерб чисто визуальному восприятию. Видимо, авторы таких учебников считают, что этого вполне достаточно для современных молодых людей с их мозаично-клиповым сознанием, не способным к цельному восприятию окружающего мира». Как говорится, ни убавить ни прибавить.
Основные положения Концепции развития географического образования в России обсуждались на тематических «круглых столах» съезда. Были рассмотрены вопросы модернизации содержания и методики преподавания географии, разработки нового стандарта и системы оценки качества географического образования, а также современные образовательные технологии в практике преподавания географии, роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников, система дополнительного географического образования и школьные олимпиады. По итогам работы съезда финальная версия документа будет направлена в Правительство РФ на утверждение.
Я несказанно рада тому, что на мой предмет наконец-то обратили внимание. Мир велик и разнообразен, а география – универсальный интегратор. Без географии мы нигде!

Беседовала Лена Светлая

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Горно-Алтайске пройдет ежегодный фестиваль «Книга Алтая»

Одиннадцатый ежегодный фестиваль «Книга Алтая» пройдёт с 8 по...

«Манжерок» запустил специальный тариф для школьников

Всесезонный курорт «Манжерок» запустил специальный тариф для школьников. Акция...

Под счастливым числом

Сегодня, 29 марта, в Перинатальном центре Республики Алтай по...

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...